5 советов, как собрать портфолио для поступления в творческий вуз

5 советов, как собрать портфолио для поступления в творческий вуз

Выпускники, которые планируют поступать в творческий вуз, должны не только хорошо сдать ЕГЭ и вступительные испытания, но и собрать творческую папку: рисунки, фотографии, тексты, видео. Во многом именно от неё и будет зависеть успех. Что должно быть в портфолио поступающих и как его лучше представить, рассказывает Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства (MSCA).

1. Посетите день открытых дверей

Дни открытых дверей — идеальная возможность, чтобы узнать, подходит ли вам художественная школа или выбранный творческий вуз, подробно узнать о процессе приема, познакомиться с будущими однокурсниками и преподавателями, а ещё — понять, какие требования предъявляет учебное заведение к к портфолио будущих студентов.

2. Посмотрите примеры портфолио

Один из лучших способов понять критерии для портфолио — это посмотреть работы учащихся. Часто примеры художественных портфолио можно найти на сайтах университетов и школ. Нелишним будет посмотреть и на те творческие папки, которые по каким-то причинам не были приняты. Если у вас есть знакомые, которые уже поступили в художественную школу или вуз, пообщайтесь с ними, посмотрите на их вступительные работы.

Наталья Арзамасцева, 5 level BA (Hons) Photography:

«Самое главное — попытаться увидеть свое портфолио со стороны, глазами человека, который видит его впервые. Нужно стараться включить максимальную объективность. Чтобы было проще, можно показать портфолио нескольким людям — если есть возможность, то из художественного сообщества, но и просто друзья могут дать вам полезные комментарии. Пообщайтесь со студентами, которые поступали на год раньше, узнайте об их опыте».

3. Портфолио — это ваши навыки, опыт и творческие идеи

В портфолио лучше включать недавние работы и проекты (желательно выполненные за последние два-три года), которые лучше всего передают ваши художественные навыки и опыт, творческие идеи/оригинальность и страсть/приверженность к искусству. Цель — показать ваш разносторонний подход и способность работать в разных техниках и медиумах.

4. Спланируйте время, чтобы создать новые работы и/или улучшить существующие

Итак, вы определились, как будет выглядеть ваше портфолио, какие работы вы в него включите. Теперь надо выделить немало времени для его создания. Творческая папка может быть составлена как из существующих работ, так и из специально созданных. Возможно, вам потребуется помощь в подготовке портфолио — узнайте, есть ли в интересующих вас школах или вузах курсы по подготовке портфолио (да, такие тоже бывают).

Марина Кошлина, студентка 1-го года обучения (level 4) BA (Hons) Fine Arts Московской школы современного искусства:

«Когда я поступала, столкнулась с разными требованиями в разных вузах: в MSCA надо было предоставить творческие работы, а в другом вузе необходимо было продемонстрировать высокий уровень навыков рисунка. Мне было сложно переключиться с того, чтобы просто реалистично изобразить предмет, на эксперименты и развитие идей. В итоге я пришла к компромиссу: когда готовила работы для портфолио, пыталась показать свой практический навык, изображая предметы, которые мне были интересны, и используя разные материалы и техники.

Портфолио не должно быть только набором лучших завершенных работ, а скорее должно показывать, как человек думает, что его интересует и как он это передает визуально. Я бы посоветовала поступающим не бояться представить самые разные работы, не только те, которые считаются удачными, но и эксперименты, удавшиеся и неудавшиеся. Это сможет дать наиболее полное представление о вас как о художнике».

5. Внимательно ознакомьтесь со всеми требованиями к портфолио

Составьте список школ или вузов, где бы вы хотели учиться, и найдите их критерии приема, потому что в разных учебных заведениях могут быть разные требования к работам: где-то нужен PDF, где-то — JPEG, кто-то просит прислать портфолио в электронном виде заранее, другие же ждут вас с вашими работами на собеседовании. Точные требования надо узнавать заранее, потому что на переделывание папки уйдёт много времени, а неправильное составленное портфолио — огромный и совершенно ненужный риск непоступления.

Уля Савич, студентка 2-го года обучения ДПО «Современное искусство»:

«Так как я только начинала свой путь, если можно так сказать, то никакой творческой деятельности до поступления в MSCA у меня не было. Были мысли, что можно было бы сделать, темы, которые меня волновали, но реализованы они все были только в голове и на многочисленных бумажках. Это и было основной проблемой при составлении портфолио. Но нет смысла рефлексировать на тему отсутствия опыта, когда ты в самом начале пути. Я выбрала 4 темы, на каждую из которых попробовала сделать по проекту. Они были больше похожи на исследование, если честно. То есть портфолио получилось скорее неким дневником, но в нём чётко прослеживались ход мыслей, подход к работе и прочие особенности.

Я бы посоветовала сфокусироваться на главном — работах, а не их оформительстве. Не стоит искушаться неограниченным вариативом типографических решений. Чем проще, тем лучше: ничто не будет отвлекать читающего от сути. В этом месте есть чёткая иерархия: название, материалы, описание. Выбирайте начертание шрифта и его кегль (размер шрифта) в соответствии с важностью информации. Следуйте этому выбору на каждой странице. Определитесь с расположением текстовых блоков: открывая первые страницы портфолио, читатель уже считывает определённые правила вёрстки, если их нет, то он будет каждый раз отвлекаться. Не стоит увлекаться экспериментами с цветом: основной цвет портфолио — ваши работы. Важно понимать, что портфолио не раскрывает ваш дизайнерский потенциал, но совершенно точно должно помочь донести потенциал художественный».

При составлении портфолио проверяйте:

  • Требуемый размер и формат работ.
  • Ожидаются ли только готовые произведения, или же приветствуются наброски, скетчбуки и макеты.
  • Нужно ли подавать портфолио в электронном виде (если да, то всегда лучше в PDF-формате), или обязательно предоставлять оригиналы произведений.
  • Есть ли требования к подписям проектов и работ. Многие учебные заведения просят подписывать информацию о названиях, датах и материалах.
  • Необходимы ли дополнительные материалы, например personal statement или мотивационное письмо.

Александр Ильяшенко, в прошлом студент ВА (Hons) Photography, сейчас учится в University of Fine Arts of Hamburg:

«Очень трудно (особенно только поступающим) найти профессиональные примеры. С плоскими работами чаще всего ясно, но как правильнее разместить видео/звук/перформанс, какой длины описание, как подписывать медиум и т. д., часто непонятно. Лично я, когда составлял портфолио для зарубежного вуза уже на бакалавриате, много спрашивал выпускников и практикующих художников, просил их давать комментарии. У тех, кто ещё никак не интегрирован в профессиональное поле, такой возможности может не быть, поэтому дам несколько советов:

  • Аккуратность. Даже в PDF-портфолио такие вещи, как слишком большой вес файла, кривая верстка или опечатки очень портят впечатление.
  • Лаконичность. Бывает тяжело не включать какую-то любимую работу, но хуже будет получить кашу из всего и потерять в ней главные мысли/темы своей практики.
  • Контекст. Думайте о том, какие люди, в какое время, на каком языке будут смотреть ваше портфолио».

Иллюстрация: Shutterstock (KatePilko)

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей