Не умеют дружить и сопереживать другим? Как гаджеты влияют на детей
Современные дети чуть ли не с рождения осваивают гаджеты и знают, как зайти в нужное приложение, покормить онлайн-кота и установить новую игру. А вот что делать на детской площадке с песком, лопаткой и другим ребенком, не совсем понятно. Наш блогер Мария Кравцова размышляет, как гаджеты влияют на эмоциональный интеллект ребенка.
Способность распознавать и понимать свои и чужие эмоции, управлять своим поведением и отношениями с окружающими нужно воспитывать в детях с самого раннего возраста. Но кажется, что поколение зумеров, наоборот, предпочитает общаться с искусственным интеллектом и лучше чувствует себя в компьютерной игре, чем в окружении сверстников на детской площадке. Или нет?
За свою практику педагога и методиста по социально-эмоциональному обучению (SEL) я множество раз встречала непонимание, а порой, даже страх у родителей, чьи дети увлечены видеоиграми, социальными сетями, новыми технологиями, а также мечтают связать с этим свою дальнейшую жизнь. Этот страх появляется из-за стереотипа, что при увлечении ребенком виртуальными мирами страдает эмоциональный интеллект, а реальное общение перестает его интересовать. О том, как технологии влияют на навыки детей выстраивать отношения я поговорила Андреем Гниденко, методистом и преподавателем компьютерных курсов в Skysmart.
Онлайн уничтожает эмпатию
Эмоциональный интеллект ― сложная штука. Он состоит из многих умений ― самосознания, умения управлять своими эмоциями и действиями, социальных навыков и эмпатии. Цифровизация, конечно, влияет на эти стороны, но по-разному.
Технологии действительно меняют самосознание — способность узнавать себя как личность, отдельную от окружающих. Личные границы современных детей и подростков размываются. Они спокойно делятся в соцсетях тем, что их родители сочли бы слишком личным. Технологии кажутся детям настолько естественной средой обитания, что они уже не видят разницы между частной и публичной жизнью. «Если не снято, значит, не было» ― для 30-летних это все еще шутка, для 15-летних ― вполне реальность.
Жизнь напоказ может, в зависимости от реакции зрителей, повысить самооценку (вплоть до нарциссизма) или, что более вероятно, понизить ее. Социологи из Университета Салфорда опросили 298 пользователей социальных сетей и 50% респондентов заявили, что соцсети ухудшили их жизнь и самооценку. С другой стороны, это означает, что как минимум половина опрошенных считает, что их жизнь стала лучше ― или, по крайней мере, не хуже. И это тоже понятно — соцсети и онлайн-игры предоставляют платформу для творчества и самовыражения, позволяют сформировать свой образ и стать лучшей версией себя (хотя бы онлайн). И, наконец, они объединяют людей и помогают им найти друзей.
Но одно дело ― познакомиться с человеком, совсем другое ― создать прочную дружескую связь. Для этого нужна эмпатия ― умение понимать чувства других и сопереживать им. И вот тут цифровая среда скорее мешает, чем помогает.
Инструменты электронной коммуникации — от чатов до многопользовательских онлайн-игр — хотя и дают возможность общаться с людьми со всего мира, но создают трудности для развития чутких отношений с другим человеком. Дженнифер Аакер, профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса и соавтор книги «Эффект стрекозы», проанализировала 72 исследования с участием почти 14 000 студентов колледжей в период с 1979 по 2009 год, и отметила резкое снижение эмпатии за последние 10 лет.
Цифровым аборигенам с трудом дается сопереживание. Некоторые эксперты считают, что главная причина этого ― снижение чувствительности к шокирующим изображениям. Драки и перестрелки в играх не только щекочут нервы, но и устраняют элемент ужаса.
Зомби на экране не нужно сопереживать, его нужно просто уничтожить
И хотя видеоигры, даже самые жестокие, не провоцируют игроков проявлять насилие в реальной жизни, они снижают нашу способность к эмпатии. Психолог Сара Конрат из Мичиганского университета в Анн-Арборе обнаружила, что самооценка уровня эмпатии у студентов колледжей плавно снижалась, начиная с 1980 года, а за последнее десятилетие вообще резко упала. В то же время уровень нарциссизма растет ― это показывает исследование Джин Твенге, психолога из Университета штата Сан-Диего. Каждый тинейджер сегодня ― главный герой своей собственной компьютерной игры, где остальные участники, реальные или цифровые ― лишь статисты, которым не обязательно сочувствовать.
Но, как известно, у монеты 2 стороны, поэтому ругать «цифру» точно не стоит. Прогресс не стоит на месте и наша реальность, наши дети, да и мы сами не будут такими же, какими были, например, 20-30 лет назад. Эти изменения в поведении и интересах стоит признать, а также найти в них и плюсы.
Не все так страшно
Дети сегодня общаются совершенно иначе, чем их родители. 10 000 часов за видеоиграми, 200 000 электронных сообщений, 10 000 часов разговоров по мобильному — все это еще до окончания школы. Такова реальность, бороться с ней нет смысла ― человек, не умеющий обращаться с цифровыми технологиями, будет чувствовать себя в современном мире неуютно.
