Вторая жизнь
Блоги13.11.2021

Вторая жизнь

Какая жизнь? Игра!

Физическое пространство реальной жизни дополнилось виртуальным, где люди играют, общаются, учатся и работают. Цукерберг объявил о создании метавселенной, которая предоставит ещё больше возможностей для каждого из нас. А кто готовит и будет ли готовить для жизни в мире виртуальных реальностей метавселенной? От ответа на этот вопрос зависит будущее наших детей.

Начиналось так

Виртуальный мир отличается от привычного физического мира скоростью изменений. Виртуализация нашей жизни возникла для многих нежданно-негаданно. Всё началось с персональных компьютеров, на которых не только работали, а и играли, увлекаясь до умопомрачения. Пресса замелькала тревожными статьями про игроманию, которая похлеще алкоголизма. Опасения не остановили людей, а игры позволили освоить компьютеры миллионам людей, сформировав условия для распространения интернета.

Интернет изменил способы коммуникаций, заработали социальные сети, стали формироваться сообщества без привязки к месту жительства, росли интернет-продажи. Люди входили в виртуальное пространство, даже не заметив, что научились его использовать в своих интересах. Они овладели необходимыми знаниями и навыками без утомительных занятий, учебников, оценок и экзаменов. Молодежь преуспела лучше старших поколений, что породило противоречия между поколениями бумеров и зумеров.

Объявление локдауна в 2020 году из-за COVID-19 с обязательным переходом на онлайн-работу и на онлайн-учебу можно считать фактической констатацией успешного освоения виртуального пространства большинством людей.

Что ждать от метавселенной

Метавселенная заменит плоскостные изображения 2D на объемные 3D. При 2D мы наблюдаем мир через двухмерный экран компьютера, а 3D позволяет оказаться внутри событий, происходящих в трехмерном пространстве. Плоскостное изображение приводит к потере части информации об объемном предмете, может даже исказить правильное восприятие самого предмета. Разницу между метавселенной и существующими виртуальными возможностями можно представить себе при обращении к театру теней. Зрителю видна лишь сцена с тенями, а при нахождении в метавселенной можно зайти за кулисы и наблюдать работу актеров.

Что нового даст объемное изображение, которое предоставит метавселенная? В предсказаниях легко ошибиться. Лучше вспомнить о последствиях после перехода от телефона к компьютеру, от слуховых ощущений к визуальным, а в те годы казалось фантастикой, что эти нововведения породят онлайн-учебу и онлайн-работу. Со временем метавселенная породит такие изменения для нашей жизни, которые сейчас предсказать не получится, но можно обозначить основные идеи, ради которых она создается.

Выход бизнеса в виртуальное пространство позволяет формировать взаимодействие вне зависимости от места нахождения, а метавселенная позволит создавать виртуальные сети для прямого взаимодействия корпоративной группы производителей с приобретателями их продукции. При этом начнут возникать новые виды деятельности с новыми профессиями. Метавселенная даст возможность учащимся лучше определиться с выбором будущей профессии, так как они самостоятельно осмотрят любые этапы производственного процесса. В метавселенной можно будет даже увидеть те процессы, которые не доступны при внешнем осмотре.

Обучение навыкам для метавселенной

Кто же будет обучать действиям и поведению в метавселенной? Государственное образование консервативно, требует согласования и утверждения учебных программ в различных ведомствах. Метавселенная предоставит возможность для самостоятельного освоения необходимыми навыками. Опыт запуска интернета продемонстрировал, что освоение виртуального пространства шло быстрее в тех регионах, где был выше процент игроков в компьютерные игры. Это привело к выводу, что вовлекать в метавселенную лучше через развитие игровых навыков. Уже проведены переговоры и достигнуты договоренности с компаниями из бизнеса игровых технологий.

Вхождение в метавселенную начинается с формирования образа игрока, своего личного аватара, который будет объемным. Аватар находится внутри метавселенной, поэтому с самостоятельной работы над его созданием начинается учебный процесс получения навыков работы в системе 3D. Аватар будет действовать от имени его создателя, отвечая на действия аватаров других участников, которые могут находиться в любом месте пространства, отведенного для игры.

Обучение для жизни в метавселенной будет идти в той же степени естественно, как оно произошло при первичном освоении работ на компьютере, как протекало вхождение в виртуальную 2D-реальность.

Цукерберг с разработчиками метавселенной анализировал игры и методы их продвижения на рынок, поэтому трудно сомневаться в успехе задуманного. Одна из таких игр Second Life (Вторая жизнь) была популярна в нашей стране, а в Гарвардском и Оксфордском университетах применяется даже в учебных целях. Эти игры будут доработаны. Игра является неким сценарием, по правилам которого должны действовать игроки. При подключении к этой игре аватара, который сформирован ведущим игры, получим тренинг на определенные ситуации.

Проблемно-деловая игра, где вместо людей участвуют их аватары.

Не только игровой интерес предусмотрен разработчиками. Игрокам метавселенной будет предоставлена возможность на базе обучающих игр получать баллы, которые будут использованы для выдачи рекомендаций по выбору следующих игр, позволяющих углублять приобретенные знания и развивать дополнительные навыки. На базе баллов будет формироваться портфолио, которым могут интересоваться партнеры по бизнесу, работодатели и университеты.

Цукерберг спрогнозировал, что начальный процесс запуска метавселенной займет около 10 лет, чтобы набрать около миллиарда игроков по всему миру. Этот прогноз обоснован предыдущим опытом, когда потребовалось примерно 10 лет для массового приобретения персональных компьютеров, и такой же срок потребовался при переходе от кнопочных телефонов к смартфонам.

Потеря рычагов воспитания

Будут ли возникать проблемы? Конечно. Разработчики обеспокоены проблемами устойчивости и защите от вирусов. Есть ещё проблемы, связанные с национальными законодательствами. Пользователям метавселенной надо не забывать, что они обязаны чтить законы той страны, на территории которой они находятся физически, чтобы было меньше проблем для них лично. Все эти проблемы существовали прежде, но добавятся и новые, о них ещё будут писать. Здесь остановимся лишь на тех, которые отразятся на воспитании детей при посещении ими метавселенной.

В физическом мире мы следим за своими детьми. Ребенок почти всегда на виду, поэтому родители и учителя постоянно корректируют его поступки, обучая правильной реакции на поведение других детей и взрослых, что является важнейшей частью воспитания. Родительский контроль перестает быть полным, когда ребенок пошел учиться, а родители доверили часть своих функций школе. Родители контактируют с учителями и между собой непосредственно и через Совет класса, что позволяет им контролировать процесс воспитания своего ребенка. Но в метавселенной такая возможность отпадает. Метаигры будут совершенствоваться, увлекая ребенка событиями, побуждая к действиям, способствуя возникновению азарта, а родители не имеют доступ к информации о его переживаниях и ответных поступках, так как их рядом нет как нет и тех, от кого они могли бы узнать о действиях ребенка.

Воздействие метаигры на воспитание может оказаться более существенным, чем влияние родителей или учителей школы, так как в игре ребенок активен, принимает самостоятельные решения, стремится к получению результатов, является равным для других игроков, каждый из которых обозначен своим аватаром, а при общении с родителем или с учителем он ущемлен возрастным статусом, не ощущает себя равным, что сковывает его самостоятельность и активность. В результате родитель или учитель может даже потерять влияние на воспитание подростка.

Проблема, связанная с отстранением родителей из процесса воспитания собственного ребенка в метавселенной, разработчиками не называлась, предполагаю, что и не рассматривалась. Не исключено, что будет что-то предусмотрено, если при общественном обсуждении будут звучать предложения для поиска снижения возможных негативных последствий от метаигр.

Москва, «Квартал поэтов». Фигура нарочито выполнена из ржавого металла.

Обязательно найдутся те, кто призовет к запретам выхода детей в метавселенную, но запреты не приведут к желаемым результатам. Они не смогут закрыть полный доступ в виртуальное пространство, а их применение будет подобно дырявому зонту с сопутствующей ржавчиной. Подросток начнет приспосабливаться к запретам, а в метавселенной выберет для себя несколько ролей в разных играх, чтобы при одной роли соответствовать воспитанию родителей и учителей, а при других ролях действовать на основе приобретенных навыков поведения в ходе игровых тренингов.

Двуликие Янусы в метавселенной — это результат приспособления к запретам.

Что делать

Потеря хотя бы частичного контроля со стороны воспитателя была известна ещё до появления понятия виртуального пространства, о чем свидетельствуют распространенные высказывания типа того, что кого-то воспитала улица, а кого-то воспитали книги. Воспитание в семье проходило при обсуждении книг, при совместном посещении спектаклей, кинофильмов, музеев, а ещё родители говорили с ребенком про быт и жизнь в окружающем их мире, играли, устраивали семейные праздники, приглашали приятелей своих детей к себе в гости, даже просто обсуждалось что-то взрослыми в присутствии детей. Главное, что всё происходило совместно или хотя бы в одном помещении.

Возможно ли подобное в метавселенной? Возможно, а для этого родителям придется самим входить в метавселенную и освоить её хотя бы не хуже собственного ребенка, а ещё искать возможности участвовать вместе с ребенком в событиях внутри виртуального пространства. Можно предположить, что в виртуальном пространстве метавселенной появятся новые возможности для воспитания ребенка, которые пока никому неведомы.

В ближайшие годы сформируется первое поколение совместного присутствия в метавселенной, а последующие поколения родителей будут повторять опыт нынешнего поколения родителей, сложатся новые семейные традиции, которые будут влиять на воспитание ребенка в виртуальном пространстве.

Конечно, ребенок может один присутствовать в метавселенной, как он один находится на улице, один смотрит кино или сидит с книгой в руке. В прошлые годы процесс освоения ребенком виртуального пространства был пущен на самотек. Надо постараться не допустить этой ошибки, когда родители теряют контакт с ребенком из-за разного уровня освоения виртуального пространства. Желательно уже сейчас готовить родителей и учителей к активной позиции для сохранения влияния на детей в виртуальной среде. Иначе потом от своих детей они услышат: «Ок, зумер», что будет раздаваться гораздо чаще ранее ставшего популярным «Ок, бумер».

Родителям и учителям надо не чураться нового, а стремиться осваивать метавселенную, научиться общаться в виртуальном пространстве, понимать интересы и запросы детей, участвовать в совместных играх, помогать получать баллы и формировать портфолио. Совсем хорошо, если родители и учителя будут участвовать в общественных диспутах, делясь собственным опытом и предлагая решения, способствующих созданию форм для совместного времяпровождения родителей и их детей.

Разработчики метавселенной показали лишь направления её возможного развития. Педагогическому сообществу вместе с родителями через свои общественные организации стоит уже сейчас начать обсуждать, что необходимо заложить в метавселенную для выполнения родительской обязанности по воспитанию своих детей. При отсутствии общественного мнения может сложиться ситуация, что влияние родителей и учителей на воспитание детей будет сокращаться от года к году.

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей