Почему Пушкин и Гоголь великие: что не так со школьной литературой
Блоги20.08.2020

Почему Пушкин и Гоголь великие: что не так со школьной литературой

Современные дети не читают, и виноваты в этом школьные уроки литературы: детям скучно. Утверждение это, конечно, спорное, но всё же стоит признать, что Толстому, Гоголю и Достоевскому сложно конкурировать с современной литературой и уж тем более с видеоиграми и «Майнкрафтом». Так что же делать? Наш блогер, учитель литературы Марина Лужбинина, поделилась тремя лайфхаками, которые помогут сделать уроки литературы интересными даже для современных школьников.

Как-то так получилось, что русская литература редко вызывает у школьников восторг. Восприятие многих произведений сводится к обсуждению образов главных героев, к анализу высокопарных выражений из непонятных ученику стихотворений и к скудным заметкам из учебника. При этом в 5-6-х классах в обязательном порядке проходит инсценировка басен Крылова, дают различные творческие работы, но потом игровое начало замолкает.

Сложность разработки уроков по литературе в том, что учителю необходимо лавировать между желанием заинтересовать учеников и проанализировать романы и повести на высоком уровне. Конечно, если занятия начинают напоминать развлекательную площадку, то суть изучаемых произведений донести будет сложно. Но ещё хуже, если уроки литературы не несут ничего, кроме скуки и безразличия. Поэтому здесь важно правильно синтезировать аналитические подходы и игровые методы.

Вот три правила, которые помогли мне увидеть на занятиях горящие глаза детей.

1. Полное погружение

Основная проблема программы по литературе — слишком большой временной разрыв. Для детей Пушкин и Гоголь — эфемерные персонажи, которые не имеют ничего общего с действительностью. Почему-то каждый уважающий себя педагог называет их великими, но причины их гениальности сводятся лишь к тому, что они написали свои шедевры.

Именно поэтому необходимо учеников знакомить с эпохой. Изучаете повесть «Выстрел»? Прекрасно! Значит, можно инсценировать дуэль и фрагментарно изучать дуэльный кодекс. Живёте в Петербурге и проходите «Преступление и наказание»? Значит, можно прогуляться по маршруту Раскольникова и проникнуться атмосферой города. Читаете «Войну и мир»? Устройте свой маленький бал и раздайте каждому роли (главное, чтобы все девочки не захотели стать Наташей Ростовой).

При изучении романа «Евгений Онегин» я просто не смогла ограничиться итоговой викториной: мне хотелось познакомить детей с гастрономической стороной произведения, поэтому я выдала им список блюд, упоминаемых в романе, и рецепты к ним. Конечно, сотворить страсбургский пирог из трёх видов мяса не каждому под силу, но приготовить «Бламанже» из четырёх ингредиентов ученики смогли легко.

Можно пойти дальше и устроить целый ресторан по мотивам произведений XIX века (и моей коллеге это успешно удалось сделать!). Вспомните, сколько места уделяется описанию блюд в поэме «Мёртвые души»? А в романе «Обломов»?

2. Биография

Изучая биографию, мы безнадёжно всё сводим к трём китам: родился, женился, умер. Конечно, я не призываю выделять несколько часов на знакомство с писателями, но уверена, что правильно построенный урок сможет вызвать неподдельный интерес у школьников.

Например, говоря о Пушкине, я вспоминала его современника — Фёдора Толстова-Американца (двоюродного дядюшку Л. Н. Толстого). Жизнь этого бретёра и авантюриста так была насыщена событиями, что дети превращались в одно большое ухо. К некоторым биографиям обращаться не только интересно, но и полезно. Мне нравится говорить об этических сторонах Державина и Грибоедова, потому что испытываю глубокое уважение ко многим поступкам и нравственным вопросам их жизни.

Наверняка меня спросят: нужно ли раскрывать жизнь каждого поэта и прозаика? Конечно, не каждое жизнеописание можно и нужно обсуждать со школьниками, но в этом и заключается мастерство педагога: выбрать нужное, интересное, этичное.

3. Игра

Игровой метод — ключ к пониманию многих произведений, и небольшие творческие зарисовки можно использовать почти на каждом занятии. Совсем не обязательно придумывать что-то грандиозное — достаточно вставить игровую пятиминутку в конце урока.

Например, на 14-е февраля я сочинила письма, которые отечественные писатели могли бы адресовать…русскому языку

Вот одно из них: «Дорогой русский язык! Благодаря тебе я познал все грани аллегории, смог заменить любые качества человека образами. Позволь же признаться тебе в любви! Да, говорят, что лесть гнусна, вредна, но нас с тобой это не касается, потому что говорю я совершенно искренне». Конечно, здесь детям нужно и соотнести основной приём, который использовал баснописец в своем творчестве, и вспомнить цитаты — и только тогда они поймут, что автором письма мог бы быть Крылов.

Но больше всего я люблю использовать настольные игры. Для уроков литературы на рынке сейчас вариантов почти нет, поэтому учителям проще всего сделать их самостоятельно. Идея создать качественную «настолку» давно зрела у меня, и сейчас я решилась её запустить в электронном виде.

Суть игры проста: участники могут выбрать любое направление — «Цитаты» или «Содержание». В первом случае им нужно вставить нужное слово (например: «Ветер, ветер! Ты ____, //Ты гоняешь стаи туч…»), а во втором — ответить на поставленный вопрос (например: «Кто из сыновей Тараса Бульбы „четыре раза закапывал свой букварь в землю“?»). Кроме того, я решила добавить игровое поле: если участников не очень много (например, на внеурочной деятельности), можно использовать фишки и доходить до финиша, отвечая на вопросы.

Мне кажется это достойной альтернативой скучным проверочным на знание содержания произведения: намного лучше и интереснее в игровой форме узнать, в какой степени учащийся ознакомлен с текстом. Все игровые карточки я распределила на три уровня: к первому уровню относятся все произведения для 5-6-х классов; ко второму — для 7-9-х классов, к третьему — для 10-11-х классов. В общей сложности получилось около пятисот вопросов!

Конечно, такую работу проделывать каждому преподавателю вовсе не обязательно. Можно придумывать самые разные комбинации в зависимости от произведений, которые изучаются в данный момент: соотнести героя и автора, произведение и автора, выбрать лишний элемент и т. д.

На самом деле литература — предмет, с помощью которого можно реализовать свой творческий потенциал. Так почему бы не сделать это сейчас?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / iku4

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(19)
Консалтинг
Поддерживаю, а в качестве дополнения рекомендую зайти на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/63129-chto-meshayet-podrostkam-polyubit-klassiku-i-chto-my-mozhem-s-etim-sdelat
Марина Лужбинина
Консалтинг
Спасибо!
Михаил Гутентог
«Конечно, такую работу проделывать каждому преподавателю вовсе не обязательно» — обязательно, но не самому: гораздо лучше будет, если дети сами будут задавать и записывать СВОИ вопросы о произведениях — вот из таких вопросов и надо составлять уроки.
Марина Лужбинина
Михаил Гутентог
Спасибо за комментарий! В статье я имела в виду такое количество вопросов для игры (500 вопросов — слишком много, и на это у меня ушло очень много времени). Конечно, создание игровой картотеки детьми — отличный вариант, который способствует самостоятельному изучению произведения. Неоднократно так делала на внеурочной деятельности.
Петя Васечкин
При учёбе все эти три подхода были использованы моим учителем. За всю программу интересным я считаю лишь «Дубровского». Ну и ещё «Мастер и Маргарита» зацепили, хотя мне было гораздо интереснее спорить с учителем о том, что Булгаков графоман, а не гений, чем обсуждать саму историю. А скучномть обусловлена простым фактом: классика устарела. А постмодерн в школе, увы, не проходят.
Показать все комментарии
Больше статей