Всё ради лайков. Зачем родители превращают жизнь своих детей в бизнес
Блоги16.06.2024

Всё ради лайков. Зачем родители превращают жизнь своих детей в бизнес

Настя Радзинская с отцом. Канал Like Nastya

Блоги, в которых центральные герои — дети, становятся всё популярнее. И скандалов, связанных с таким контентом, также становится больше. В наших блогах студентки первого курса Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Алина Исмакова, Владислава Севастьянова, Милена Петлеваная и Милана Федосеева разбираются, как такие видео влияют на самих маленьких блогеров и на тех, кто наблюдает за их жизнью.

Популярность вместо детства

В десятке самых популярных каналов на YouTube сейчас находятся три детских блога с суммарной аудиторией более 356 млн человек:

  • Kids Diana Show — 122,5 млн,
  • Vlad and Niki — 118,3 млн,
  • Like Nastya — 116 млн.

Доходы с этих каналов — десятки миллионов долларов ежегодно. Семейные блоги также финансово преуспевают: например, цена на рекламу в популярном канале The LaBrant Fam еще в 2021 году начиналась со $100 тыс. Очевидно, детские и семейные блоги часто превращаются из личных архивов в полноценный многомиллионный бизнес, поддерживать который — огромный труд даже для взрослого человека, что уж говорить о ребенке. При этом многим детям-блогерам не исполнилось еще даже 15 лет.

Родители медийных детей не скрывают трудностей ведения блога. В 2022 году российский Forbes рассказал историю девочки-блогера Насти с канала Like Nastya. Мама девочки, Анна Радзинская, призналась: «Это только кажется со стороны, что вести блог просто. Стоит пропустить один день — сразу падает количество просмотров, а значит, и доход».

Ранняя медийность, казалось бы, имеет много преимуществ: хороший доход, основа для будущей карьеры, социализация и развитие креативности ребенка. Но есть не всегда заметные, однако важные нюансы в ведении детских блогов:

  • Детям-блогерам приходится рано взрослеть.
  • Ребенок не может дать осознанное согласие на медийную жизнь и понять: где популярность, там и риски.
  • Родители порой не задумываются о последствиях ранней медийности детей. Сегодняшний маленький блогер, став взрослым, может не захотеть внимания.
  • Наконец, не каждый родитель способен сохранить детство своего ребенка, не отягощая его постоянными съемками.

А как было раньше

Дети-звезды были в медийном пространстве и раньше. Джеки Куган получил свою первую роль в кино еще до того, как ему исполнилось 4 года. А потом мальчика встретил Чарли Чаплин и позвал сниматься в фильме «Малыш». После впечатляющего успеха картины Джеки продолжил сотрудничество с киностудией Чаплина.

В 1923 году мальчик (точнее, его родители) заключил контракт с кинокомпанией Metro Pictures. Он стал первым ребенком-миллионером в истории. Но его родители быстро растратили заработанное. Став взрослым, Джеки Куган потребовал у родителей свои деньги, но получил отказ. Не смог помочь юноше вернуть средства и суд — ему всего лишь выплатили небольшую компенсацию.

Этот случай стал основой для закона Кугана, защищающего права несовершеннолетних артистов. Сегодня закон продолжает оберегать детей-актеров. Но на блоги он не распространяется. Истории о детях-блогерах, с которыми родители поступают ужасно в угоду зрителю и цифрам на счету, продолжают появляться. Случай, связанный с блогом семьи Ингхэм, — один из таких. Канал семьи стал популярным на YouTube в 2019 году, после рождения четвертого ребенка — Джейса. К успеху блогеров привело полное видео с родов, которое выложили в Сеть, — ролик посмотрели миллионы зрителей.

Родители мальчика решили не останавливаться на достигнутом и, когда ребенку исполнилось 4 месяца, создали реалистичную куклу, которая по размеру и форме была точной копией их четырехмесячного сына. Игрушку разместили на тематическом сайте — копия Джейса стала продаваться за сотню долларов в комплекте со свидетельством о рождении и фотографией младенца. Родители стали активно рекламировать куклу, чем вызвали волну негодования. Вопросы об этичности такой бизнес-идеи не отпали и после видео с извинениями, которое блогерам пришлось записать в ответ на обвинения аудитории.

Вот еще одна, менее шокирующая, но неприятная история: семья ЛаБрант публиковала семейные видео со своими четырьмя детьми. Аудитория их блога на YouTube к концу 2019 года насчитывала миллионы человек. В 2021 году на канале вышло видео под названием «У нее обнаружили рак», намекающим на болезнь младшего ребенка. Оказалось, тревога была ложной: на самом деле девочка лежала в больнице на простом обследовании, у нее не обнаружили серьезных заболеваний. Позже отец девочки пытался оправдаться перед аудиторией тем, что его тревожили мысли об онкологии. Однако факт остался фактом — ради просмотров девочке «приписали» рак.

На страже детства

Сегодня в России тема детской кибербезопасности на особом контроле: вопрос регулярно поднимают в Госдуме и на специализированных форумах, вот только что его обсудили на ПМЭФ. Но распространяется ли это внимание на блоги с участием детей? Регулирует ли закон создание и публикацию детского контента? Обеспечивает ли неприкосновенность прав юных звезд?

О взаимодействии закона и детских блогов нам рассказала Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде: «Есть различные формы наказания за контент. Например, сексуализация ребенка или подростка, призывы к суициду — уголовно наказуемо. Эти процессы курирует полиция, такие случаи мониторятся. То, что касается спорных ситуаций — например, случая с Сергеем Косенко (блогером, который бросал своего двухмесячного сына в сугроб), — связано с осознанностью самих блогеров. Медийные люди несут моральную и этическую ответственность, потому что работают на большую аудиторию. И важно, чтобы они понимали, что у любого контента остается цифровой след. Фильтровать контент — их обязанность.

С одной стороны, для защиты детей сейчас действительно делается много. Но при этом мы живем в условиях беспрецедентного информационного давления. И чем больше способов защиты придумывают государство, общество, экспертные, социально ответственные компании, тем изобретательнее становятся создатели и распространители деструктивного, запрещенного контента.

Если мы говорим о детях-звездах, продюсерами которых являются их мамы и папы, то и ограничением вовлеченности должны заниматься они же. За ребенка решает родитель, и если он хочет сделать ребенка популярным — с точки зрения закона он имеет на это право».

«Лучше не показывать детям чужую субъективную реальность»

Детские блоги — больше чем вопрос кибербезопасности, хейта или популярности. Они неизбежно влияют на подрастающее поколение: как на самих блогеров, так и на их зрителей. О влиянии такого контента на когнитивное и психическое развитие ребенка, трудностях социализации и уходе от реальности рассказала психолог Елена Кудрявцева: «Фактически дети-блогеры приобретают те же качества, что раньше мы видели у любых детей, которые были связаны со сценой. Опасности для развития те же — потеря реальности, корона на голове и ложное ощущение раннего взросления, способности жить самостоятельно.

Публичная сторона жизни начинает замещать собой все остальные. Ребенок осваивает мир пошагово, на каждом этапе оставаясь один на один с той социальной ситуацией, в которую попадает, и учась с ней справляться.

Когда же дети резко становятся медийными, они лишаются поступательности, процессы социализации сбиваются — а это в юном возрасте очень важный аспект. После сбоя приходится сталкиваться с последствиями. Нельзя сказать наверняка, приведет ли медийность к деградации или, наоборот, к всплеску креативных способностей. Никто не может этого сказать, поэтому приобщение детей к медиа в раннем возрасте — это фактически эксперимент над живыми детьми.

Плюс там, в блоге, нет других людей, он общается с камерой. А за камерой — родители. Они вместе играют в эту игру, снимают семейное кино для самих себя. Ребенок сидит в своей золотой клетке, и лайки аудитории для него так же абстрактны, как его анпакинг для нас.

Чем нереальнее мы демонстрируем жизнь, тем она привлекательнее. Но чем дальше от реальности, тем травматичнее для психики ребенка. Процесс перевоплощения на камеру надо контролировать, потому что для ребенка граница между образом на камеру и реальностью очень зыбка. Он не понимает, как и на чем ему выстроить свою идентичность. На образе в объективе или жизни? Если центр блога — ваше дело или продукт, проблем меньше. Другое дело, когда центр — это ты сам, а ты неизвестно что для самого себя.

Я бы посоветовала блогерам-родителям поменять формат, остановиться на репортажной съемке. Показывать, где были и что видели. И важно, чтобы рассказывал в кадре именно ребенок. Это рассказ от первого лица, передача своих реальных впечатлений и эмоций — журналистика чистой воды с элементами творчества. Такой формат тоже отлично заходит!

Можно также показывать, как ребенок занимается своим хобби. Такой формат подразумевает задействование только самого ребенка, его глаз и рук, и при этом ребенок никаким образом не травмируется, а просто творит на камеру».


Все мы родом из детства — из времени беззаботности, бесстрашия, беспечных шалостей и безоговорочной любви к жизни. Мы становимся взрослыми и порой забываем, как ценно прошлое и детство. Забыв о его хрупкости и быстроте, некоторые взрослые могут невольно сократить его для своих детей. Хотя только родитель может защитить и направить ребенка в потоке современной интернет-реальности, ведь даже самые яркие звезды не всегда готовы к тому, чтобы их жизнь была открытой для всех. Они и так однажды станут взрослыми — так пусть подольше остаются детьми.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Like Nastya / Flickr / CC BY-SA 2.0

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей