6 отличных настольных игр, которые помогут понять программирование
Блоги17.01.2018

6 отличных настольных игр, которые помогут понять программирование

Понять алгоритмы, научиться искать самые простые решения, составлять программы и управлять роботом можно с помощью настольных игр. В «Кодвардс» точно знают, с каких стоит начинать.

1. «Прогеры»

Новинка осени 2017 года. По правилам игры, вы — астробиолог-программист, который управляет сбором форм жизни на далёкой планете. Биологические объекты собирает вездеход, а вы «программируете» его передвижения по игровому полю с помощью команд. Цель: набрать девять очков раньше других.

В игре два вида правил: попроще и посложнее. В простом варианте каждый игрок получает по пять карточек с командами: «вперёд», «вперёд до упора», «поворот налево», «поворот направо», «разворот». Нужно выложить из них маршрут движения для вездехода, чтобы, преодолевая препятствия, доехать до объектов и отвезти их в лабораторию. Можно составлять программы из одной, двух и трёх карточек. А можно изменить или дополнить программы, выложенные предыдущими игроками. По завершении хода игроки добирают необходимое количество карт.

В варианте посложнее можно использовать все пять полученных на руки карт. К имеющимся карточкам добавляются команды двукратного и трёхкратного повторения действий (циклы), команда «прыжок» (а с ней и холмистая поверхность игрового поля с большим количеством препятствий) и хитрая команда «телепорт», которая может как приближать заветный объект на одну клетку, так и отправлять вездеход соперника, мешающий вашему движению, обратно на старт.

Есть в игре и приём, который усиливает драматизм состязания. Учёные-программисты сражаются за ограниченное количество биологических объектов. Робот-вездеход может собрать до трёх образцов, не возвращаясь в лабораторию. Но чем больше груз, тем уязвимее становится робот. Роботы нередко сталкиваются на поле, а при столкновении «дополнительные» второй и третий образцы теряются.

Возраст: от 6 лет

Количество игроков: 2-4

Деталь: возможность редактировать алгоритмы других игроков


2. Robot Turtles

Создатели указывают, что освоить правила могут даже дети трех-четырёх лет. Задача: отправить свою черепаху в путешествие за драгоценным камнем, выложив маршрут с помощью карточек с командами: «вперёд», «направо» и «налево».

В игре могут участвовать до четырёх «программистов», причём по правилам младший игрок программирует действия робочерепахи и контролирует выполнение программы, а старший перемещает черепаху по полю. Поначалу черепаха будет двигаться медленно: ребёнок будет изучать функции команд по отдельности, а не складывать весь маршрут движения сразу. Когда «программист» будет твёрдо уверен в шагах, количество движений можно увеличить.

На случай, если программа даёт сбой, и маршрут черепахи составлен неверно, в игре предусмотрена карточка отладки ошибки Bug («жук»). Она даёт возможность отыграть ход назад, внести изменения в алгоритм и повторить попытку. Когда простейшие команды усвоены, и ребёнок без труда складывает нетрудные алгоритмы, в игру можно ввести вспомогательную «лягушачью» карту Function Frog для знакомства с понятием цикла. Это значит, что программы действий черепахи теперь могут содержать двукратное повторение команд «вперёд», «направо», «налево» и других.

Наконец, третий уровень сложности представляют дополнительные карточки с препятствиями. К ним добавляются и специальные карточки-команды преодоления препятствий. Например, для преодоления ледяной стены предусмотрен специальный растапливающий лазер. Таким образом длина программы увеличивается за счёт разнообразия действий. Когда ребёнок достаточно разберётся в правилах, он может выступать в качестве исполнителя программ других игроков.

Возраст: от 4-х лет

Количество игроков: 2-4

Деталь: специальная команда для исправления ошибок в неправильно составленном алгоритме

Примечание: игра не издавалась в России, но доступна на Amazon


3. «Шакал»

Жадные до сокровищ, бесстрашные пираты действуют поодиночке. Но вот незадача: совершая налёт на очередной остров, они встречают там других пронырливых пиратов. Ваша пиратская цель — добраться до спрятанных на острове сундуков с золотом первым, хотя соперники будут делать то же самое. Важное правило: ваш маршрут должен оставаться в тайне!

В игре 40 карточек с картами разных островов, игроки разыгрывают их по очереди. И 60 карточек с движениями и действиями, чтобы составить оптимальный маршрут до места, где лежит клад. Игроки получают по пять карточек действий, среди которых есть ходы «вправо», «влево», «вверх», «вниз», ходы по диагонали, ходы в обе стороны, в зависимости от плана местности, а ещё «двукратное повторение», «ход конём», действие «сабля для сражения».

Каждый игрок продумывает план действий, составляет секретный маршрут для своего пирата и выкладывает его из карточек рубашками вверх. Затем пираты по очереди раскрывают карты и выявляют самого хитрого, кто составил кратчайший путь до клада с меньшим количеством ходов. Он и получает всё золото. Если игроки нашли разные клады, каждый получает свой улов. Если нацелились на один, то первый прибывший получает большую долю, а остальные делят остаток поровну.

Когда разыграно десять карточек островов, время посчитать свои сокровища. Побеждает самый богатый, а значит, самый расчётливый и ловкий пират.

