9 причин, почему школьникам важно читать Шекспира
литература

9 причин, почему школьникам важно читать Шекспира

Ксения Букша — об одной из главных потерь в списке литературы
8 477
5

9 причин, почему школьникам важно читать Шекспира

Ксения Букша — об одной из главных потерь в списке литературы
8 477
5

9 причин, почему школьникам важно читать Шекспира

Ксения Букша — об одной из главных потерь в списке литературы
8 477
5

Уильям Шекспир во всём мире — гвоздь школьной программы, любимец словесников. В России знаменитый английский писатель не входит даже в список литературы для ЕГЭ. В самом деле — зачем нам Шекспир, если у нас есть Толстой и Достоевский? Объясняет Ксения Букша.

1. Популярное, но качественное

Пьесы Шекспира задуманы и созданы как популярные, и пусть этой популярности много веков, её «витамин» по-прежнему действует. Все эти тексты написаны не просто хорошо, но ещё и увлекательно. Отличать качественную попсу от некачественной можно научиться именно на примере Шекспира и Моцарта.

Шекспир, несомненно, цепляет. А чем он цепляет? Чем вообще цепляет «популярное»? Да очень просто: живыми искренними чувствами, силой и страстью, «простыми мелодиями», которые, однако, надо ещё так найти и аранжировать, чтобы они не казались плоскими и картонными. Шекспир работает в этом отношении на очень высоком уровне — не халтурит ни в «байопиках», ни в «ромкомах». Тем более что смех за кадром в его время можно было только честно заработать!

2. Контрасты

То проза, то стихи, то юмор, то трагедия — и так вверх-вниз Шекспир бросает нас до самого финала.

«Вот мой дядя — король Датский, и те, кто строил ему рожи, пока жив был мой отец, платят по двадцать, сорок, пятьдесят и по сто дукатов за его портрет в миниатюре. Чёрт возьми, в этом есть нечто сверхъестественное, если бы только философия могла доискаться».

Вставлять такие штуки в трагедию у нас умел только Пушкин («Ква, ква! Любо тебе, лягушка заморская, квакать на русского царевича!»). Именно это сочетание высокого с низким заставляло французских классицистов поднимать брови и сожалеть о шекспировском «варварстве» — и именно оно в наши дни не даёт шекспировским драмам кануть в Лету.

3. Всё время что-то происходит

Основная масса отечественных «школьных» текстов — это XIX век и начало XX века. Много мыслей, много рефлексии. Оттенки чувств. То ли дело Шекспир. Герои убивают, переодеваются, прячутся. Пока на первом плане Анджело разбирается с любовью и властью, герои второго плана приводят к нему каких-то «правоулучшителей», и ему приходится разбираться в их странных проделках: «Сказать по правде, я бедный малый, который тоже хочет жить…» — «Как же ты хочешь жить, Помпей? Сводничеством? Что ты думаешь об этом занятии, Помпей? Разве это дозволенное занятие?».

4. Юмор

У Шекспира можно найти все сорта юмора — от остроумия («Серьёзно, братец, женщину люблю я». — «Ну, значит в цель попал я: ты влюблён!» — «Стрелок ты меткий!» (Ромео и Бенволио) до хохмочек («У меня, сударь, на каждом пальце по шутке. А теперь, когда я отпустила вашу руку, я пуста») и простого площадного гогота («Задирай их — я буду сзади!» — «Как? Уже и зад показывать?»).

Разные герои по-разному шутят, но юмор как адекватность, как соль, суть — ему находится место всегда. Может, поэтому даже самые трагические или грустные страницы всегда не безнадёжны, освещены и одухотворены?

5. Устроено, как в жизни

Срабатывает всё. Слова, поступки, намерения. Второстепенные герои становятся главными (Ромео и Джульетта — не самые влиятельные члены своих семей). Чувства делаются пружинами действий. Сюжеты у Шекспира — либо настолько условны, что их можно вынести за скобки и наслаждаться конкретными сценами (как в «Укрощении строптивой»), либо настолько универсальны, что сомнений не возникает даже на самых неожиданных поворотах («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло»).

6. Добро и зло

С нравственностью у Шекспира всё достаточно однозначно для того, чтобы не перепутать зло с добром, и достаточно запутанно для того, чтобы было о чём поразмыслить. Именно такой уровень сложности и нужен для (простите) «семейного просмотра»: без чрезвычайных глубин, но и не на плоскости. К сожалению, именно в этом смысле современные сюжеты часто проигрывают старым, скатываясь либо в одномерную упрощёнку, либо в демоническую путаницу.

