Как устроен проект «Странные кружки», где учат петь жалобы и слушать свой голос
Как устроен проект «Странные кружки», где учат петь жалобы и слушать свой голос
Как устроен проект «Странные кружки», где учат петь жалобы и слушать свой голос

Как устроен проект «Странные кружки», где учат петь жалобы и слушать свой голос

Анна Ефимова

1

29.03.2019

Фонд современного искусства V-A-C запустил проект «Странные кружки», который сейчас работает в ДК «Берендей». Школьники вместе с преподавателями ходят на занятия, где нет никакой иерархии. Одна из кураторов проекта Катя Порутчик и медиатор Даниил Бельцов рассказали, чем полезны такие занятия.

Дети получают навыки, которых не даёт школьная программа

Катя Порутчик: Сначала мы не хотели называть проект «Странные кружки». Понимали, что это плеоназм: если кружки странные, это должно быть понятно из их содержания в первую очередь. Но в результате остановились именно на этом варианте. С одной стороны, это предупреждение — то, чем мы собираемся заниматься, поначалу может быть непривычно и детям, и учителям. С другой — маркирование «своих»: если ты странненький, как и мы, приходи, будем такими вместе.

Мы знакомим участников с разными культурными практиками, с понятиями «частное» — «общее», даем творческие инструменты познания себя. Такое знание необходимо, чтобы человек почувствовал себя чем-то большим, чем просто знающим и умеющим субъектом. Понимать, умеешь ли ты работать в коллективе, — не конкретное знание, но в жизни оно может пригодиться куда больше, чем умение, например, чисто взять ноту.

Странный кружок «Искусство перехода»

Мы не спорим с уже существующими кружками. Мы вовсе не считаем, что они делают что-то неправильно, а мы сейчас покажем, как надо. Но то, чему учатся на наших занятиях, выходит за рамки школьной программы.

Преподаватели учатся вместе с детьми

Катя Порутчик: Сегодня в смешанных возрастных группах за пределами семьи мы проводим очень мало времени. Но подросткам вдвойне полезно работать в коллективе, где к ним прислушиваются наравне со взрослыми. Поэтому мы решили сделать группы доступными для людей разного возраста, взяв за пример школы самоопределения, или школы демократического образования. На занятиях мы стараемся избежать иерархии, а художник (руководитель любого кружка. — Прим. ред.) не позиционирует себя как человек, который всему научит и обучит.

Мы не хотим, чтобы наш проект превратился в подобие рождественской ярмарки, которая приезжает раз в год и не оставляет ничего после себя. Поэтому преподаватели Дома культуры ходят на занятия наравне с детьми. Культурные практики, с которыми их знакомят наши художники, могут стать основой для их собственной работы. В свою очередь они обмениваются знаниями с художниками, у которых нет профильного педагогического образования. К тому же все программы сформулированы так, что они понятны и подросткам, и взрослым.

Детей, которых родители записали без их ведома, в кружки не принимают

Катя Порутчик: Один из наших кружков, которые идут сейчас в ДК «Берендей», рассчитан на детей 7–11 лет. Часто в этом возрасте на занятиях творчеством их учат не размышлять над поступками и состояниями, а соответствовать ожиданиям. Курс «Искусство перехода» как раз постоянно возвращает детей к себе: что я сейчас чувствую? Как мне передать это?

Странный кружок «Искусство перехода»

Мы не спрашивали у подростков, в каких кружках им хотелось бы заниматься. Мы полагались на опыт общения с ними и воспоминания о своих ощущениях в этом возрасте. Например, мы не могли не взять «Чудовищный кружок монструозности», ну честно! Это программа двух художниц из трио ЖВЮ (коллектив, который занимается арт-перформансами. — Прим. ред.), посвящённая монстрам как крайней форме «другого», возможности коммуникации с «другим» и определению контекста, в котором чудовище возникает.

На презентации одного из кружков в Доме культуры произошла ситуация, которая заставила нас задуматься. Некоторые родители пришли на презентацию без детей и, видимо, без их ведома записывали их в кружок. Нам пришлось заново проводить регистрацию, чтобы отобрать действительно заинтересованных. Так что теперь мы будем записывать ребёнка, если он сам попросит об этом или лично заполнит заявку.

Главное, что детям приходится преодолевать, — стеснение

Катя Порутчик: Кружки мы выбирали так. Фонд проголосовал за лучшие проекты из тех, что предложили нам художники, а руководитель Дома культуры выбрал то, что кажется ему полезным. Затем преподаватели ДК выбирали то, что кажется интересным уже им. Если бы директору, например, понравился «Анархо-хор», но никто из преподавателей не счёл бы эту практику полезной и не захотел бы ходить на эти занятия, то он не заработал бы.

Дети и подростки по собственному желанию могут ходить на любые занятия внутри ДК. Если кружки ведут несколько художников одновременно, то они представляют разные области творчества. Например, «Анархо-хор», или хор жалобщиков, ведут одновременно драматург и композитор. Драматург собирает жалобы участников хора и членов других кружков. Они могут касаться чего угодно — невкусной манной каши или глобальных проблем. Вместе с композитором они создают музыкальное произведение. Сейчас мы даже не знаем, что это будет — традиционное хоровое исполнение или электронная запись.

Даниил Бельцов: Ещё один кружок, который работает сейчас, — это «Лаборатория временности». Здесь ребята учатся работать со своим телом и голосовым аппаратом. В жизни мы постоянно сталкиваемся с движением, танцами. И если многие понимают, как могут двигаться, то послушать со стороны свой голос просто стесняются. Некоторые ребята только на этом курсе поняли, какие возможности есть у их голоса.

Странный кружок «Лаборатория временности»

Это серьёзная работа над собой. Не думаю, что происходящее можно было бы охарактеризовать словом «раскрепощение». Оно подразумевает, что вы всё-таки уже знакомы со своими возможностями. Просто нужно преодолеть своё стеснение. Наша же задача — узнавание и осознание самих себя. Мне кажется, в любом возрасте важно открывать в себе качества, о которых ты мог даже не подозревать.

«Странные кружки», которые могут открыться в 2019/2020 учебном году в нескольких Домах культуры Москвы

«Преобразования пространства» — это кружок по сценографии и пространственному дизайну. Его идея в том, чтобы дети почувствовали в себе силы менять пространства под свои нужды. Например, украсить его к празднику именно так, как им хочется, и вообще понять, чего им может хотеться.

«Саунд-крафтинг» — здесь ребята будут собирать схемы интегральных чипов из отдельных элементов, изучать современные микроконтроллеры и одноплатные компьютеры. Похоже на кружки любителей радиотехники, только про звук, интерактивность и то, что называется новыми медиа.

«Электронная музыка» — участники познакомятся с инструментами для создания электронной музыки, научатся работать со звуками и попробуют себя в качестве аудиохудожников.

«Драматургия» — лаборатория для подростков, которая познакомит их с миром театра, позволит научиться основам драматургии, узнать, как создавать героя, писать диалог и выстраивать структуру истории. Итогом занятий станет написанная пьеса.

Читайте также
Комментарии(1)
Уважаемые блоггеры! Будте добры, указывайте город мероприятия, о котором пишете. Россия большая, а Мел не только про Москву вроде.