4 нестандартные задачи для развития мышления и фантазии | Мел
4 нестандартные задачи для развития мышления и фантазии
  1. Блоги

4 нестандартные задачи для развития мышления и фантазии

2 632
1

4 нестандартные задачи для развития мышления и фантазии

2 632
1
Кадр из мультфильма «Тайна Келлс»

Многие родители жалуются, что у них не хватает фантазии и идей для занятий с детьми. Полепили, стало скучно — чем же еще заняться? Наш блогер Юлия Викулова предлагает порешать с детьми открытые задачи, а также попытаться выйти за рамки привычного и обыденного.

Открытые задачи - это те, в которых может быть несколько правильных ответов. Открытые задачи объединяет межпредметность, необходимость подумать, исследовать вопрос, выйти за привычные рамки, сопоставить варианты, а не механически выполнить какие-то выученные действия, например, сложение или вычитание.

В таких задачах есть интрига, загадка, их интересно решать. Они учат видеть необычное в обычном, помогают менять мировоззрение, видеть задачи не только в тетрадках, но и на каждом шагу.

1. Поэзия

Взгляните, что может произойти, если поэт посмотрит на оконную раму с другой стороны?

Иллюстрация из книги «Кино для птиц» Тима Собакина.
Иллюстрация из книги «Кино для птиц» Тима Собакина.

Предложите ребенку представить себя птицей и посмотреть в окна вашего дома? Похоже ли они на экраны телевизоров? Какие фильмы там могут увидеть птицы? Что там бывает грустного, а что смешного?

А если сделать большую картонную рамку и переместить детей на экран вымышленного домашнего телевизора? Пусть показывают свое кино. Отличный способ узнать, что у ребенка на уме. Мама с папой могут пультом поработать, переключать каналы, приговаривая: «А какие новости передают сегодня? Послушаем прогноз погоды. Так, а это что за ужастик?»

Такие вопросы создадут своеобразную рамку для воображения ребенка и помогут ему придумывать разноплановые сюжеты. Приятного вам просмотра!

И какой прекрасный финал у автора стихотворения «Птичье кино» Тима Собакина: «Давайте не будем скучать и ворчать — уж очень не хочется птиц огорчать!» Его можно использовать и как «мирилку», и как возможность перевести внимание ребенка с грусти-печали на что-то позитивное. У нашего старшего сына часто скачет настроение, и стихотворения иногда помогают улыбнуться и бежать дальше сочинять новые истории или прыгать до потолка. Из последних таких бодрящих стихов вспоминается «Колдунье не колдуется» Марины Бородицкой. Очень советую тем, у кого дети порой сидят и дуются.

2. Изобразительное искусство

В книге французского искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» (кстати, отличное подспорье для всех, кто хочет научить детей понимать и любить живопись) встречается такой вопрос: «Почему современные картины часто выставляются без рам?»

Не торопитесь читать ответ (он будет чуть ниже). Попробуйте поискать с ребенком свои варианты. Считается, что самые интересные решения появляются после первых 10 версий. Как правило, первые ответы оказываются банальными и шаблонными. А вот потом, преодолев так называемую «инерцию мышления», удается найти нестандартные, яркие, смелые идеи.

Можно пойти дальше и раз уж коснулись картин, то спросить: а почему так много картин без названия? И отчего можно было еще отказаться в жизни, если задуматься?

В «Энциклопедии с бабочкой и барабаном» Артура Гиваргизова есть прекрасная шарада, с которой можно начать разговор с ребенком о картинах. Там такая загадка в стихах: «Нам из-за первого не спится. Что там за скрежет? Это птица. Второе — скользкое, на дне. А вместе — в раме, на стене… Правильно — КАР-ТИНА».

И копия картины подобрана очень интересная. Чтобы увлечь ребенка этим полотном, достаточно сказать, что именно произведение Федора Решетникова «Опять «двойка» стала кошмаром для детей Советского Союза (запись «Эха Москвы», посвященная обсуждению этой картины). А что, двойка это так уж страшно? Чем она могла напугать 40-50 лет назад? Почему родители часто помещали её перед учебным столом школьников? Тиражи открыток с картинами Решетникова были рекордными в послевоенное время.

Важно не торопиться, изучать вместе с детьми какую-то одну картину, обсуждая «говорящие» детали, возвращаясь к ней на протяжении какого-то времени, искать ее связь с нашим временем, пробовать увидеть что-то неочевидное, подмечать какие-то нюансы. Можно предложить ребенку как в книге Гиваргизова создать свою копию. Интересно, что там останется?

А вот и ответы о рамах: «Уже в конце XIX века такие художники, как Ван Гог, Сёра и Писсарро, отказались от тяжеловесных золоченых рам и предпочли им более скромные — белые или цветные. Это был отказ от буржуазности, от традиции считать живопись принадлежностью роскошных интерьеров. Новая живопись, демократичная по духу, избавлялась от устаревших „побрякушек“. Позднее, в XX веке, многие художники вообще перестали использовать рамы. Этим лишний раз подчеркивалась самодостаточность живописи, которую не должны ограничивать никакие внешние рамки. Кроме того, искусство XX века как правило делает акцент на процессе работы, а не на его результате, и отсутствие рамы способствует ощущению того, что картина не просто не закончена, но и не может быть закончена. Такая картина воспринимается не как изолированный, ограниченный чем-то объект, а как открытое пространство».

И о названиях: «Бытует мнение, что картина без названия достаточно красноречива и выразительна, чтобы обойтись без ярлыков. Есть художники, которые намеренно избегают называть свои работы, опасаясь, что это умалит их значимость. Отсутствие сопровождающих слов как бы приглашает зрителя смотреть на картину „в чистом виде“, без какого-либо посредничества. Освобождаясь от названия, картина одновременно избавляется от необходимости ему соответствовать. Не будучи привязана к словам, картина не противоречит им и фактически может ими пренебречь; в идеале изображение не нуждается в языке».

3. Небылицы

Искусствовед, музыкант Михаил Казиник часто приводит в своих выступлениях такой пример интересного вопроса с рамой. Цитирую: «Я выхожу на сцену и говорю: „Мама мыла раму“ читали?» — «Читали». — «Писали?» — «Писали». — «А „Рама мыла маму“ — может быть такое?» — дети хохочут. Потом начинается фантазия. Да, Рама — это имя девочки, она мыла маму. Наконец, дошло до того, что один мальчишка говорит: «Я бы сделал мультик, когда рама застеснялась, что мама каждый раз ее моет, а она маму ни разу не моет. Поэтому рама обрела ручки и ножки, соскочила с подоконника, взяла мыло…» Следующий говорит: «Когда мама мыла раму, то часть мыла попала на нее, и таким образом, рама тоже мыла маму». Это все нобелевское мышление, это все «гений, парадоксов друг».

Спросите своего ребенка: может ли рама мыть маму? Такие необычные вопросы, когда все встает с ног на голову, меняется местами, очень симпатичны ребятне.

Вспомните стихи Чуковского, где котята захрюкали, утята заквакали, на осине апельсины выросли, на березе — розы и т. п. А если предположить, что это возможно, как объяснить случившееся?

Такие игры можно назвать «небылицами», «перепутаницами» или «перевертышами». Так интересно наблюдать, как в головах детей тоже что-то переворачивается, они понимают, что такое реально бывает, начинают фантазировать, расширять границы, выходить за рамки.

Небылиц очень много можно найти в литературе, но проще просто на ходу придумывать и сочетать несочетаемое из того, что сейчас перед глазами.

Детям очень нравится рассматривать перепутаницы и в картинках. Польза очевидна. Так, обсуждая нелепицы, ребенок формирует и литературный вкус, и закладывает основы для восприятия художественного образа, и тренирует интеллект, учится сам сочинять перевёртыши, развивает речь, фантазию, чувство юмора.

4. Математика

Любопытным ходом для подведения итогов по теме «рамки» может стать додекаэдр. Собрать сложную геометрическую фигуру и наполнить своими смыслами — увлекательная вещь. Использовать такую форму высказывания в разговорах с детьми подсказала учитель литературы Настя Серазетдинова на сайте «Бебунг».

Если вас спросят: «доде…что» вы предлагаете, то ниже немного о фигуре. Древние греки дали многограннику имя по числу граней. «Додека» означает двенадцать, «кедра» — означает грань (додекаэдр — двенадцатигранник).

Задача: оформить додекаэдр. Условие: все грани фигуры должны быть заполнены надписями или картинками.

Наш додекаэдр вышел про настроение. Давно думаю, как подружить ребятню с эмоциями.

Про свои эмоции детям сложно еще говорить, а вот поразбираться с настроением и чувствами героев книг в образе детективов — на это они согласны.

Оформляем фигуру как галерею или словарь эмоций и обсуждаем, что же испытывают злодеи и «добродеи», как говорит младший сын о положительных персонажах? Так мы учимся различать свои эмоции и эмоции других, видеть разницу, ощущать её, осознавать, как сложно иногда подобрать слова, почувствовать легко, а назвать — сложнее.

Идеи для создания рамок своими руками.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Комментарии(1)
Зашел по ссылке «идеи». Восхитился, когда увидел, что рамки – это единая часть всего произведения искусства. Рамка - не только обрамление для помещения на стенку или для установки на столе. Мои знакомые художники обязательно сами обрамляют свои картины, так как рамка несет у них определенную функцию. А отсутствие ра...
Показать полностью
Больше статей