Написать в блог
Почему хороший педагог немного актёр

Почему хороший педагог немного актёр

Время чтения: 3 мин

Почему хороший педагог немного актёр

Время чтения: 3 мин

В начале моей публичной педагогической карьеры (до того я долго работала репетитором, а это совсем другая история) мне поручили играть принцессу на новогодних представлениях. Я не готовилась к этому заранее, отказаться не могла; молча надела платье, заплела косички, прочитала несколько раз текст и вышла к детям. Было весело, но и сомнения мучали: для того ли я так долго училась в университете, чтобы под ёлкой танцевать и песенки петь? После новогодних ёлок настал период конкурсов и фестивалей. Оказалось, что хороший педагог не только придумывает и организует их, но и церемонии награждения ведёт. Я покорно стала ведущей, репетировала, работала с голосом и телом и постепенно поняла, что у педагогов и актеров много общего.

Сейчас я убеждена, что профессионально работать с детьми без актёрских инструментов невозможно. Но не потому, что рано или поздно учителя и педагоги становятся участниками новогодних представлений. Мы живём и работаем в такое время, когда любая информация более чем доступна, а учиться можно в онлайн-режиме; значит, при очной встрече для образовательных целей педагог должен уметь предложить что-то большее, чем просто рассказ или механическое чтение вслух. То, что запомнится. Размышляя о необходимости актёрских инструментов, я нашла пять ответов на вопрос, зачем же они нужны педагогу.

1. Он защищает себя.

Я часто говорю, что моя профессия — публичная. Так и есть: педагог всегда на виду, работает с аудиторией в разных форматах. Численность этой аудитории не закреплена, состав тоже меняется… Никакой, в общем, стабильности, кроме того, что педагог всегда остаётся живым человеком. Защитить себя от разрушения (а ведь положение «один не на один», как ни крути, сложное и опасное для личности) необходимо; а для этого всегда придётся быть немного не собой. Надеть маску, если хотите. Вот и А.Макаренко про то же писал: «Может быть, я в горе. А может быть, у меня радость какая-нибудь большая. Но я должен говорить так, чтобы меня все слушали». Главное — выбирать роль поближе; маска прямо противоположной педагогу личности обнажит фальшь, и прозвучат слова, которых так боятся профессиональные актёры: «Не верю!» Педагогу это тоже ни к чему: нет контакта — результаты обучения так себе.

2. Он управляет вниманием.

У аудитории всегда есть средний уровень мотивированности. Здорово, когда он высокий: не нужно слишком стараться, чтобы тебя слушали. Но внимание слушателей может отключаться по тысяче причин. Самое страшное, что может сделать педагог, заметив, что его не слушают, — обидеться и заявить об этом вслух. И пригрозить ещё: «Ах не слушаешь? В угол тебя поставлю!» Лучшее — поработать голосом, жестами, перестроить мизансцену, взять театральную паузу. Или вовсе устроить антракт, пусть даже внеплановый. Любое занятие — живой процесс, задуманный по плану с большой вероятностью импровизации.

3. Он заинтересовывает.

Заинтересовать — едва ли не первое требование к учителям со стороны учеников и родителей. И счастлив тот педагог, у которого это получается по глубокой любви и привязанности к делу. Но встречается и преподавание без любви, которое не освобождает от ответственности за интерес. Тогда снова приходится быть немного не собой, входить в образ, играть роль. Обман? Нет, профессиональное поведение. Человек не обязан проявлять интерес по умолчанию, тем более школьник. Привлечь — значит показать путь и возможность.

4. Он делает шоу.

Кто был студентом, тот знает: нет интереса к лекции, прочитанной монотонно, какой бы насыщенной она ни была. Современные школьники и студенты — очень искушенная аудитория, хотя бы потому, что у них есть интернет. Чем бы они там ни занимались, через их сознание постоянно проходят картинки, тексты, видео. Кто-то вместе с интернетом получает немало реальных впечатлений, если в семье принято ходить в театры, музеи, путешествовать. Урок, лекция, образовательная программа должны стать ярким впечатлением, иначе они потеряются в этом большом потоке. Разнообразие форм усложняет фильтры интереса и внимания, а педагог должен уметь их пройти, чтобы процесс обучения был эффективен.

5. Он тренирует эмоции и чувства своей аудитории.

Недавно я случайно открыла методическое пособие, изданное Учпедгизом в 1958 году. Пролистала и вычитала: «Это многообразие чувств и надо постараться учителю передать при чтении стихотворения в классе». «Ничего себе требования!» — мелькнуло в голове. Потом спросила себя: «А я так могу?» Ну…стараюсь говорить и читать «с выражением». Иначе смысла нет. Литература, например, для того и нужна, чтобы приобретать дополнительный чувственный опыт в сопровождении эмпатичного наставника. Можно послушать, как читают стихи А.Ахматовой и М.Цветаевой Светлана Крючкова и Алиса Фрейндлих. Но для продвижения в образовательном процессе нужен «живой» авторитет — а значит, и педагогу придется потренироваться в выразительности речи.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей