А зачем вы ходите в музей? 5 вариантов, как не превратить поход в пытку
Блоги21.09.2019

А зачем вы ходите в музей? 5 вариантов, как не превратить поход в пытку

Всем знакома картина: родители в музейном зале, рядом зевает ребёнок. Ему скучно. Его тянут, суют в уши аудиогид, а ещё пара фотографий — мы культурно проводим время. Если вы хотите, чтобы время в музее было не просто «культурным», наш блогер Дарья Дмитриева, автор проекта «Будь в культуре», рассказывает, как сделать поход в музей осознанным и приятным для всех.

Ходить в музей можно осознанно, гораздо более осознанно, чем нас приучили в детстве. В этих привычках стоит разобраться, чем я и займусь в цикле статей. Первая статья обзорная, но сразу хочу обнадёжить: здесь будет не только критика. Гораздо важнее понять, как сделать так, чтобы музей стал и интересным, и полезным (впрочем, одно без другого невозможно).

Давайте подумаем, как люди ходят в музеи? С умным видом праздно шатаются по залам, потребляя культуру примерно как еду с фуд-корта, разве что менее разборчиво? Этот стиль передаётся растерянным и неприкаянным детям, сопровождающим средне заинтересованных взрослых. Это в лучшем случае. В худшем всё затеяно ради селфи.

Но на вопросы «Всё же зачем?» чаще всего слышится ответ «Привить культуру, а то сплошные смартфоны». По поводу того, что же стоит за словами «Привить культуру в музее», пишу отдельно. Но в итоге поход в музей — это забег по залам с периодическими остановками «почитать на стене», сфотографироваться и окриками в сторону детей «посмотри сюда/не ходи туда/здесь трогай/здесь не трогай/здесь тише/здесь получай удовольствие/разве тебе не интересно?».

Попробую разобрать несколько стратегий, используемых часто и не очень. Стратегий, которых можно сознательно придерживаться при походе в музей. Определиться лучше заранее — за пару-тройку дней до посещения.

Про выставки — отдельно, здесь именно про музеи, музеи «обычные», не детские, не интерактивные, просто музеи, в основном искусства, культуры, краеведческие или специализированные.

1. Стратегия «шедевральная»

Это самый частый способ ходить в музей. Так устроены многочисленные экскурсии. Всё посмотреть невозможно, но система шедевров — это универсальный способ организовать любой поход. Практически в любом музее есть самые важные, главные экспонаты, которые достойны осмотра. В бесплатной брошюре Эрмитажа вы можете увидеть напечатанные маленькие репродукции, чтобы точно не ошибиться. Такая же система во многих европейских музеях. В том числе поэтому к шедеврам часто невозможно толком подойти, классический пример — толпы возле Джоконды в Лувре.

Плюсы: это отточенная стратегия, максимальная экономия времени на подготовку — за вас уже всё решили, можно смело идти по маршруту, с аудиогидом или экскурсоводом. Или даже без них.

Минусы: вы практически лишены собственного мнения, выбора и т. д. Фактически вы просто потребитель, знания в итоге крайне ограниченны. Причём потребитель того, с чем вы в целом и так уже знакомы. Дети обычно довольно быстро устают в таких походах и теряют интерес, к тому же их восприятие может совсем не совпадать с рекомендациями ведущих искусствоведов.

Когда хорошо применять: в ситуации туризма в другую страну или далёкий город, когда времени в обрез, а в этот музей вы вернётесь не скоро.

2. Стратегия маленьких открытий

Не терпит спешки и суеты. Во время посещения музея вам необходимо превратиться в коллекционера впечатлений и находок. Стратегия идеальна для похода с детьми от 3 до 10 лет, можно и старше. Вы рассматриваете экспонаты, у которых немного людей. Обязательно фотографируйте, обычно их нет на открытках и в путеводителях. В фокусе вашего внимания — странные персонажи картин, необычные формы сосудов, непривычные вещи или детали, предметы непонятного назначения. С такого рода коллекциями очень интересно разбираться потом, вспоминать и обсуждать после.

Плюсы: вы и ребёнок активно вовлечены, даже азарт появляется. У вас масса идей и интересных фотографий после посещения. Вы сможете создать множество интересных постов в своих соцсетях, гораздо более интересных, чем «я на фоне „Крика“ Мунка». Ребёнок развивает внимательность и хочет вернуться в музей.

Минусы: вы идёте мимо шедевров. Если вы в этом музее в первый и, возможно, последний раз, то действительно теряете в знаниях и впечатлениях. Закопаться в мелких вопросах, деталях и нюансах хорошо, но так нельзя делать постоянно: перспектива тоже важна.

Когда хорошо использовать: при походах в знакомые музеи, когда нет желания сильно готовиться и заранее читать, вникать в какую-либо тему, но хочется пойти в музей и качественно провести там время с ребёнком.

3. Стратегия погружения

Работает только при хорошей подготовке до посещения. Обычно детей водят со школой после изучения очередной темы. Не всегда такие походы хороши, но здесь важна личность гида и подача материала, как в музее, так и до того. Самостоятельно ходить с этой стратегией очень интересно. Лучше всего отправляться в такие походы всей семьёй, заранее узнав об экспонатах, о медийных возможностях музея, прочитав книги или посмотрев фильмы, дающие богатый контекст. Но самое важное — составить список вопросов, на которые вы сможете ответить только в музее. Как правильно подготовиться к подобному походу — тема отдельная.

Плюсы: такие походы формируют именно знания — проявляют связи, дают объёмные представления.

Минусы: при недостаточной подготовленности или перекосе интереса (родитель гораздо более заинтересован, чем ребёнок) такой поход может сильно разочаровать.

Когда подходит: в музеях, до которых легко добраться и несложно прийти повторно, лучше в своём городе или в часто посещаемом месте.

4. Стратегия сквозной прошивки

Это поход в музей ради формирования метакультурного видения и понимания кросс-культурных связей. Эта стратегия требует большой эрудиции со стороны взрослого, а от музея — определённого масштаба коллекции. Лучше всего ради такого похода найти гида. Но найти гида — это половина дела, ещё важнее — сформулировать ему запрос. Как правильно это сделать — снова отдельная тема, но, если вкратце, для формирования серьёзного базового знания запрос должен касаться проблематики. Нельзя просто запросить — «всё про Возрождение». Запрос может звучать так: «наш поход должен раскрыть тему того, как менялось представление о детях (женщинах, праздниках, деньгах, смерти, болезни и т. д.) от Античности до современности на конкретных артефактах». Если дети маленькие, то проблематизация может быть намного проще, но она должна быть. При этом поход может быть организован как игра-квест, как исследование-детектив и т. д., это вовсе не обязательно классическая экскурсия (и даже лучше не она).

Плюсы: это наиболее серьёзная (не по форме, а по результату) работа с возможностями музеев — дать широкое видение культуры, ради чего они и были созданы ещё в XVIII веке в эпоху Просвещения.

Минусы: сложная подготовка и организация, подбор гида и формулирование запроса.

Когда подходит: хорошо в каникулы и отпуска, когда нет другой учёбы, а у родителей чуть больше времени. В отпуске или в поездке, если вы долго находитесь на одном месте.

5. Стратегия отдыха

Музей может быть просто средой, в которой ваш глаз отдыхает, а мозг расслабляется. Это сильно отличается от привычки уставать в музее, но вполне возможно, если вы любите музеи. Вы можете фланировать по музею и смотреть на приятные и интересные лично вам вещи, сидеть в любимом зале, а то и вообразить, что выбранный вами зал Эрмитажа — ваш зал, наполненный фрейлинами, и про себя досадовать, что дворцовый этикет не позволяет вам выпить свой кофе непосредственно здесь.

Тут главное — расслабиться и не давить на себя и детей, не пытаться их «построить», а попытаться настроиться на одну волну. Проводить время хорошо можно и на выставках современного искусства, и в классических залах. В тех музеях и галереях, где это принято, можно посидеть на полу, детям это часто нравится. Главное в этом случае — не ставить познавательных и информационных целей.


Вместо заключения — немного личного опыта. Я использую все 5 стратегий, всё чаще последнюю, хотя иногда хочется пройтись только по шедеврам, чтобы заново увидеть их после перерыва. Иногда хочется с ребёнком пошалить в музее и поискать какие-то странные вещи, а иногда делаю большое погружение в темы и связи между ними. Для меня важно, чтобы каждый поход имел смысл, а не становился фланированием ради усталых ног.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также
Комментарии(1)
Я живу в Москве, где почти полтысячи музеев. Посещаю какие-то из них только тогда, когда это входит в тему, которая сейчас интересна внукам. Внуку была интересна военная тематика, то ходили по монастырям и фотографировали их (http://4plus5.ru/500.htm). Походы в музеи не оторваны от того, что видим в своем окружении, в интернете, в кино (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/41729-kak-rasskazat-podrostku-o-drugikh-epokhakh-s-pomoshchyu-zhivopisi-kino-i-progulok-po-gorodu). А когда внуки заинтересовались бизнесом, то демонстрирую, что и почему шли заказы на картины, на жилье, на транспорт, освещение и так далее. Так, картины в Третьяковке позволяли продемонстрировать, что аристократы заказывали одни типы картин, а после отмены крепостного права появились люди с деньгами. А они расширили тематику для искусства. А потом искусство из галерей вышло на улицы. Рассматриваем транспорт, дома, оформление. Музей для меня лишь часть процесса, поэтому в нем находимся лишь тогда и в тех залах, когда это востребовано самой жизнью.