Современным детям не нужны госкорпорации. Но что тогда?
Екатерина Черкес-заде, директор Британской высшей школы дизайна, рассказывает, почему нынешние студенты больше не хотят работать в офисе, почему творческая карьера более перспективна, нужно ли учиться в художественной школе, чтобы стать дизайнером, и почему не стоит бояться ошибок.
Про перспективы после творческого образования
Раньше считалось, что только профессия юриста или экономиста может прокормить и дать стабильный доход. Сейчас самый растущий сектор экономики — креативные индустрии. Все развитые страны переходят от ресурсной экономики к экономике знаний и зарабатывают, в первую очередь, на интеллектуальном продукте. В Великобритании каждый 11-й трудозанятый работает в креативных индустриях. Вклад творческих отраслей в экономику Германии больше, чем отдельный вклад химической промышленности, энергетики или финансовых услуг.
Растёт и спрос на людей, способных генерировать интеллектуальный продукт. Современный художник живёт между творчеством и рынком, и реализует себя в этом балансе. Если вы всерьёз любите то, что делаете, и хотите работать в индустрии кино, разработки игр, искусстве или дизайне, — то сможете найти себя в профессии.
Про глобальный контекст
Города конкурируют за таланты, а компании и капитал переезжают туда, где сосредоточены квалифицированные специалисты. В глобальном мире вы можете работать на международную компанию как за рубежом, так и из своего города. Эту идею мы держим в голове как аксиому с момента основания Британской высшей школы дизайна и интегрируем студентов в глобальный контекст уже во время обучения. Студент погружается в международное сообщество профессионалов с первого дня — через общение с зарубежными кураторами и преподавателями. Все они практикующие эксперты, у многих есть докторская степень (PhD).
Мы уже 17 лет занимаемся международным образованием в Британской высшей школе дизайна, и у нас накопилось много историй успеха выпускников, которые продолжили учиться за рубежом, создали собственные бренды и работают с заказчиками по всему миру:
- Мария Казакова, выпускница программы BA (Hons) Fashion Design, продолжила обучение в Англии и создала собственный бренд одежды JAHNKOY;
- Александра Громченко после программы BA (Hons) Product & Industrial Design основала свой бренд Chiller Chair;
- Настя Варламова, выпускница программы BA (Hons) Illustration, после выпуска работала с Adidas by Stella McCartney, L'occitane, Почтой России, брендами Goodlocal, Gosha Orekhov и ТВОЕ, Snickers, «Передвижник», сейчас живёт и работает в Португалии;
- Алиса Кузембаева, выпускница программы BA (Hons) Fashion Design, создала свой бренд одежды Alisa Kuzembaeva, и Леди Гага появилась в её платье на телешоу;
- Юля Ратушняк, выпускница программы BA (Hons) Interior Architecture & Design, поступила на магистратуру по урбанистике в UC Berkeley в США.
Про отличия британского образования от российского
Главное отличие британского креативного образования от российского — в отсутствии формата мастерских, когда студенту нужно научиться повторять за мастером. В российской системе творческого образования студент делает, что ему говорят, а преподаватели ждут результата. В Британской высшей школе дизайна студенты более свободны в творчестве, они не боятся совершать ошибки, преподаватели их даже приветствуют: чем больше экспериментов, в том числе неудачных, проведёт студент во время учёбы, тем шире будет его перспектива, тем больше вариантов решения задач и меньше страха у него будет перед смелыми идеями.
Ещё одно отличие в том, что российское творческое образование больше про конкуренцию, а не про коллаборацию. Оно нацелено не на работу в команде и создание коллективного творческого продукта, а на оттачивание штучных навыков и воспитание индивидуального художника. На уровне программ в Британке мы организуем процесс так, чтобы каждый студент научился взаимодействовать с людьми. Очень сложно в одиночку создать мультфильм и любой другой классный глобальный проект. Даже простая фотосессия — сложная групповая работа. Как сказал Шантану Нарайен, гендиректор Adobe: «Когда вы пытаетесь запустить стартап, вам нужны люди вокруг кулера».
Вы всегда будете работать в команде — в офисе с кулером или удалённо в распределённых командах. Этому нужно учить
Третье важное отличие — мы выстраиваем обучение на реальных проектах. Студенты — а студентами мы называем всех, кто приходит к нам с 10 лет, — получают реальные брифы от заказчиков, в которых сталкиваются с ограничениями, конкуренцией, сложной внешней и внутренней коммуникацией. Потом из таких «живых» проектов складывается портфолио — главный козырь на карьерном пути.
Про ограничения по возрасту
Я верю, что попасть в креативную индустрию можно в любом возрасте — в 5, 15 или 30 лет. Мы часто видим, как мама приводит ребёнка на детскую программу в Британку, а потом осознаёт, что сама всю жизнь мечтала стать ювелиром или дизайнером интерьеров.
Тем, кто хочет получить британский диплом в креативных индустриях, мы рекомендуем начинать подготовку в 9–10-м классе с программы Introduction. Там школьник сможет проверить свои склонности и интересы через разные творческие задачи.
Про сложность выбора специализации
Когда студенты говорят: «Хочу заниматься дизайном», — мы спрашиваем: «Каким?» Дизайн — это всё, что нас окружает: дизайн мебели, автомобилей, гаджетов, фэшн-дизайн, графический дизайн, веб-дизайн, дизайн мобильных приложений.
Но если ребёнку 18 лет или меньше, то узкая специализация — это последнее, о чём нужно беспокоиться
Подростку трудно выбрать что-то одно, не имея представления обо всём спектре возможностей. Какой выход? Пойти на подготовительную программу Pre-Degree для старшеклассников. Она даёт попробовать все направления и понять, что твоё, а что нет.
Часто подростки приходят с желанием заниматься дизайном одежды, потому что мир моды кажется им более привлекательным. Но после нескольких недель учёбы выбирают иллюстрацию или текстиль. Наша задача — дать широкий диапазон возможностей и сориентировать школьника в индустрии.
Про творчество для себя и смежные навыки
Внутри школы мы создали среду, где группам из 5–15 человек нужно создать один эффективный продукт. Такая работа развивает важные навыки коммуникации — не столько нетворкинга, сколько осознания, кто ты в команде: лидер, креатор, коммуникатор, человек с узкой или наоборот широкой специализаций.
Даже если ребёнок не свяжет в итоге жизнь с дизайном, навыки эмоционального интеллекта пригодятся в любой области. Я не знаю ни одного человека, которому не пригодились бы навыки креативного мышления и творческие способности в принципе.
Про художественное образование
Дети без творческого бэкграунда могут легко зайти на территорию британского высшего образования: в Британке нередко дети, которые раньше не ходили в художественную школу, раскрываются лучше, чем те, кто получил базовое академическое образование. Мы пытаемся воспитать в студенте самостоятельную единицу, которая в состоянии принимать решения, умеет исследовать, предлагать разные версии решения проблемы.
Про отличия сегодняшних студентов
В прошлом году рекрутинговая компания HeadHunter опубликовала исследование «Творчество или бизнес: кем мечтают стать молодые специалисты?» Опрос проходил среди соискателей моложе 25 лет. В топе самых популярных профессий, о которых молодые специалисты мечтали в детстве, оказались профессии дизайнера, программиста, актёра, художника, певца, писателя, модели, журналиста. Однако спустя годы участники опроса стали инженерами, продавцами, юристами, экономистами, аналитиками, — по разным причинам их приоритеты изменились. Но отвечая на вопрос «На какую профессию вы бы сменили свою текущую?» соискатели снова указывали программиста, актёра, художника, дизайнера, писателя, певца, режиссёра, музыканта.
Если посмотреть на школьников 7–11-х классов, картина ещё более прозрачная: люди, родившиеся после 1997 года, отдают предпочтение именно креативным специальностям. По данным опроса компании HeadHunter и сервиса «Профилум» среди московских школьников, в топ-20 самых популярных профессий вошли программист, дизайнер, предприниматель, художник, актёр, музыкант, PR-специалист, блогер.
Современные дети не хотят работать в госкорпорациях. Их привлекают социально значимые проекты, гибкий график, в том числе возможность работать удалённо, демократичная корпоративная культура и возможность путешествовать. Компании, в свою очередь, охотятся на таланты и ищут людей, которые творчески подходят к своей работе и получают удовольствие от того, что делают. Таких людей и готовит наш университет.