Возраст: от 7 лет; но пираты — не пираты без бочонка рома, а за его упоминание игра маркирована «16+»

Количество игроков: 2-4

Деталь: поиск самого короткого маршрута


4. Twin Tin Bots

Игра имеет много общего с «Прогерами», а точнее, Twin Tin Bots — её старший и более сложный брат. По сюжету в самом разгаре научная экспедиция по добыче космического топлива. И снова вы — учёный-программист, который отвечает за успешное выполнение миссии с помощью двух управляемых роботов: сборщика и транспортировщика. Задача: собрать на игровом поле кристаллы и доставить их на базу. Когда все 18 кристаллов разыграны, игроки подсчитывают запасы своих баз и определяют победителя.

Игроки получают на руки по 16 карточек с командами и по очереди составляют программы для своих роботов. В дополнение к командам движения «вперёд», «налево», «направо», «разворот» и циклу «двукратно» в игре используются команды «взять» и «положить», и уже знакомая нам по «Прогерам» команда «телепорт», чтобы отправить робота-соперника на старт.

Игроки составляют программы сразу для двух роботов на специальном слоте. Каждая программа может состоять строго из трех команд. И программа каждого робота может отличаться только на одну команду. Ходят роботы по очереди: сначала сборщик, затем транспортировщик. На следующем ходу игрок может внести только одно изменение в программу каждого робота. Можно обновить одну команду, удалить программу полностью и собрать новую или поменять местами команды двух роботов. Вносить иные изменения запрещается. Впрочем, один раз за игру каждый игрок имеет право воспользоваться особой картой, которая разрешает внести несколько поправок в программу каждого робота.

Twin Tin Bots — игра, насыщенная событиями и переживаниями, где в любой момент соперники могут нарушить ваши планы. Роботы нередко сталкиваются на поле, отбирают друг у друга заветные кристаллы и используют коварный прием телепортации соперника.

Возраст: от 12 лет

Количество игроков: 2-6

Деталь: параллельное программирование действий двух роботов; алгоритмы роботов могут отличаться только на одну команду

Примечание: игра не издавалась в России, но доступна на Amazon


5. Roborally

По условиям игру вы программируете робота, который участвует в робогонке. Цель: дойти до финиша быстрее других, не пропустив ни одного контрольного пункта. Кроме основного поля действия и слота для программирования, в игру заложена опция починки роботов, получивших повреждения в ходе ралли.

На каждый ход игроки получают по девять карточек с командами для составления алгоритма движения робота: «вперед на 1 клетку», «вперед на 2 клетки», «вперед на 3 клетки», «направо», «налево» и «разворот».

Каждый игрок собирает программу движения робота в слоте, рассчитанном на пять регистров, используя за ход не более пяти карточек. В игре даже предусмотрены 30-секундные песочные часы, чтобы ограничить время составления программы. Когда программы готовы, роботы начинают движение.

Так как роботы идут бок о бок по одному маршруту, среди них неизбежны столкновения. Например, когда робот попадает на занятую клетку, он толкает уже стоящего там робота-соперника на клетку вперед. Оба получают легкие повреждения. Дополнительно роботы оснащены орудиями, чтобы всегда быть готовыми к взаимным атакам, которые чреваты повреждениями посерьезнее. Так, дальность действия «лазерного меча» ограничена только краями поля, а значит он может «повредить» противников даже сквозь препятствия. Орудия и связанные с ними действия составляют спесиальный набор карточек-команд и используются при составлении программ.

Состояние «поврежденности» робота вводится неслучайно, оно влияет на его дальнейшую способность правильно выполнять программы. Владелец сломанного робота получает меньше карточек на следующем ходу: одно повреждение дает восемь карточек вместо девяти, два повреждения — семь карточек. Когда робот получает пять и более повреждений, «блокируются» регистры программного слота, и дальнейшие программы робот будет выполнять с ошибками. Для починки поврежденного робота предусмотрены специальные правила, фишки и карточки. Пожалуй, это самая азартная и сложная стратегия из подборки.

Возраст: от 12 лет

Количество игроков: от 2-6

Деталь: поиск решения в условиях ограничений

Примечание: игра на английском, ранее продавалась в России, сейчас доступна на Amazon


6. Ricochet Robots

В решении задач и, в частности, в программировании важен критерий оптимальности, то есть возможность из нескольких вариантов найти лучшее решение. Например, самое короткое. Ricochet Robots — головоломная игра, рассчитанная на поиск кратчайшего пути перемещения робота до нужной точки.

На игровом поле разбросаны опорные позиции пяти роботов. Роботы ходят горизонтально и вертикально, но не могут остановиться, пока не достигнут препятствия — краев поля, перегородок или других роботов. Цель игрока — доставить своего робота в выпавшую на фишке клетку минимальным количеством ходов.

Игроки разыгрывают 17 фишек, где указан цвет робота, который будет ходить, и конечная точка его маршрута. Первый, придумавший кратчайший путь, озвучивает количество шагов и запускает песочные часы. Если за 5 минут никто не придумал более короткий ход, первый игрок перемещает робота в точку назначения и получает фишку. Победителем игры признается тот, кто набирает большее количество фишек.

Возраст: от 12 лет

Количество игроков: от 1

Деталь: поиск самого короткого пути за ограниченное время

Примечание: игра не издавалась в России, но доступна на Amazon

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(3)
Сергей Пархоменко
«Прогеры» — классная игра!)
Александр Казанцев
Сергей Пархоменко
Посмотрите нашу «Битву Големов»
Александр Казанцев
И где «Битва Големов»?
Больше статей