7. Театр

Школьники всего мира ставят Шекспира в классах и на школьных подмостках. Именно этот старый автор, с его величайшей мерой условности, помогает подросткам познакомиться с началом своих собственных чувств, не испытывая за них слишком большого стыда. Как это — когда любишь? Когда хочется кого-то убить? Когда ненавидишь отца? Когда тебя предали? Когда лишился самого главного в жизни? Когда что-то в тебе — сильнее тебя самого? Но Шекспир годится не только для подростков.

Как школьная постановка может изменить учеников

Точно знаю, что «Ромео и Джульетту» или, скажем, «Укрощение строптивой» можно поставить даже в детском саду. И я такую постановку видела! Конечно, текст был здорово перекроен и вдобавок приурочен к одному из праздников, но Шекспир ведь выдерживает почти любые трактовки. Шестилетки блистали в главных ролях, а трёхлетние изображали стражников и шмелей, и всем было весело.

8. Лирика

Переводить шекспировские сонеты или монологи — отдельная полезная практика для старших классов в школах с хорошим английским. Строгая форма, закруглённая и чётко изложенная мысль, метафоры, которые можно разобрать и снова собрать на другом языке, — это сочетание интеллектуальных и поэтических задач, характерное для эпохи барокко, отличный тренажёр для тех, кто готов попробовать себя в поэтическом переводе.

9. Характеры и страсти

Пьеса — дело короткое, и показать характер надо быстро и чётко. Поэтому характеры у Шекспира видны сразу. Конечно, это не те характеры, о которых можно говорить долго и сложно. Зато в их взаимодействии, в диалогах — сложность уже есть, и сложность не интеллектуальная, а эмоциональная.

Тексты предоставляют массу оттенков: здесь ссорятся, здесь лицемерно соглашаются, а здесь открыто противостоят друг другу, там любят, а тут флиртуют, у этого на уме не то, что на языке, а другой — просто не понимает, что происходит… Нашим школьникам часто не хватает эмоционального воспитания, воспитания души, воспитания эмпатии, что бы это ни значило. Искусство Шекспира наглядное, и на его примере можно делать эту простую вещь.

Иллюстрации: iStockphoto (Tomacco)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главные книги школьной программы по литературе: нужны ли они детям

3 причины, по которым не стоит винить в безграмотности выпускников школ

Почему нельзя приводить в пример других детей

К комментариям(5)
Комментарии
(5)
Отправить
Автор провоцирует уже не первой статьей. Шекспир обязателен к изучению в рамках программы по литературе в 8 и 9 классах (на выбор, в зависимости от "читабельности" класса), там читают "Ромео о Джульетту". В 7-8 классах сонеты по выбору так же рекомендованы к изучению программой. По поводу переводов шекспировских со...Автор провоцирует уже не первой статьей. Шекспир обязателен к изучению в рамках программы по литературе в 8 и 9 классах (на выбор, в зависимости от "читабельности" класса), там читают "Ромео о Джульетту". В 7-8 классах сонеты по выбору так же рекомендованы к изучению программой. По поводу переводов шекспировских сонетов: не будем забывать, что писались они на староанглийском. В старших классах редко занимаются переводами с данного языка. Но, безусловно, попробовать стоит.
Показать полностью
Ага! Час отведен программой на "Ромео и Джульетту" (45 минут) и час на сонеты. Что можно сделать с Шекспиром за час? Сколько процентов учеников действительно прочтут хотя бы "Ромео"? Увы.
Показать полностью
Отправить
Английский, на котором написаны сонеты, вполне доступен для понимания старшеклассников школ "с углубленным английским". Если, конечно, учитель хороший. И знаю, что такие практики есть.
Показать полностью
Отправить
Показать ответы (1)
Отправить
Полностью соглашусь с автором статьи. В школах Шекспира если и читают, то совершенно формально, поверхностно, или, как у нас любят говорить, " ознакомительно " . Ну да, правда, "зачем стадам дары свободы"?
Показать полностью
Отправить
Шок! Против Бородиной диетологи подали иск, за то что разболтала о самом эффективном средстве сжигания жира в мире, читать далее: http://dom2stars.life Я проверила ее"скандальную" мeтoдику и не могу нарадоваться: жир с живота и бока просто исчезли за 11 дней!
Показать полностью
Отправить
Показать все комментарии