«Пьяница» и «Виселица» в школе: 5 способов запомнить новое с помощью знакомых с детства игр
«Пьяница» и «Виселица» в школе: 5 способов запомнить новое с помощью знакомых с детства игр

«Пьяница» и «Виселица» в школе: 5 способов запомнить новое с помощью знакомых с детства игр

Дарья Шаинская

26.10.2022

Простые игры — от крестиков-ноликов до карточной «Пьяницы» — могут стать прекрасной альтернативой скучному зазубриванию школьного материала. Опытом делится педагог, автор телеграм-канала «Математика на бегу» Дарья Шаинская. И, да, ее советы пригодятся не только учителям и не только математикам.

Я всегда любила учиться. С удовольствием ходила в школу и без особых уговоров делала домашнюю работу. Но, увы, не всю. Все школьные годы я упорно игнорировала задания, которые начинались со слов «прочитать» и «выучить». Я верила, что если буду внимательной на уроке, если вдумчиво сделаю письменные задания, то все и так запомнится и не придется прилагать дополнительные усилия. Этот способ, конечно, работает, со многими кусочками школьной программы так и происходило. Но всегда оставались неприятные исключения. Неправильные английские глаголы, исторические даты, формулы сокращенного умножения упрямо не хотели заучиваться сами собой. И это меня расстраивало.

И расстраивает до сих пор. Даже сейчас, когда я уже выступаю по другую сторону баррикад и сама учу детей математике. Поэтому я до сих пор стараюсь отыскать способы, как выучить факты школьной программы без скучного «просто садись и учи». И сейчас расскажу, как усовершенствовать правила пяти привычных настольных игр, чтобы они могли помочь запомнить информацию из школьных учебников.

Тригонометрическая «Мемори»

Начнем с игры, о которой все наверняка знают, — это «Мемори». В классической версии для игры нужна колода парных карт с картинками, которые выкладываются на стол рубашками вверх. Каждый игрок по очереди выбирает и переворачивает две карточки. Если картинки на них совпадают, то он забирает их себе, если нет, переворачивает картинкой вниз и кладет на место. Выигрывает тот, кто найдет наибольшее число пар.

Учителя нежно любят эту игру и без дополнительных дидактических усовершенствований: она хорошо тренирует зрительную память. Но она станет настоящим сокровищем, если картинки на карточках заменить другими парными элементами, которые необходимо выучить: двумя формами неправильного глагола, иностранными словами с переводом, датой и историческим событием, частью тригонометрической формулы и ее продолжением. Ведь на самом деле заучивание — это обращение к информации, которую нам нужно выучить. За игру это можно сделать десятки раз, при этом ни на секунду не заскучав.

«Пьяница» со смыслом

Из всех карточных игр в моем детстве наибольшей популярностью у нас почему-то пользовалась «Пьяница». Она была настолько простая и незатейливая, что сейчас даже сложно понять, что заставляло нас играть часами напролет. Колода карт делилась поровну между игроками (обычно двумя). Игроки держат карты стопкой рубашками вверх. Затем одновременно открывают первую карту и кладут ее на стол. Тот, чья карта оказалась старше других, забирает все карты со стола вниз своей стопки. Конечно, иногда на столе оказываются одинаковые карты. Тогда эти игроки кладут на стол еще по одной и тот, чья карта «победила», забирает все карты себе — к грусти противника. Проигрывает тот, кто первый остался без карт.

В игре, увы, не было никакой интеллектуальной составляющий, только удача и азарт. Но это легко исправить, если предложить школьникам использовать по этим же правилам не игральные карты, а карточки с примерами (на так мучащую всех таблицу умножения, например). Тот, у кого значение на карте больше, забирает карты со стола, при выпадении одинаковых значений спор решается еще одним сравнением новых карт. Причем примеры могут быть и более сложные — с дробями для пятиклассников, с отрицательными числами — для шестиклассников. Поверьте, устный счет сложно сделать более азартным и увлекательным!

«Виселица» с апгрейдом

Еще одно усложнение всем известной игры, «Виселицы». В классической версии ведущий загадывает слово и сообщает игрокам, сколько в нем букв. Игроки по очереди пытаются угадать буквы, содержащиеся в загаданном слове. Если буква угадана, она записывается на свое место в слове, если нет, то ведущий рисует часть виселицы, на котором в случае повторяющихся неудач постепенно повиснет человечек. Если рисунок виселицы закончен раньше, чем слово угадано, игра проиграна.

Игра хороша и сама по себе, она увеличивает словарный запас, может тренировать орфографию. Но она станет еще занимательнее, если составить для нее список букв алфавита и с каждой из них соотнести некоторый объект — математический пример, иностранное слово, историческую дату, термин из биологии. Если игроки называют букву верно, то она появляется в загаданном слове, если же нет — то, кроме дополненной картинки виселицы, игрока ждет еще одна расплата: необходимо выполнить действие с объектом под этой буквой — решить пример, перевести слово, объяснить термин и так далее.

Обычно при угадывания слова совершается достаточно много ошибок, что позволяет в игровой форме неплохо потренировать учебный материал. Конечно, такая игра требует от учителей и родителей предварительной подготовки, но если речь идет, например, о иностранных словах или терминах, подготовку смело можно доверить и самому ребенку: выписать все факты и термины, которые необходимо выучить, уже само по себе очень важное занятие.

Настолки-бродилки

Продолжая эту связь хода в классической игре и повторение материала, я предлагаю использовать в похожих целях и настольные игры-бродилки. Что можно повторять, двигая фишки по полю и кидая кубик? Можно, увидев на кубике число 5, повторять таблицу умножения на 5. При этом и взрослые игроки тоже могут вслух проговаривать примеры, изредка допуская ошибки. Тогда внимательные дети смогут эти ошибки заметить и поправить. Ведь так приятно почувствовать, что ты знаешь чуть больше, чем мама. А мама, конечно, никогда не признается, что ошибалась намеренно. Можно, увидев на кубике число 3, называть три словарных слова, которые задали вызубрить на уроках русского языка. Можно называть годы правления русских царей или элементы клетки — почти все, что требуется выучить наизусть.

Крестики-нолики на умножение

Мне кажется, практически любая игра на бумаге легко трансформируется под учебные запросы, но у моих учеников хитом остаются крестики-нолики. Конечно, привычная версия с полем три на три часто кажется детям скучной, они уже знают стратегию и всегда готовы выиграть или хотя бы сыграть в ничью. Поэтому обычно мы расширяем поля до таблицы (делаем 5×5) и считаем выигрышем комбинацию из четырех символов поставленных в ряд по горизонтали, вертикали или диагонали.

Так выиграть гораздо сложнее, и игра становится более непредсказуемой. А для пущего эффекта в каждой клетке поля я располагаю пример или тригонометрическую функцию угла, которые надо обязательно вычислить, если хочешь поставить свой символ именно на эту клетку. Здесь же могут располагаться и формулы по физике (игроки говорят, что с помощью нее можно найти), и символ элемента из таблицы Менделеева (игроку необходимо вспомнить его название). Удивительно, но в такие крестики-нолики с удовольствием играют не только младшеклассники, но и ребята, которые давно уверены, что выросли из любых игр.

Надеюсь, этот список послужит мотивацией для родителей (и учителей), которые хотят скрасить школьникам не очень веселый процесс зазубривания. И станут отправной точкой для придумывания новых игр — которых, я уверена, наберется не один десяток.

Фото на обложке: RVillalon, binik / Shutterstock / Fotodom

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет
Больше статей