«У детей исчезает страх ошибки». Как игра помогает детям лучше учиться

«У детей исчезает страх ошибки». Как игра помогает детям лучше учиться

8 037
1

«У детей исчезает страх ошибки». Как игра помогает детям лучше учиться

8 037
1

Родители и школа только начинают привыкать к модным терминам «эдьютейнмент» и «геймификация». У всех масса вопросов — «зачем это нужно?», «жили без этого, все было отлично», «хватит увлекаться технологиями». Мы поговорили с методистом программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Светланой Гавриловой о том, как правильно встраивать элементы эдьютейнмента в образовательный процесс и почему, играя, важно не заиграться.

Эдьютейнмент Ушинского

Великий русский педагог Константин Ушинский еще в шестидесятых годах XIX века говорил: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Ушинский, во многом опередивший свое время, стал первым из теоретиков педагогики, обратившим внимание на важность игры, встроенной в обучение.

В современной школе игровые элементы урока называются словом «эдьютейнмент» — это гибрид английских «развлечение» (entertainment) и «обучение» (education). Его начали использовать в России совсем недавно, хотя игра как часть урока использовалась и в дореволюционной, и в советской системе образования. К примеру, урок биологии, проведенный на природе, — это самый настоящий эдьютейнмент. То же самое можно сказать про «Брейн-ринг» или «Что? Где? Когда?» между классами, урок-викторину по химии или постановку «Ревизора» в школьном театре.

«Игра в образовании — это не новшество, — говорит Светлана Гаврилова, — а давно используемая методика. В программе фонда она применяется не эпизодически, а системно, встроена в модули цифровой платформы по всем предметам. Даже само их устройство напоминает компьютерную игру — изучая большую тему, ребенок выполняет задания разного уровня сложности, проходя уровень за уровнем. В наших заданиях мы часто используем сторителлинг — предлагаем, например, ребенку поставить себя на место того или иного исторического персонажа».

Купцы времен Реконкисты

Хороший пример эффективного использования эдьютейнмента — исторический модуль по изучению Реконкисты в шестом классе. Погружение начинается с того, что на вводном уровне дети смотрят фрагмент британского комедийного шоу группы «Монти Пайтон» «Никто не ждет испанскую инквизицию» и вспоминают мемы, в которых есть образ монаха, сжигающего еретиков на костре. Так первое знакомство с событиями, изучению которых посвящен модуль, идет через понятные любому шестикласснику образы.

Почти все двенадцатилетние пользователи интернета слышали слово «инквизиция» и видели монаха в смешном колпаке и факелом в руках — и вот настало время узнать о них побольше

После следует вполне традиционная часть: нужно посмотреть несколько лекций телеканала «Культура», порталов «Постнаука» и «Арзамас», прочесть главу из учебника, изучить контурные карты, и можно переходить на второй уровень.

На втором уровне шестиклассникам предлагают ненадолго перенестись во времена Реконкисты. Разбившись на пары, они должны представить себя мусульманскими купцами в Лиссабоне в 1085 году. Учитывая политическую обстановку и территориальное деление Испании того времени, нужно построить наиболее безопасный и удобный маршрут для доставки товара из Лиссабона во французский город Нарбонн и обосновать каждую точку на этом маршруте.

На третьем уровне класс делится на три команды, ученики превращаются в экспертов-культурологов. Одна группа — специалисты по исламской средневековой культуре, вторая — по христианской, третья — по иудейской. Теперь их цель — сформулировать подтвержденные примерами аргументы влияния их культуры на культуру современной Испании. Таким образом, к четвертому уровню, где надо привести сравнительный анализ периодов господства мусульман и правления христиан на территории Пиренейского полуострова, ученик подходит не просто с выученным, а с прожитым материалом.

Украденное Рождество и компьютер для одноклассника

«Детям очень нравятся задания, которые погружают их в новую ситуацию, позволяют представить себя кем-то другим, — объясняет Светлана Гаврилова. — Я была на уроке английского языка, где проходили модуль, придуманный самой учительницей. Ситуация, которую она предложила ученикам, заключалась в том, что некий Гринч украл из школы сценарий рождественского вечера. Дети разделились на команды и написали несколько вариантов сценария на английском. В конце урока они защищали свои проекты, устраивая что-то вроде мини-спектаклей и доказывая, что их история интереснее остальных.

Элементы эдьютейнмента легко встраиваются и отлично работают и применительно к техническим предметам — в играх, предполагающих моделирование процессов или систем. Например, на уроке информатики дети сконструировали из подручных средств наглядное пособие, чтобы объяснить однокласснику устройство компьютера. Идею придумали сами, это было творческое задание четвертого уровня, предполагающего практически полную свободу действий.

Что-то они вырезали из картона, что-то нарисовали, что-то распечатали; в качестве плат использовали учебники, систему охлаждения сделали из бытового вентилятора

Таким образом, не только безымянный одноклассник, но и все создатели макета гораздо лучше поняли и запомнили, что у компьютера где, зачем оно нужно и как работает».

Играть, но не заигрываться

«В игровых элементах, которые встроены в цифровую платформу, всегда присутствует обратная связь, которая очень важна для ребенка, — продолжает Светлана Гаврилова. — Почему дети любят играть? Потому что они сразу получают реакцию сразу после выполнения тех или иных действий. Наша платформа позволяет учителю отреагировать если не моментально, то очень оперативно.

После того как учитель оставил свои комментарии, ребенок может вступить с ним в диалог. Такое общение мотивирует детей и помогает им все сделать правильно

В игре есть такое понятие, как «попытка», — несколько жизней, и у нас на платформе принцип права на ошибку реализован на высоком уровне. У ребенка есть множество попыток для выполнения учебных заданий и проверочных. Учитель, проверяя задание, также может дать ребенку дополнительный шанс — таким образом у детей исчезает страх ошибки. Потому что они знают, что ее всегда можно исправить.

При этом мы хорошо понимаем, что игра в чистом виде не может заменить учебный процесс и здесь нельзя переборщить. Термин «эдьютейнмент» образован от слов «образование» и «развлечение». Но в слове «развлечение» как бы заложен единовременный характер — «разовое влечение», кратковременный интерес. А наша цель — не развлечение, а увлечение ребенка, формирование у него устойчивого интереса к предмету и параллельное развитие «мягких навыков» — умения работать в группе, коммуникации с учителем, полноценного использования своих творческих способностей».

Фотографии: Shutterstock (Halfpoint, Sunny studio)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Комментарии(1)
Это все очень здорово. Но, скажите мне, сколько уроковв 6 классе отведено на реконкисту?
Больше статей