Не стоит и демонизировать онлайн, считая, что игры и соцсети несомненно делают жизнь хуже. Закрывая одну дверь, они нередко открывают другую. Например, учителя часто жалуются, что дети, привыкшие к динамичным играм и увлекательному цифровому контенту, зевают над привычными учебниками. Но есть данные, которые показывают, что цифровая революция может мотивировать студентов другими способами.
Дети намного более увлеченно работают над школьными проектами, когда их поощряют использовать цифровые медиа. Никто не хочет рисовать стенгазету или клеить макет солнечной системы из шариков для пинг-понга, но предложите детям написать компьютерную игру про космос или создать школьный блог, и они будут работать даже на переменках. Именно так можно научить детей работать в команде и осваивать цифровые инструменты для такой работы. Например, совместно редактировать документ для блога или распределять задачи в планировщике вроде Trello. Это точно пригодится им в будущем, ведь и настоящая проектная деятельность во взрослом мире устроена так же.
Под новые реалии создаются и летние онлайн-лагеря, в том числе, направленные на получение знаний и навыков в IT-сфере.
«Цифровизация обучения, а также досуга — это неизбежность. Реальный и цифровой мир даже у взрослых сплетается воедино: сложно представить родителя, который не использует мессенджеры, сервисы видеоконференций и другие более сложные вещи в своей повседневной жизни. И это не значит, что они ассоциируют собеседника по ту сторону экрана только с набором пикселей. Дети также не теряют свою чуткость, например, играя в сетевые игры, они легко могут считать настрой напарника по манере игры или общению приятеля в discord. Также они уж точно не воспринимают при онлайн-обучении своего учителя и одноклассников, как роботов, считывая их эмоции и транслируя свои», — рассказал мне Андрей Гниденко.
Гаджеты вредят, если ими пользуются родители
Самые свежие исследования Калифорнийского Университета показали, что компьютерные игры, цифровые медиа и новые технологии не так вредны для эмоционального интеллекта, как мы привыкли считать. Во время исследования 400 родителей детей от 5 до 12 лет оценивали их уровень эмпатии, самоконтроля, умения распознавать свои чувства. Кроме того, родители детально описывали, как в их семье используются гаджеты.
Оказалось, что прямой связи между детским эмоциональным интеллектом и использованием планшетов, смартфонов и компьютеров нет. А вот кто демонстрировал заметно более низкий уровень эмоционального интеллекта, так это дети, чьи родители чаще использовали мобильные устройства в их присутствии, никак не обсуждая увиденное.
Иными словами, не так страшно, что ребенок играет в игры или сидит в соцсетях, не реагируя ни на что ― гораздо хуже, если этим заняты его мама и папа.
Поведение родителей в отношении «цифры» больше влияет на развитие эмоционального интеллекта ребенка, чем то, как использует технологии сам ребенок. Дети респондентов, взявших на себя роль посредника между технологиями и ребенком, отличаются высоким эмоциональным интеллектом.
Так могут ли технологии превратить детей в асоциальных существ, лишенных эмоций? Вряд ли
Ни компьютерные игры, ни соцсети, ни увлечение IT не формирует личность ребенка так же заметно, как отношения в семье. Технологии должны улучшать жизнь детей и помогать им подготовиться к жизни во взрослом мире. Поэтому родителям нужно не запрещать и бороться, а учить детей здоровому отношению к играм, нейросетям, соцсетям. В первую очередь ― на собственном примере.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: BearFotos / Shutterstock / Fotodom
Городской ребенок общался в деревне или в городе в ограниченной среде, но часто терялся в новой обстановке, производя впечатление дикаря. Ребенок при посещении сети легко меняет среду обитания, поэтому приобретает навыки, которых в прошлые эпохи не было.
На протяжении всей истории людей объединяла совместная деятельность. В деревне вся жизнь была в одном коллективе, в городе нужно было вписаться в рабочий коллектив, а в виртуальном мире надо уметь выбрать среди множества вариантов тот, где нет нужды приспосабливаться к сотрудникам.
В реальном мире взаимодействуем с людьми, а в виртуальном мире с фантомами людей. Можно создавать несколько фантомов под разными именами, меняя их образы. Раньше это было бы раздвоением личности и двуличное поведение, а теперь это создание вариантов своего образа для того, чтобы вписаться в разные коллективы. Мы сочувствуем людям, а не роботу или фантому.
Для реального мира важно развивать эмоции (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/50281-razvitiye-emotsy--neobkhodimy-atribut-vospitaniya), а для виртуального мира умение создавать разнообразных фантомов (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/10726-vtoraya-zhizn). Ребенок должен научиться сопереживать вместе с другими реальными людьми, а фантомы из виртуального мира нужны для высокого заработка и для разнообразия в досуге. Задача воспитателя — научить разному поведению в реальном и в виртуальном мирах.