«Планирую писать биты лет до 50»: подростки-музыканты — о творчестве, которое поймут не все
«Планирую писать биты лет до 50»: подростки-музыканты — о творчестве, которое поймут не все
«Планирую писать биты лет до 50»: подростки-музыканты — о творчестве, которое поймут не все

«Планирую писать биты лет до 50»: подростки-музыканты — о творчестве, которое поймут не все

Илья Шувалов

01.10.2024

Отношения с музыкой у подростков обычно выглядят так: пока одни мучаются с нотной грамотой в музыкалках, другие заслушиваются рэпом во дворах. Но есть и третьи: они уже в школе создают свою музыку — новую, добрую и классную. Например, о том, как они любят маму и хотят перевернуть мир. Вы сможете услышать их 6 октября в «ГЭС-2» на Фестивале им. Джаста Фофанова — организовывают его, кстати, тоже подростки. В преддверии этого события мы с ними поговорили.

«Становиться популярным мне на фиг не надо»

Ваня Морозов, 14 лет

Делает харш-нойз под ником onmie

Любовь к музыке мне привил папа — он сам пишет музыку, любит регги и синти-рок. Когда мне было 8 лет, я решил тоже попробовать: начал писать треки по битам из YouTube, потому что программы для создания музыки комп не тянул. Потом, когда мне купили новый ноутбук, я стал создавать биты и аранжировки сам.

Постепенно я начал узнавать про разные жанры — год назад я узнал про хайпер-поп (микс поп-музыки и электронного авангарда. — Прим. ред.) и написал несколько треков в похожем стиле. Тогда же мама скинула мне ссылку на Фестиваль им. Джаста Фофанова, где я по итогу выступил со всем, что успел написать. На фестивале я познакомился с другими музыкантами, в том числе с исполнителем Ptichka Soe — он рассказал мне про новые инди-жанры. Мы потом даже написали несколько совместных песен.

За прошедший год всё сильно поменялось. Я познакомился с ребятами, которые посвятили меня в жанры нойза — харш-нойз и психоделический нойз (очень шумная электронная музыка. — Прим. ред.). Эта музыка сильно отличается от всей другой — мне нравится, как она воздействует на голову. Плюс, когда пишешь нойз, никогда не предугадаешь, что по итогу получится. Звук выдает программа — и обычно она создает что-то очень необычное, что толкает на новые мысли и идеи. Это огромный прорыв в музыке.

У меня уже большая аудитория. 250 слушателей на стримингах для меня — это взрыв мозга!

По сравнению с другими исполнителями это немного, но становиться популярным мне на фиг не надо. Я хочу ездить на метро, а не на такси, не хочу к себе лишнего внимания, не хочу сам делать что-то плохое. Потому что большинство людей, когда получают большую популярность, спиваются. Мне этого совсем не хочется, мне больше нравится в андеграунде.

Андеграундная экспериментальная сцена — это вообще очень дружелюбная среда. Там ни музыканты, ни слушатели никогда не скажут, что ты плохой и неправильный, там всем по фигу. Можешь делать что хочешь — значит, есть много возможностей для экспериментов.

Тексты для песни я создаю так: сначала выбираю тему, потом пишу первое четверостишие, а потом еще семь — в каждом появляется своя тема. Это прикольно. И тексты, и музыку я пишу каждый день по вечерам, меня в это время прямо пробирает. Стараюсь писать в рифму: раньше не всегда получалось, и я использовал сайт rifme.net, очень крутой сайт, но сейчас с этим уже получше.

Я еду домой на метро, на трамвае. Я не знаю, кто я, — я знаю, что люблю свою маму. Она самая лучшая женщина на свете. Я тебя love you, ты — моя мама, я тебя обожаю. Ты самая лучшая мама. Я тебя люблю очень сильно. И папу тоже.

Панелькины — onmie

Тема семьи для меня — очень трогательная. Своей бабушке я даже посвятил целую песню. Я много переписываюсь в разных чатах, и если кто-то там говорит: «Я не люблю своих родителей», «Мама задолбала» — я сразу выхожу. Меня бесит, что кто-то может так с ними обращаться. Мои родители — это вообще самые лучшие люди, которых я когда-либо видел. Они для меня на первом месте — по всему, что возможно. Мое творчество они тоже очень поддерживают.

Иногда я скидываю свои песни в разные чаты, где нет музыкантов, чтобы получить адекватную критику. Но чаще всего мне говорят: «Какая у тебя тупая музыка, я ее ненавижу! Зачем ты это делаешь?» Тогда я отвечаю: «Не нравится — не слушайте». Мне лично нравится то, что я делаю, и я буду это делать дальше, мне по фиг. К людям, которые не дают мне конструктивную критику, я абсолютно равнодушен.

Для взрослых, которые скажут, что всё это ерунда, у меня есть совет: слушайте нормальную музыку, а не всякую попсу, открывайтесь новому.

Андеграундная музыка — всегда качественнее и интереснее, чем какая-нибудь Анна Асти

Думаю, я буду продолжать карьеру лет до 40–50. Потому что музыка — то, что мне нравится больше всего на свете. Но, мне кажется, в Москве построить карьеру никак нельзя. В будущем я хочу переехать учиться за границу, а потом — в Ташанту, это город на Алтае, на границе с Монголией. Вот там я найду вдохновение: там горы, природа, вообще кайф. Тем более что местная народная музыка, всякие бубны — это тоже, по сути, нойз.


«Кто-то может стать преступником, а кто-то — рок-звездой»

Корней Байчурин, 16 лет

Солист группы «Кошелек Джулса Уинфилда»

В конце 9-го класса мой друг Петя подарил мне книжку про группу Muse. Он давно был фанатом, а я такой музыкой до этого не особо интересовался. Но после прочтения прямо загорелся — захотелось начать делать что-то похожее, какой-нибудь тяжелый рок. Так как я учусь в частной школе «Летово», здесь много возможностей, чтобы научиться музыке. Я стал заниматься вокалом, а после уроков сам учился играть на гитаре — освоил ее за полгода.

Полноценной группой мы стали очень спонтанно. Я в качестве эксперимента написал тексты для двух песен, Петя придумал для них музыку, мы всё это записали в его комнате и решили выложить на стриминги. Пока загружали песни, придумали и название — с отсылкой к «Криминальному чтиву» Тарантино, которое Петя на тот момент даже не смотрел.

Потом, чтобы выступить на школьном фестивале, к нам присоединились другие ребята из школы — барабанщик Дима и гитарист Витя. Мы тут же взяли их в группу на постоянной основе, потому что такие мастера своих инструментов на дороге не валяются. Все вместе мы записали альбом — в той же комнате. Работать в команде оказалось сложнее, чем вдвоем: у нас у всех свое видение, свои вкусы в музыке, свои примеры для подражания. Но мы учимся находить компромиссы — пока получается. На летних каникулах даже записали альбом на студии, над которым сейчас работаем.

Наша музыка — это протест. Кто-то скажет, что это возрастное, но я так не считаю

Потому что всегда, в любом возрасте будет что-то, что нас будет не устраивать. Мне кажется, человеку в целом присуще резкое, шумное и агрессивное несогласие. Просто в повседневной жизни его мало как можно выразить — зато можно через музыку.

Например, бесит, что нужно просыпаться в 8:30 утра и ты весь день сонный — взял гитару в руки, пошумел и уничтожил это чувство. Нас же всех постоянно что-то не устраивает и бесит, мы все агрессируем. Но, как говорил Мэттью Беллами, фронтмен Muse, кто-то может стать преступником и пойти убивать людей, а кто-то станет рок-звездой.

Вот и настал конец света

Для кружек кофе и диванов удобных.

Но лучше отрываться на предметах,

Чем на себе и себе подобных.

