«О, я себе эту музыку скачаю!». Как оперная певица пошла работать в школу — и почему ушла через год
«О, я себе эту музыку скачаю!». Как оперная певица пошла работать в школу — и почему ушла через год

«О, я себе эту музыку скачаю!». Как оперная певица пошла работать в школу — и почему ушла через год

Полина Трушкова

12

10.11.2021

Многим артистам театра, оперы и балета из-за пандемии пришлось нелегко. То спектаклей нет совсем, то есть — но реже, чем обычно. Начинающая оперная певица из Санкт-Петербурга Валерия Белякова решила вопрос с потерей работы нестандартно: пошла работать в общеобразовательную школу. Мы записали ее монолог о годе в роли учителя музыки.

Кофейня или школа

Я пою на разных сценах в Санкт-Петербурге. Но в 2020 году фактически осталась без работы: из-за пандемии театры закрылись, много талантливых музыкантов и артистов по всему миру остались без заработка.

По образованию я преподаватель вокального искусства и оперная певица, преподаю с 2013 года. Сначала работала в музыкальной школе, потом занималась с учениками частным образом. Мое образование подразумевает работу не в обычной школе, а как минимум в музыкальной. Либо в среднем специальном или даже высшем учебном заведении. Но прошлой зимой в таких местах уже не было вакансий.

Я начала рассылать резюме в самые разные образовательные организации Санкт-Петербурга — и в итоге получила приглашение пойти работать в общеобразовательную школу. Мне дали вести уроки музыки в классах с пятого по восьмой, и сольфеджио — со второго по седьмой. Сольфеджио в школе — кружок дополнительный, но очень полезный.

Валерия Белякова

Могла ли я в тот момент выбрать что-то другое — например, пойти варить кофе? Думаю, нет: я когда-то пробовала работать в кофейне, но продержалась там только две недели. Мне было важно все-таки как-то применять свои знания и опыт — пусть даже не на сцене. Что-то внутри уже не позволяет мне работать не по профессии.

От «Любэ» до Мусоргского

Придя в школу, я поставила себе цель — приобщить детей к мировому музыкальному искусству. В частности, к крайне важной его части — к опере. Чтобы сразу выстроить доверительные отношения, я предложила ученикам рассказать о музыке, которая им действительно нравится. Одна девочка из пятого класса сообщила, что любит «Любэ». Многие говорили, что им нравится группа «Кино». Общий итог подвела ученица шестого класса. Она сказала, что сейчас есть такая интересная тенденция: современные дети с интересом слушают музыку 90-х годов прошлого века.

Я же со своей стороны старалась давать детям самое яркое. Мне хотелось, чтобы мои ребята выкрикивали: «О, надо это найти, записать! Я себе скачаю!»

Так было, когда ребята услышали легендарную кантату «Кармина Бурана» Карла Орфа

А еще им очень понравились «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», «Метель» Свиридова. Запомнились и «Ромео и Джульетта» Прокофьева — в частности, особый восторг вызвал «Танец рыцарей». Когда дети во время самостоятельных работ узнавали эти произведения и еле сдерживались, чтобы не выкрикнуть название, мне было очень радостно.

В мае, в преддверии Дня Победы, мы смотрели документальный фильм о фронтовых бригадах артистов и музыкантов, которые работали и на передовой, и в тылу во время Великой Отечественной войны. Герои ленты, солдаты, рассказывали, как для них была важна музыка, как она придавала им силы. Рассказывалось в фильме и о том, как в Ленинградской филармонии во время блокады играли Седьмую симфонию Шостаковича по всей радиосистеме города, и его жители собрали последние силы, чтобы продолжить бороться.

Я задала тогда ученикам вопрос: в чём же суть музыки? И каждый из них ответил по-своему

Сама я думаю, что суть музыки — это прежде всего развитие эмпатии, способности чувствовать и сопереживать. Именно эти умения и черты отличают нас от роботов и машин.

Хорошо помню, как в моем детстве педагог включала неизвестное нам произведение и спрашивала: «Как вы думаете, о чем оно?» Я повторила этот прием уже со своими ребятами: задавала им писать мини-сочинения о том, какие эмоции они испытывают, когда слышат ту или иную музыку. У меня дома лежит папочка с этими самостоятельными работами. Так приятно их перечитывать!

Отрывки из работ учеников 5-х и 6-х классов с впечатлениями от цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

  • «Гуляешь с друзьями, но наступает дождь, и все идут домой сердитые»
  • «Я иду серьёзный в сотый раз рассказывать стихотворение бабушке»
  • «Дети играют в салочки и скачут на игрушечных лошадках тёплым летним днём»
  • «Погоня в тёмном переулке. Под угрозой жизни человек бежит на пределе своих возможностей»

Важно поддерживать детей

По-моему, учитель обязан следить за микроклиматом в классе. Он должен не позволять смеяться над кем-то, кого-то гнобить. В школе, где я преподавала, был один мальчик. Все говорили о том, какой он ужасный, его боялись или просто не любили учителя, от него все время ждали неприятностей. Но на уроках музыки он вёл себя замечательно! Я даже подошла к социальному педагогу, чтобы узнать что-то про его семью.

Мне сказали, что бесполезно, да и поздно пытаться исправить ситуацию

Но я понимала, что, если и дальше все будут считать, что «уже поздно», потом он может сделать что-то ужасное. И я за свой короткий срок работы в школе старалась хвалить его за любую выполненную работу. Считаю, очень важно, когда к тебе хоть кто-то не относится предвзято.

Выступление Валерии Беляковой

Я вела с детьми беседы, говорила, что всё их общение сейчас может как-то сказаться на будущем. Они могут сейчас травмировать других ребят, но могут и помочь друг другу развиваться.

Мне самой довелось столкнуться с учителями, которые вели себя непедагогично и предвзято. И, думаю, на судьбах учеников это потом отразилось. Например, моей однокласснице постоянно говорили, что она не сдаст историю из-за того, что она не всё ловила на лету… Такое унижение при всём классе бесследно не проходит. В итоге все мы были под конец обучения забитыми, боялись, что над нами будут смеяться. Вот я даже сейчас говорю всё это — и боюсь, что меня не так поймут, неправильно обо мне подумают.

«Почему у моей дочки не пять?»

Я заметила, что у многих учителей, особенно у классных руководителей, не выстроены границы с родителями. Это очень изматывает.

Даже мне в конце четверти вечером писали: «Почему у моей дочки не пять?» Иногда высказывали претензии. Естественно, эта нервозность должна куда-то вылиться. И чаще всего это происходит в учительской, начинаются конфликты.

Ещё, конечно, на состояние преподавателей влияет большая загруженность. Поэтому не все учителя — вечные образцы для подражания в том, что касается тактичности, лояльности.

Я думаю, было бы здорово, если бы в школах ввели дополнительную психологическую подготовку для учителей. Чтобы у них была возможность проходить тесты, получать поддержку.

Чувствовала ответственность за своих ребят

Через два месяца после того, как я пришла работать в школу, у меня снова начались концерты. Ещё я дистанционно училась в магистратуре — иногда выполняла задания на переменах. При этом каждый день ездила в школу к первому уроку. А после, в пять часов вечера, на учёбу. Потом — на репетиции. Я чувствовала, что к концу учебного дня у меня нет сил, а надо еще собраться на концерт.

Выступление Валерии Беляковой

Я приходила домой около 12, в 6 надо вставать, а ведь еще нужно было как-то к урокам готовиться! Но я не бросила преподавание до конца учебного года, потому что чувствовала ответственность за своих ребят.

Я приглашала ребят на разные концерты с бесплатным входом. И потом видела, как мои двоечники приходили на концерты, слушали выступление, писали какие-то положительные отзывы.

В середине июня я написала все необходимые отчёты и уволилась. Сейчас преподаю только пение в музыкальной школе, а параллельно занимаюсь артистической карьерой.

Ребята расстроились из-за моего ухода, да и я по ним скучаю. Но, думаю, ученикам будет приятно видеть меня на сцене и знать, что я продолжаю учиться и развиваться. Такой пример их больше вдохновит.

Фото: личный архив Валерии Беляковой

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(12)
Artem Alexanderson
Все мои комментарии обычно начинаются с высказывания моей политической позиции; принудительная школа — отстой, ибо представляет собой узаконенное государством информационное насилие над детьми и их семьями. Долой принудительную школу, как и призывную армию.

Теперь же о музыке. На мой взгляд, предмет абсолютно бесполезный, как и та же пресловутая физкультура или даже литература. Ибо вся его суть, обычно, сводится к навязыванию учащимся «классики», вместе с попутным порицанием популярной культуры, а также чьих-то вкусов, зачастую не только музыкальных.

Также, зачастую, преподами музыки становятся те, кто закончил музыкальные учебные заведения, но не смог реализоваться во взрослом мире и на рынке как профессиональный музыкант. В итоге идут в школу самоутвержаться засчёт чужих детей. Безотказный способ найти себе слушателей.

Как же должно быть? Во-первых, сам формат обучения — полностью добровольный. Во-вторых, музыка — факультатив только для желающих. Ну а вообще, лучший вариант обучения музыке — частный препод или негосударственная музыкальная школа, где учат только музыке.
Artem Alexanderson
«Сольфеджио в школе — дополнительный кружок, чтобы на него не ходить, нужно писать заявление на имя директора.»

Потрясающая логика. Чем-то напоминает метро, где турникеты, вместо того, чтобы открываться на несколько секунд при оплате, всегда открыты, но бьют того, кто пытается пройти без оплаты.
Михаил Пранович
Artem Alexanderson
Может, в тексте просто опечатка?
Михаил Пранович
Когда я учился в в 5-9 классах (правда, я не из России, но наша система образовния мало чем отличается), уроки музыки казались чем-то ужасным. Притом, что я сам попутно учился в музыкальной школе. Неимоверно скучный урок, но не потому, что он не нужен, а потому что его не умеют преподавать. Всё сводилось к тому, что мы просто пели попсовые песенки на уроках, потому что, видите ли, никто классику не слушает, никому это не интересно.

Очень важно, чтобы музыку преподавал человек, искренне любящий академическую музыку, чтобы рассказывать о ней, как М. Казиник. Не пытаться провести пародию на муз. лит-ру и скучным книжным языком рассказывать, что «Бах — великий немецкий композитор, родился в 1685 и умер в 1750, написал много произведений для органа, клавесина и т.д, и т. п.», а простым, может даже эмоциональным языком объяснять и давать слушать.
О попсе рассказывать на этих уроках не нужно. Дети и так будут слушать Моргенштерна, Билли Айлиш, Ширана и прочий ширпотреб. Для развития человека важна именно высокая культура. Даже если человек потом не будет по жизни слушать классику, она точно оставит свой след в нём. Именно поэтому я считаю, что музыка должна оставаться обязательным предметом, но при этом должны быть пересмотрены методы преподавания.
Показать все комментарии
Больше статей