Витамины для ребёнка: когда, как и зачем принимать
Специалисты НИИ питания — о том, почему мы ничего не знаем о витаминах

В России школы массово закрывают на карантин. Эпидемия гриппа — не только внеплановые каникулы для детей, но и головная боль для взрослых. Делать прививки уже поздно, и родители мечутся между тем, чтобы пачками запихивать в детей витамины или просто ни под каким предлогом не выпускать их на улицу. «Мел» узнал у специалистов НИИ питания РАМН, как и когда полезно пить витамины и чем опасен витаминный дефицит.
Вся неправда о витаминах
«Лучше налегать на фрукты и ягоды, чем пить витамины». «Летом можно запастись витаминами на всю зиму». «Витамины — это химия, от которой один вред». Ну и так далее — список витаминных мифов может быть очень длинным. В НИИ питания все эти заблуждения легко опровергают, ссылаясь на многочисленные дорогостоящие исследования. И ругают педиатров.
«У нас каждый считает, что он специалист в питании. Откуда педиатры знают, как витамины усваиваются, если питанием не занимаются? В Институте питания мы проводим исследования: даём детям витамины и смотрим, как насыщается их организм, какой дозой, за какой период. В поликлиниках и больницах этим не занимаются — это об информированности. Пусть педиатры сначала проверят всё на практике, а потом говорят. В любой лаборатории это можно сделать. Правда, за бешеные деньги», — рассказывает врач-педиатр из НИИ питания Екатерина Пырьева.
У каждой страны есть свои особенности по витаминизации населения. Где-то законодательно регламентировано широкое обогащение продуктов витаминами (например, во всю муку, молоко обязательно добавляют витамин D). У нас таких законов нет, говорит Пырьева, и проблему витаминного дефицита нужно решать самостоятельно.
Есть те, кто считает, что летом, когда так много свежих овощей, фруктов и ягод, витаминами можно запастись на всю зиму. Но витамины не накапливаются в организме и довольно быстро из него выводятся, разочаровывает таких оптимистов заведующая лабораторией витаминов и минеральных веществ ФГБУ «НИИ питания», профессор Вера Коденцова.
«Витаминная подпитка должна быть ежедневной. Получать весь необходимый набор только с пищей довольно проблематично. Даже при правильном и сбалансированном питании часть витаминов теряется при хранении и приготовлении продуктов», — утверждает она. По словам Веры Коденцовой, многократно доказано, что витамины из аптеки усваиваются даже лучше, чем из пищевых продуктов. А что касается овощей и фруктов, то в них есть лишь витамин С, в цветных — каротин. Остальные витамины (группы В, D) присутствуют в основном в продуктах животного происхождения. Но польза ягод и фруктов не только в витаминах. Они содержат полезные пищевые волокна, минеральные вещества и антиоксиданты.

Чем вреден дефицит витаминов
Проверить ребёнка на содержание витаминов можно в любой крупной лаборатории — для этого нужно сдать кровь и мочу на анализ. Правда, это довольно дорого. Дорогостоящие исследования регулярно проводит НИИ питания. Результаты неутешительные.
Меньше половины российских детей до 13 лет принимают комплексные витамины, среди подростков таких ещё меньше. Чаще всего у детей наблюдается дефицит йода, кальция, железа, магния, цинка. В идеале, говорят специалисты НИИ, в сутки ребёнок должен съедать от трёх до шести порций овощей, две-четыре порции свежих фруктов, не менее двух порций молока и молочных продуктов, две-три порции мяса или рыбы. Но понятно, что многим детям до этого идеала, как до луны. Об этом же говорит и официальная статистика. Только половина ежедневно пьёт молоко — источник витаминов А, В2, 35% — несколько раз в неделю (данные Федеральной службы государственной статистики). Морская рыба жирных сортов — нечастая гостья в детской тарелке, отсюда нехватка витамина D, йода, жирных кислот. Зато в детском рационе в избытке присутствуют сахар, соль, вредные жиры. У 70-80% детей лабораторные анализы показывают дефицит трёх и более витаминов. А недостаток витаминов ослабляет иммунитет, провоцирует развитие атеросклероза, гипертонии, ожирения, сахарного диабета, остеопороза, подагры.
«Ребёнок — это не взрослый, у него доформировывается нервная, эндокринная, репродуктивная системы. Для этого нужны витамины и минералы. Дефицит витаминов влияет на функциональное состояние нервной системы. Если говорим про кальций, то это зубы и кости. В процессе костеобразования важен и марганец, и витамин К. То есть комплексное воздействие. Кто недополучил кальция в детстве, страдает в зрелом возрасте от частых переломов костей», — объясняет Екатерина Пырьева.
9 главных страхов родителей о здоровье школьников
На дефицит витаминов могут указать бледная кожа, вялость, частые простуды. Но чаще всего визуально определить у ребёнка нехватку витаминов проблематично (если, конечно, речь не идёт о далеко зашедших случаях авитаминоза с клиническими симптомами). У большинства детей наблюдается скрытый дефицит, причём дефицит круглогодичный. Витаминологи НИИ питания вообще советуют давать детям витамины круглый год. Тем, кого такие рекомендации смущают, предлагают делать месячный перерыв.

