10 документальных фильмов о жизни, которые нужно показывать в старших классах
10 документальных фильмов о жизни, которые нужно показывать в старших классах
10 документальных фильмов о жизни, которые нужно показывать в старших классах

10 документальных фильмов о жизни, которые нужно показывать в старших классах

Про Советский Союз, холокост, фастфуд, путешествия и насилие

Илья Кабанов

7

30.11.2017

Документальные фильмы позволяют узнать историю из первых рук и понять мотивы действий людей, государств и корпораций. А ещё документалки помогают разобраться в устройстве мира и объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, — в общем, учат жизни.

1. «Шоа» (1985)

О чём. Французский режиссёр Клод Ланзманн много лет интервьюировал бывших узников и надзирателей нацистских концлагерей и пассивных очевидцев происходившего. Некоторых собеседников он снимал тайно: такой спорный подход не только стоил режиссёру избиения недовольными немцами, но и обеспечил невероятный уровень откровенности. Отснятые 350 часов интервью превратились в невероятный девятичасовой фильм. Один из самых ярких моментов: признание машиниста составов в лагерь смерти Треблинку, который понимал, что ждёт его пассажиров, и мог работать только после того, как выпьет водку.

Почему нужно смотреть. Сразу после окончания Второй мировой войны люди ужаснулись преступлениям нацизма — и даже решили о них забыть. «Шоа» вернул голос жертвам и превратил осуждение Холокоста в важную часть современного общественного диалога.


2. «Рождённые в СССР» (1991-2012)

О чём. Монументальный проект режиссёра Сергея Мирошниченко исследует жизнь одних и тех же героев с интервалом в семь лет. В первом фильме серии мы видим семилетних детей, во втором — уже 14-летних подростков. К четвёртому фильму героям уже по 28 лет — они выросли вместе со страной. И главное, история не заканчивается. В следующем году начнутся съёмки следующей серией. По замыслу режиссёра, сериал будет продолжаться до семидесятилетия героев.

Почему нужно смотреть. Судьбы двадцати героев стали иллюстрацией турбулентных социальных изменений на территории Советского Союза. Один переехал из Бишкека в Новосибирск, другой — из России в США. Герои фильма были очевидцами военных конфликтов в бывших союзных республиках, служили в армии разных стран, женились, разводились, рожали детей, открывали бизнес и работали в колл-центрах. В это зеркало постсоветской жизни можно смотреть бесконечно.


3. «Человек с киноаппаратом» (1929)

О чём. Не совсем фильм в привычном понимании. Начальные титры прямо говорят: это «опыт кинопередачи видимых явлений без помощи надписей, без помощи сценария, без помощи театра». Чистый киноязык, торжество формы. Вместо сюжета — череда коротких фрагментов о городской жизни. Вот урна со скамейкой, а вот мчится поезд, рельсы, шпалы… Съёмки проходили на улицах Москвы, Киева и Одессы, так что фильм ещё и зафиксировал облик этих городов почти 90 лет назад.

Почему нужно смотреть. Фильм Дзиги Вертова стал энциклопедией для будущих операторов и монтажёров. Ускоренная съёмка и скошенные углы, съёмки в отражении и покадровый монтаж — одними только визуальными средствами Вертов сумел передать настроение эпохи и рассказать её историю. Пока не изобрели машину времени, «Человек с киноаппаратом» останется лучшим способом с головой окунуться в атмосферу 1920-х.


4. «Обыкновенный фашизм» (1965)

О чём. Двухчасовая картина советского классика (и автора нескольких фильмов о Ленине) Михаила Ромма, которая была снята к 20-летию победы над гитлеровской Германией, рассказывает об ужасах нацизма, используя его главное оружие — нацистскую пропаганду. С помощью монтажа, музыкального сопровождения и закадрового комментария (который читает сам режиссёр) Ромм превратил кинохронику Рейха в смертельный приговор нацистам.

Почему нужно смотреть. Антифашистский фильм получился у Ромма антитоталитарным в более широком смысле. Современники видели в картине параллели с советской жизнью и восхищались смелостью автора. Полвека спустя в «Обыкновенном фашизме» можно искать (и при желании найти) сходство с современной Россией.


5. «Боулинг для Колумбины» (2002)

О чём. В апреле 1999 года два старшеклассника расстреляли учеников и учителей своей школы «Колумбайн» в штате Колорадо. Убиты 13 человек и ещё два десятка были ранены. Несколько лет спустя режиссёр Майкл Мур попытался ответить на вопрос, в чём причина массовых расстрелов в США. По мнению режиссёра, дело не в жестоких видеоиграх или влиянии рок-музыки, а в нагнетаемой в обществе атмосфере ненависти.

Почему нужно смотреть. После выхода картины массовых убийств в Штатах не стало меньше, есть версия, что фильм Мура на какое-то время снизил продажи патронов. Жестокие преступления без видимой причины становятся нормой и для России. Вряд ли снятый 15 лет назад американский фильм объяснит, в чём тут дело, но, возможно, после просмотра зрители начнут по примеру автора задавать вопросы о причинах насилия.


6. «Двойная порция» (2004)

О чём. 33-летний Морган Сперлок был здоровым и стройным человеком, пока не решился на отважный эксперимент, задокументированный в фильме «Двойная порция». 30 дней Сперлок трижды в день питался только в «Макдоналдсе» и перепробовал все блюда из меню. Он набрал больше 11 килограммов, увеличив свой вес на 13%. Кроме того, он заработал поражение печени и начал испытывать перепады настроения. Реакция на фильм не заставила себя ждать: «Макдоналдс» убрал из меню «двойные порции» (Supersize) и сказал, что планирует добавить в меню более здоровую еду.

Почему нужно смотреть. После просмотра фильма даже отъявленным скептикам станет ясно, что злоупотреблять фастфудом не стоит. Как бы мы не любили фирменные соусы, булки и газировку, здоровье дороже.


7. «Счастливые люди: Год в тайге» (2010)

О чём. Картина Вернера Херцога — это сокращённая, перемонтированная и переозвученная версия четырёхсерийного фильма о быте охотников-промысловиков и других жителей села Бахта Туруханского района Красноярского края. Если полутора часов с героями фильма вам будет мало, можно посмотреть ещё и сериал Дмитрия Васюкова и Михаила Тарковского.

Почему нужно смотреть. «Год в тайге» — прекрасный пример того, что традиционные для России сюжеты о простых людях в непростых условиях могут быть интересны западной аудитории. Нужно только их вовремя разглядеть и адаптировать.


8. «Цвет нации» (2013)

О чём. Журналист Леонид Парфёнов продолжает исследовать события, людей и явления, без которых нас сложно представить и ещё сложнее понять. Здесь его интересует даже не портрет пионера цветной фотографии Прокудина-Горского, а то, как изменились за 100 лет снятые им места. От Вологодской области до Санкт-Петербурга и от Твери до Тулы — Парфёнов идёт по стопам Прокудина-Горского и рассказывает в своей фирменной манере о России, которой давно нет.

Почему нужно смотреть. Фильм Парфёнова показывает, какой красочной была страна, знакомая нам исключительно по чёрно-белым кадрам. Самый запоминающийся момент: три девушки в разноцветных сарафанах, которые держат в руках тарелки с ягодой. Эти прапрабабушки сегодняшних школьников — символ дореволюционной России.


9. «Кояанискатси» (1982)

О чём. Продолжительная аудиовизуальная медитация о современном мире и месте людей в нём. Наскальная живопись и линии электропередач, горные взрывы и толпа людей, авиалайнеры и небоскрёбы, ракеты и колбаса — абстрактные сюжеты сменяют друг друга под новаторскую музыку Филиппа Гласса. Оторваться невозможно.

Почему нужно смотреть. Один из самых красивых и загадочных фильмов в истории стоит посмотреть ради его основной мысли, заботливо сформулированной авторами в финальных титрах: «Если мы будем выкапывать богатства из земли, мы навлечём беду».


10. «Неудобная правда» (2006)

О чём. «Я бывший будущий президент Соединённых Штатов» — любит повторять Альберт Гор, который все 1990-е был вице-президентом Билла Клинтона, а в 2000 году не стал президентом, хотя, по сути, выиграл выборы у Джорджа Буша-младшего. Чем заняться влиятельному человеку после завершения политической карьеры? Гор стал проповедником глобального потепления. Его документальный фильм «Неудобная правда» рассказывает о причинах и возможных последствиях резкого потепления. Фильм получил два «Оскара» и принёс самому Альберту Гору Нобелевскую премию мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению».

Почему нужно смотреть. Две трети зрителей признавались в одном из опросов, что после просмотра фильма изменили своё мнение об изменении климата. Политики начали обсуждать глобальное потепление и в итоге приняли в 2015 году Парижское соглашение о климате, в рамках которого все страны миры (кроме, по иронии судьбы, США) обязались сократить вредные выбросы.

Читайте также
Комментарии(7)
по чему не назван фильм «Земляне» год не помню но выдержал только первую часть
Он тут причём? Это ведь мерзость пропагандонская.
Насчёт «Двойной порции» — если злоупотреблять любой едой — будут пробелмы со здоровьем, дело не в фастфуде далеко
Смотрел интересный фильм-ответ работающего из дома программиста к «„Двойная порция“ (2004)», показывающий, что автор оригинала сильно лукавит. Называется Fat Head, лежит на YouTube, и в том числе рассказывает о многих других заблуждениях по поводу еды.

https://www.youtube.com/watch?v=evcNPfZlrZs

Детей в первую очередь нужно приобщать думать, учитить критическому и аналитическому мышлению, а не филмы, в которых редко обходится без авторской предвзятости, поглощать.
!!!
Показать все комментарии
Больше статей