Апокалипсис — Кошелек Джулса Уинфилда

Моя мама вряд ли бы стала слушать наши песни, если бы не была моей мамой, — для нее они слишком шумные. Но в целом родители меня поддерживают и надеются, что творчество не помешает мне окончить 11-й класс. Кстати, если посмотреть статистику на стримингах, нас чаще слушают взрослые, люди 30–40 лет — думаю, им такой рок немного ближе. Но сверстникам он тоже заходит. На выступлении в «ГЭС-2» будет много школьных знакомых, которые приедут нас поддержать, поэтому я с нетерпением его жду.


«И взрослым, и подросткам важно напоминать друг другу о себе»

Даша Мусатова, 17 лет

Соорганизатор второго Фестиваля им. Джаста Фофанова

Фото: Аня Тодич

Моя мама работает учительницей начальных классов. Еще в средней школе я часто помогала ей организовывать квесты и активности для младшеклассников. Думаю, это сыграло свою роль — мне нравится организовывать мероприятия. Плюс я занималась в школе «Каскад», делала инсталляции, и несколько раз участвовала в школьных лабораториях «ГЭС-2», где тоже занималась творчеством. Но над таким большим культурным мероприятием я работаю впервые.

С музыкой меня до фестиваля связывало то же, что и всех подростков, — мы все постоянно ее слушаем. Но мне больше нравятся малоизвестные отечественные исполнители. Когда я давала послушать их одноклассникам, они чаще всего отказывались.

Говорили, что эта музыка плохая, непонятная и никому не интересная — что, конечно же, полная ложь

Во время работы над фестивалем я смогла проникнуться этой темой глубже: пообщалась с начинающими музыкантами, выступление которых буду курировать, познакомилась с ними на фотосессии, которую сама проводила, с некоторыми даже подружилась.

Мне очень нравится то, чем мы все занимаемся, — я вижу, почему нам всем это важно. Родители постоянно хотят от детей, чтобы они были «правильными»: чтобы «в школе только пятерочки», чтобы «не входили за рамочки». А когда дети взрослеют, они начинают больше общаться с миром и видят — таких «правильных» людей так много, и у всех у них нет какой-то внутренней искры, нет амбиций, всё это заглушили правила.

И взрослым, и подросткам важно напоминать другим о себе — о том, какие мы внутри

Это и помогает делать музыка. Все ребята, которые будут выступать на фестивале, — очень творческие и целеустремленные. К тому же они довольно образованные: многие из них прямо сейчас получают среднее или высшее образование, и музыка для них — скорее способ самовыражения и веселья.

Иллюстрация: Иван Татаринов

Я надеюсь, что они станут популярнее, что о них узнают люди. Потому что тогда у них появится возможность заниматься музыкой каждый день, ведь они смогут на ней зарабатывать (или хотя бы уходить в ноль). К сожалению, это так устроено. Если нет цели получить деньги — можно и с друзьями в лесу фестиваль устроить, и это тоже будет круто. Но надо помнить, что просто на творчестве много не заработаешь.

При этом я уверена, что от популярности их музыка не станет хуже, она не станет «попсой». Потому что настоящее творчество популярность не испортит. Перформансы Марины Абрамович, например, знает буквально весь мир — и из-за этого она не теряет своего шарма и своей особенности. Поэтому мне бы хотелось, чтобы о молодых музыкантах узнавали как можно больше.

Увидеть героев материала и услышать их творчество вживую можно на Фестивале им. Джаста Фофанова — 2024, который пройдет 6 октября в Доме культуры «ГЭС-2». В репертуаре молодых музыкантов (им всем от 14 до 22 лет!) — музыка от инди-рока и шугейза до нойза и хип-хопа, а в программе — игры, воркшопы, выступления фокусников и многое другое. Вход на фестиваль бесплатный — по регистрации на сайте.

Фото: частное учреждение культуры «Музей «Виктория — Искусство быть Современным»

Реклама. Рекламодатель: Частное учреждение культуры «Музей «Виктория — Искусство быть Современным», LjN8KN9dR

Выживете ли вы в школьном чате?
Комментариев пока нет
Больше статей