Когда начинать
Грудные дети получают все необходимые витамины и минералы с материнским молоком, а искусственники — из смеси. Витаминами обогащены и все продукты прикорма. Единственное исключение первого года жизни — это витамин D для профилактики рахита. Его начинают давать со второго месяца и до двух лет (худеньким и недоношенным детям — до трёх лет). «Всем детям пить витамин D после двух лет — это неправильная рекомендация, — считает Екатерина Пырьева. — В этом возрасте он назначается по показаниям. Неврологические нарушения, дефицит свежего воздуха, ограничения в движении. Для детей постарше есть поливитаминные комплексы, в составе которых всегда присутствует витамин D».
4 причины задуматься о проблемах современной педиатрии
В НИИ питания советуют строго следить за витаминами весь период детства, то есть, от рождения до совершеннолетия. И важно не упускать критические точки — предпубертат и пубертат, когда идут скачки роста.

Как выбрать
Витамины — это не лекарство, поэтому родители могут выбрать витаминный комплекс самостоятельно, соблюдая возрастные рекомендации. Заведующая лабораторией витаминов и минеральных веществ НИИ питания Вера Коденцова советует выбирать комплексы, содержащие наиболее полный набор витаминов, всего их 13:
«В первую очередь комплекс должен содержать витамин D и витамины группы В. Обязательно надо обратить внимание на дозы. Чтобы эффект проявился примерно через месяц, дозы витаминов должны приближаться к 100% от рекомендуемого возрастного суточного потребления. Дозы, составляющие 15-20%, менее эффективны, результат будет заметен через несколько месяцев. Витаминный комплекс должен быть сбалансированным, чтобы не было такого, что один витамин присутствует почти в 100% количестве от нормы, а другой не доходит и до 15%. Лучше принимать не отдельные витамины, а их комплексы».
Популярные комментарии
Ангелина Ромашкинасистема не отпустит детей — ей нужны ее винтики иим плевать на человека, она его хочет гнуть и ломать, чтобы он служил ей, система не отменит школы, тут самим нужно крутиться, чтобы ее обойти и защитить своего ребенка, а не отдавать системе на съедение
Обязанность учиться: как принуждение к учёбе портит детям жизнь
ОльгаВижу огромный провал в подходе к обучению у школьных учителей. Мне вот интересно, они это делают специально? Ведь те же самые учителя потом занимаются репетиторством. Может им просто выгодно плохо учить в школе? Иначе к репетиторам никто обращаться не будет? Вот только как мотивацию учиться детям возвращать, которую они же и растоптали? У сына в школе очень плохо преподают математику. Вот так им не повезло. Каждый год новый учитель. Причем последняя сама занимается репетиторством. И мы выяснили, что мотивы ее плохого преподавания в нашем классе предельно просты: никто не обратился к ней за платными дополнительными уроками. А как я к ней обращусь, если я вижу, что она или не умеет или не хочет научить? Сын мне сказал: «Ненавижу математику, учительница мне сказала: если стоит тройка, значит заслужил и больше, чем на три ты все равно не знаешь. И исправлять она вообще никому ничего не разрешает. И какой смысл тогда вообще пытаться что-то исправить? Все равно уже тройка стоит» Пошли к репетитору, она еще меня учила в школе давным-давно. Так она вообще сначала не поняла, зачем мы пришли. Говорит: «Мальчик хорошо соображает, ему только уверенности побольше и кое-какие правила подучить. А провалов особых у него нет, он просто теряется из-за неуверенности в своих силах. Может вам и не надо дополнительно заниматься?» Посмотрела, как она ведет занятия, вспомнила свои школьные годы… И мне интересно: их сейчас в педвузах специально учат детей ломать так, что им становится все равно?
«Просто не хотелось, устал»: 6 способов вернуть мотивацию подростку, которому «всё равно»
Зинаида БарыкинаГосподи, это так смешно, там много мошенников и нехороших дядек, которые хотят встречаться с 8ми летками. Я недавно статью видела, правда она 2017 года, но тем не менее!!! Я вот запрещаю своим детям скачивать «Roblox», чтобы потом по заброшками не шатались и не гавкали на мать родную, а то возомнили.
5 родительских вопросов про Roblox: что это за игра, на что там тратят деньги и почему ее запретили в России













