Почему в нашей школе не живут проекты: от графомании до нулевой креативности
Блоги13.12.2020

Почему в нашей школе не живут проекты: от графомании до нулевой креативности

О проектной деятельности и в школах, и в вузах говорят давно. Правда, никто так до конца и не понял, что это за предмет, кто и, главное, как его должен преподавать. Наш блогер, учитель Евгений Андрианов, пытается разобраться.

В августе я узнал от директора, что буду преподавать курс управления проектами для старших классов. Эта новость поставила меня в затруднительное положение. Что надо преподавать, как и кому? Что вообще хочет от меня система образования? Ответов на все эти вопросы я не получил, поэтому сел и начал проектировать свой курс.

1. Основы проектного метода — это философия

Начнем с основ, о которых говорить у нас не принято. Как ни странно, в норме курс «Создание и управление проектами» начинается с философии и психологии мышления. Буржуазная наука разделяет все затруднения, с которыми сталкивается наш разум, на две категории: задачи и проблемы.

Проблема — это то, что возникает впервые. Соответственно, если задачу мы просто решаем (потому что знаем формулу, алгоритм, порядок совершения операций и т. п.), то о проблеме мы не знаем ничего. Проблема, к которой мы нашли алгоритм решения, называется задачей. Ушлые капиталисты, сводящие все к получению выгод, сразу поняли, что для работы с задачами и проблемами нужны совершенно разные подходы и технологии.

Решение задач — управление (в том числе и собой) на основе процессов. Решение проблем — управление на основе проектов. Интересно, но ничего не понятно? Чтобы было проще: вы встали с утра пораньше и захотели попить воды. Но чайник пуст. Это вполне себе задача, так как мы знаем, что нам надо просто выполнить алгоритм: набрать воду из крана и вскипятить её на плите. Мы даже можем стандартизировать и описать этот процесс, измерив его продуктивность и потом оптимизировав.

Но бывают ситуации, когда воды в кране нет, а все магазины в округе еще не открылись. У вас жестокое похмелье, и вы понимаете, что еще немного, и наступит конец. К соседям обращаться тоже бесполезно, они вас ненавидят и будут рады вашей преждевременной кончине. Денег на телефоне нет, чтобы позвонить друзьям. Тут-то и начинается проект, так как стандартные алгоритмы, которым нас учили мама с папой, исчерпаны и мы оказались на границе человеческого знания. Что мы будем делать, как начнем добывать жидкость и из чего?

2. Проект — это выявленная проблема

Многие люди убеждены, что когда мы создаем проект, это, в первую очередь замысел и идея. Я даже встречал статьи на «Меле» с подобной трактовкой. Это не так. Проект — это выявленная, доказанная и правильным образом проанализированная проблема. А потом уже мы придумываем способы ее решения и как-то реализуем их.

Курс управления проектами должен продолжаться блоком «проблематизация». Небольшой блиц опрос:

1. Чем эффект отличается от причины?

2. Почему существование проблемы надо доказывать?

3. Зачем нам рыбий хвост и при чем здесь Дзиро Кавакито?

Шок-контент: проблемы не стоят ваших усилий. Не решайте их. Работайте с причинами, проблемы порождающими.

3. В школах и вузах нет проектов

У проекта есть три условия, которые должны быть выполнены одновременно:

1. Проект должен решать чью-то проблему, быть востребован и носить практико-ориентированный характер;

2. Проект должен содержать инновацию, т. е. неочевидный способ решения уникальной проблемы;

3. Так как проект нужен для решения новой, ранее неизученной проблемы, для него требуется аж три исследования: предпроектное (поиск и анализ проблемы во внешней и внутренней среде), проектное (выработка решения) и послепроектное (анализ результатов).

В самом лучшем случае в рамках курса «индивидуальный проект» школьника с горем пополам учат формировать цель, задачу и рабочие гипотезы. Если очень повезет, проводить какие-нибудь простенькие исследования. Фактически, курс «создание и управление проектами» в школах подменяется курсом «основы исследовательской деятельности».

Это хорошо и правильно, что дети это изучают, но к созданию проектов это почти не относится. Учебника нормального нет, методичек по созданию проектов нет, курсов для педагогов тоже нет. Как учить детей, если учителей никто не научил проектному методу, — загадка. Мне кажется, даже в самом министерстве мало кто вообще владеет проектным методом в достаточной степени, чтобы применять его в своей работе.

Итак, какие проблемы наших учеников выявляет правильный курс управления проектами:

Графомания

Кто-нибудь скажет, что я с жиру бешусь, но мне реально надоело читать фолианты, называемые «решением кейсов». Когда цель, задачи и ресурсы, и вообще все-все-все можно изобразить простенькой схемой по международному (между прочим) стандарту IDEF0, они берут и пишут все это на две страницы. Просто по привычке. Вроде все показал, объяснил, все все поняли и сделали упражнения. Тут небольшие стрессовые условия в виде искусственного дефицита времени (когда люди должны вроде как работать продуктивнее), и все начинай по новой.

Старое доброе сочинение по русскому языку. Неужели школа совсем не учит ребят писать конспекты в виде схем, графиков и таблиц? Это же просто и доступно. Русские, откуда такая страсть к графомании во всех сферах жизни? Почему нельзя излагать свои мысли кратко?

Проект-менеджмент — это умение описывать проекты и внутренние процессы в виде схем, таблиц и графиков. Если вы задаете ученикам рефераты на 20 страниц, то вы обманываете их и себя, но не занимаетесь проектной деятельностью. Это второе, чему надо учить после формирования навыка проблематизации. Это жизненно важный навык для работы и жизни по тестам GMAT и SATa. Но наш путь иной, наш идол — Лев Толстой.

Отсутствие предметно-действенного мышления и креативности

Сейчас мы поговорим о двух страшных вещах. Первая: у наших учеников нет креативности. Второе — нет предметно-действенного мышления. А это значит, что непросто им будет потом, после университета.

Некоторым кажется, что креативность детей проявляется во внеурочной деятельности, либо на занятиях по искусству. Это не так. Креативность, конечно, связана с художественным видением, но в рамках проектов креативность — это умение решать прикладные, практические задачи нестандартными способами. Если еще проще — умение посмотреть на проблему под разными углами и точками зрения. Быть гибким в суждениях и умозаключениях.

Короче, реальная креативность проявляется у большинства людей в быту, когда им надо найти работу и они нестандартно подходят к решению этой проблемы.

Рисование стенгазет, пение песен на 9 Мая, флешмобы по ЗОЖ — это не креативность

Креативность должна к чему-то прикладываться, давать преимущества в конкретной деятельности, только тогда она имеет смысл.

Второе: отсутствие предметно-действенного мышления. Сначала объясню, что это значит. Я даю учебной группе кейс. Описание проблемы, которую надо решить с помощью проекта. И вот наступает всплеск невероятной продуктивности. Необходимо победить голод в Африке. Идеи сыпятся как из рога изобилия. Заканчиваются чернила в ручке. Продуктивность на максимуме. Жаль, что это не проект. Но ребята хорошо рассуждают, анализируют, когда речь идет об абстрактных вещах. Хорошо, но бесполезно. Мы же не стратегию пишем.

А вот дальше начинается самое интересное. Я даю им маленький масштаб. Что-то, связанное с их школой или классом. Проблему, которую им реально по силам решить. И наступает ступор. Когда дело доходит до дела, когда надо распланировать свою деятельность здесь и сейчас и просто начать что-то делать, у людей наступает абсолютный творческий дефицит. Их знания в области мировых экологических катастроф никак им не помогают разработать систему раздельного сбора и утилизации мусора для школы, сформировать локальную культуру.

Предметно-действенное мышление — мышление, направленное на решение конкретных задач в условиях производственной, конструкторской, организаторской и ной практической деятельности

И бонусом пару моментов. Из опыта преподавания проектной деятельности в Старом и Новом Свете.

1. Проектная деятельность всегда междисциплинарна. В реальной жизни не существует узконаправленных проблем, которые можно решить инструментарием из одной научной дисциплины. Поэтому в ряде стран учителей обязывают преподавать сразу несколько предметов, зачастую, совершенно отличных (например, математику и рисование/черчение).

2. Не бывает индивидуальной проектной деятельности. Значит, и курса «индивидуальный проект» в природе существовать не может. Дело в том, что проект сложен тем, что с одной стороны, требует design, жесткого системного, предметно-действенного мышления, почти технического. Оно необходимо для нормального планирования, оформления и грамотных расчетов, т. е. создания «дизайна проекта». С другой стороны, проект требует project, т. е. генерирования идей решения проблем. А тут нужны креативность, нестандартность мышления, творческий подход, который не всегда сочетаются с системным техническим складом ума.

Проект — это кооперация людей с разными качествами, которые позволяют им достичь общей цели, т. к. по одиночке они бы не смогли показать требуемый результат. Если человечек в одиночку решает все ваши проблемы, то он либо гений — Билл Гейтс и Григорий Перельман в одном лице, — либо то, что вы ему даете, это совсем не сложно и это не проект. Вот так и живем.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Depositphotos

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(4)
Stanislava Suplatovich
Идеи все-таки сыплются. Особенно в устах преподавателя.
Александр Головнин
Как много слов и критики, но сама статья ничего конкретного не предлагает. Автор пишет про графоманию намекая на себя?
Olga M
Как много слов и ничего по существу проблемы. А проблема в том, что начиная с первого класса нашим детям начинают навязывать проекты, при этом толком ничему не научив, и как результат всё это ложится на кого? Правильно, на родителей. Заставить детей собраться в группы для работы над проектом — это отдельная проблема. Да и сама необходимость столь заезженного понятия креативность, сколько можно уже, кругом одни креатиативные дилетанты, а где у нас специалисты??? Почему у нас идёт упор не на качество получаемых знаний, а на развитие творческих способностей?
Показать все комментарии