Как учителю не стать «человеком без почерка»
Блоги30.09.2018

Как учителю не стать «человеком без почерка»

Если вы ещё не освоили презентации в совершенстве

Школа неумолимо становится цифровой, но, давайте признаемся, готовы мы к этому не на 100%. Даже те, кто, кажется, уже почти всё знает и умеет. Но вот есть задача сделать презентацию к уроку, время идёт, а на слайдах всё косо и криво. Несколько советов о том, как выбрать шрифты для презентации или инфографики.

Умение объединить разные стили шрифтов придаёт любому тексту своеобразие: ощущение постоянства стиля автора, свойственного только ему компьютерного «почерка». Разобраться в этом — самая трудная задача для непрофессиональных дизайнеров (учителей, преподавателей или учащихся). Одновременно это и самый действенный способ сделать работу эстетичной, профессиональной и понятной.

Три типа сочетаний шрифтов

Шрифтовому дизайну посвящена вторая часть книги Робин Уильямс «Дизайн для НЕдизайнеров». По словам автора, существует три вида сочетаний гарнитур: гармония, конфликт и контраст.

Гармония — это использование одной гарнитуры с разницей в начертании — курсив, полужирный, подчёркнутый. Ощущение спокойствия, основательности.

Конфликт между разными шрифтами возникает, если в них слишком много общего. В таких случаях кажется, что автор ошибся, перепутал гарнитуры. Создаётся впечатление небрежности, неумелого использования разных стилей.

Контрастная комбинация гарнитур наиболее интересна и притягательна — к ней и рекомендует стремиться автор. Шрифты должны резко отличаться по размеру, насыщенности, структуре, форме, направлению или цвету. О шрифтовом контрасте и пойдёт речь дальше.


Как создать шрифтовой контраст?

Для объяснения того, как создать контраст, в книге есть краткий и простой экскурс в классификацию шрифтов. Автор говорит о шести стилях: старом, современном, брусковом, рубленом, рукописном и декоративном.

Главные сложности возникают с объединением старых, современных, брусковых и рубленых стилей. На самом деле, отличить их несложно. Достаточно посмотреть на три детали: засечки строчных букв, переход толщины линий и наклон/отсутствие наклона диагонали букв. Это всё, на что нужно обратить внимание.

Для демонстрации шрифтов используются панграммы — фразы, в которых используется каждая буква алфавита (хотя бы раз). Поэтому сравним шесть стилей на одной из таких панграмм.

Рукописный и декоративный стили можно отличить от остальных сразу: первый имитирует ручное написание букв, второй — украшен дополнительными элементами, узорами, штрихами. Рукописный и декоративный шрифты создают особый характер. Первый — утончённости, изыска.

Второй — ярко выраженной оригинальности. Они сразу привлекают внимание, но в большом объёме трудно читаются. Дизайнеры советуют использовать их только в заголовках, комментариях, коротких частях текста.

Старый стиль используется для длинных участков текста: он читается легко благодаря засечкам, объединяющим буквы друг с другом.

Современные шрифты отличаются «элегантностью и некоторой холодностью». Они более эффектны по сравнению со старыми, но читаются сложнее. Их лучше всего использовать для заголовков и небольших частей текста.

Брусковые гарнитуры имеют простой, незатейливый вид и занимают ведущее место по читабельности. Ими набрано большинство детских книг.

Рубленые варианты обладают особым изяществом, но не имеют засечек, поэтому длинные тексты ими набирают редко. Они выразительны, современны и способны приковывать внимание.

Итак, главная задача при сопоставлении шрифтов — создать контраст. Для этого объединяйте шрифты, которые отличаются многими деталями. Например, старый и брусковый, современный и рубленый. Не используйте в одной работе похожие: два старых или два рубленых. Контраст достигается за счёт разной структуры гарнитур, размеров, насыщенности или цвета.

Если не получается понять, чем плоха та или иная комбинация шрифтов, надо искать не различия, а сходства между ними. «Зло» таится именно в похожести.


Выработка собственного «компьютерного почерка»

Для выработки своего почерка подбирайте выразительные сочетания шрифтов, отражающие вашу индивидуальность. Обращайте внимание на стили гарнитур в сети, в журналах, на плакатах, запоминайте те, что нравятся вам больше других.

«Зрительное знакомство с формами букв наделит вас исключительной властью над шрифтами, необходимой для создания интересных, соблазнительных и эффектных комбинаций».

из книги «Дизайн для НЕдизайнеров» Робин Уильямс

Знание трёх деталей, отличающих все шрифты друг от друга, поможет создать неповторимые комбинации, отражающие ваш характер и ваше настроение. Знаменитые бренды активно используют свои оригинальные варианты шрифтов, поэтому мы узнаем их «с одного слова». Никто не запрещает пользоваться этим средством при создании своего «личного бренда».

Wikipedia by The original uploader was Running at English Wikipedia (Transferred from en.wikipedia to Commons.) [Public domain], via Wikimedia Commons Marvel by Me (font data was originally created by Dr. A. V. Hershey while he was working at U. S. National Bureau of Standards) [Public domain], via Wikimedia Commons Coca-Cola by The Coca-Cola Company (Brands of the World) [Public domain], via Wikimedia Commons

В компьютерную эпоху мы оказались скованы рамками технологий. Уходит в прошлое привычный для многих способ создания презентации: открыть Power Point, взять первый попавшийся шаблон и вставить туда побольше текста и картинок для красоты. Это уже не работает. Для создания впечатляющего, эффективного визуального материала нужно нечто большее, чем «продвинутая» программа. Нужна личность, харизма, проявляющаяся в каждой детали создаваемой автором работы.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей