4 виммельбуха для самых маленьких: дорого, но очень красиво
Блоги12.03.2024

4 виммельбуха для самых маленьких: дорого, но очень красиво

Виммельбухи — книжки почти без слов и с большим количеством картинок — любят не все. Некоторым кажется, что платить за книгу без героев и сюжета — бессмысленно. Но наш блогер Юлия, многодетная мама и бабушка, уверена, что главная ценность таких историй в том, что их можно читать и рассматривать с детьми, которые еще даже говорить не умеют.

У нас дома виммельбухи появились вместе с младшими детьми — Дусей и Маней. Я помню, как долго не покупала «Осеннюю книгу», она была очень дорогая. Но потом все-таки решилась. И это было лучшим вложением.

Раньше мы не знали слово «виммельбух», но явление, сам литературный жанр — был. Если посмотреть в словаре, то там будет такое определение: «Виммельбухи — это книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии — все это объединено в единую смысловую композицию. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол „wimmeln“ означает „роиться, толпиться“».

Виммельбухи чем-то напоминают графические романы, но в них, как правило, более плавный сюжет. И нет тех самых «пузырей» с репликами, как в комиксах. Виммельбухи бывают разными: с головоломками или играми, сюжетные, познавательные. Но для меня важно, что это книги, которые можно читать даже с самыми маленькими детьми. Вот список моих любимых произведений в этом жанре.

1. «Осенняя книга», Ротраут Бернер

Это один из лучших виммельбухов, которые мы читали с детьми. Как сказал бы мой зять-философ, в отличие от многих других книг, здесь кроме синхронического измерения (выражаясь языком структуралиста Ролана Барта) — когда на одном развороте идет повествование — есть измерение диахроническое: сквозные персонажи, сцены и даже драмы. Они проходят через всю книгу и — шире — через серию книг. Кроме четырех сезонных есть ночная книга и раскраски по мотивам. Я бы сказала проще: в этой книжке герои путешествуют с одной страницы на другую.

Моя внучка Зоя читала ее с шести месяцев. Сначала это было так:

— Тей та? (Что это?)

— Мяч! Он бум! (Прыгает!)

— Тей та?

— Это котик черный, он смотрит на попугая: «Мяу, лети домой, попугай!»

— Тей та?

— Это баба Люля, она покупает цветы!

Кстати, Зоя все книги серии называет «бабалюлями». Есть бабалюля летняя, весенняя, зимняя и классическая. Классическая — потому что самая старая. У нее на обложке — желтый воздушный змей. Мы с Зоей зовем его Хихи.

2. Mein grobes Wimmelbuch Tiere, Anne Suess

Это пособие по зоологии для самых маленьких. С этой книжкой можно не только учить названия животных — олененок, бобер, тетерев, крот, — но и рассказывать сказки. Вот волчок говорит: «Уи! Уи!» Ему скучно, он смотрит на луну и зовет сову дружить. Луна желтая и круглая, светит всем зверятам. А сова крыльями делает шух-шух, глазами — луп-луп: «Берегись, мышата! Убегайте!»

Вот лягуха выползает из лужи: «Ква-ква!» А это лось огромный, вышел из лесу, он там ел листики. Топ-топ — шагает своими широкими копытами.

Шестимесячному ребенку много информации не нужно. Сначала можно просто вместе рассматривать разных зверей и птиц. Рассказы могут появиться сами собой.

3. «Река», Елена Сафонова

«Реку» папа Зои нашел в библиотеке «Гаража». Это репринт книги тридцатых годов. Прибежал довольный и кричит: «Видишь, теща! У нас виммельбухи еще сто лет назад были!» Книга очень красивая, настоящее произведение искусства в жанре соцреализма. Точнее, тут две книжки —1930 и 1935 годов, обе авторства художницы Елены Сафоновой.

Особенно интересна вторая — она про индустриализацию. На первой странице — истоки реки с пасторальными агрономическими сюжетами. Вид сверху, как будто с дрона. Это расширяет пространственные представления детей, потому что обычно в книгах ракурс сбоку.

— Смотри, какая река! Она течет долго-долго и далеко-далеко! — говорю я Зое.

Мы пальцем водим по руслу. Там ходят кораблики, маленькие и большие. Можно водить не пальцем, а взять фишку или пуговицу.

— Ту-ту, куда ты течешь, река?

Доходим до картинки, где сплавляют бревна с лесозаготовок.

— Привет, бревна! Далеко вы плывете?

Тут упираемся в плотину ГЭС.

— Я река! Меня перекрыли! Тут люди построили электростанцию, чтобы был свет! А теперь я теку мимо города, в котором большой порт.

4. «В деревне», М. Вальтер

На мой взгляд, это не самый удачный виммельбух. Здесь какие-то примитивные рисунки. У Ротраут Бернер в «Осенней книге» вроде бы тоже простые иллюстрации, но видно, что много души вложено и огромная работа мастера. А тут — грубо, неуклюже, местами даже пошло. Например, почти на каждом развороте кто-то ходит в туалет или лежат какашки. Видимо, потому что какашки — это смешно.

Сюжеты не проработаны, сквозных линий нет. Вот еще: есть там люди, есть звери. А еще есть антропоморфные звери, которые катаются на велосипедах, водят машины и ездят верхом. Малышей это может сбить с толку. Но Зое нравится эта книга. Она часто просит показать страницу, где овца испражняется на крышу машины, а рядом кричит женщина в офисном костюме. «Тетя кричит! Овечка сделала каканю!» — говорит моя внучка.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Белая ворона / Albus Corvus

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет