5 глупых заблуждений о программировании, которым не стоит верить
5 глупых заблуждений о программировании, которым не стоит верить
5 глупых заблуждений о программировании, которым не стоит верить

5 глупых заблуждений о программировании, которым не стоит верить

… и почему они все — не про LEGO Education

LEGO Education

14

18.09.2017

Сегодня программирование нужно практически во всех сферах жизни, но всё равно кажется, что учиться этому — не самое интересное занятие на свете. Но если на уроке информатики собирать и испытывать настоящих роботов — скучать не придётся. В LEGO Education решили, что школьников нужно учить именно так, и разработали образовательную платформу, которая кого угодно может увлечь программированием.

1. Программирование — это трудно и скучно

Именно так думают о программировании некоторые родители, когда вспоминают свои школьные уроки информатики. Зазубривание алгоритмов и толстенные книжки по Паскалю с набором команд наверняка до сих пор многим снятся в кошмарах. Хорошо если с помощью полученных знаний кто-то мог нарисовать хотя бы квадрат или круг на экране компьютера (а сделать фигуру мигающей вообще считалось высшим пилотажем).

У современных детей всё иначе. Вместо того чтобы бесконечно повторять теорию, они собирают забавных роботов из конструктора и программируют их. То есть заставляют ездить, наклоняться, переносить разные предметы. А всё потому, что продвинутые учителя информатики чаще используют инновационную образовательную программу — LEGO Mindstorms Education EV3.

Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3

Это не просто коробки с конструктором и моторами, а наборы для школы: готовые проектные задания, схемы, листы успеваемости и необходимое программное обеспечение. Всё это помогает детям собирать разных роботов (и целые модели для экспериментов по физике, биологии, технологии и другим предметам). Учителям, кстати, не приходится допоздна готовиться к занятиям: в LEGO Education придумали подробные планы каждого урока и с радостью делятся ими со всеми.

Роботы соединяются с планшетом, смартфоном или компьютером через Bluetooth или Wi-Fi. А командовать ими помогает понятный визуальный язык программирования LabView, которым пользуются научные сотрудники всего мира. Когда ребёнок освоит этот язык, будет легче перейти на Java или C++ (платформа поддерживает даже их).


2. Это совершенно не творческое занятие

Возможности моделей в LEGO Education ограничиваются только фантазией самого ребёнка и преподавателей. Робота можно научить следовать по заданной траектории, проходить лабиринт, сортировать разноцветные шарики, патрулировать территорию (и кидаться в нарушителя теми же шариками). Все эти навыки — базовые и подробно описаны в инструкции, которая идёт в комплекте. Но и это не предел! Стоит только включить воображение — и робот уже решает кроссворды, собирает кубик Рубика или играет в шахматы.

Всё это — примеры проектов, которые помогают ученику отточить навыки системного мышления в целом, знакомят с инженерно-проектными компетенциями и современными технологиями — например, с компьютерным зрением. А технологический секрет прост — специальные моторы и датчики (цвета, вращения, касания и другие), которые крепятся к роботу. Если их запрограммировать — они творят настоящие чудеса.

В прошлом году шестиклассники петербургского физико-математического лицея № 239 разработали целый экологический проект по очистке океана! И с помощью LEGO Education построили модель робота: он определяет, где больше всего мусора, плывёт к нему и извлекает из воды. А затем швартуется в порту и разгружает отходы, которые по конвейеру направляются на переработку.

Чтобы построить эту махину и установить все нужные датчики, ребятам пришлось взять детали сразу из нескольких наборов. Даже не верится, что из любимых с детства деталей LEGO можно собрать настолько совершенный механизм — да ещё и управлять им с помощью кода.


3. Программирование только для старшеклассников

Кажется, что ребёнок 7–10 лет ещё не дорос до программирования. Тем не менее этот возраст лучше всего подходит для изучения азов кодинга в игровой форме. Ребёнок схватывает информацию на лету, быстро запоминает, а главное — его легко заинтересовать. Специально для начальных классов разработана платформа LEGO Education WeDo 2.0. Это 280 деталей, интуитивно понятный интерфейс для программирования, учебные материалы, которые развивают STEM-компетенции — Science, Technology, Engineering, Mathematics (навыки и знания из области физики, технологии, инженерии и математики). И конечно, методические рекомендации и инструкции для учителей.

Набор LEGO Education WeDo 2.0

Приложение, где нужно составлять алгоритмы, похоже на обычную компьютерную игру. Элементы программного кода — это разноцветные блоки на экране планшета или компьютера. Ребёнок перетаскивает их и ставит в нужной последовательности, чтобы лего-пчела крутилась вокруг лего-цветка (и изучает не только кодинг, но и перекрёстное опыление). Или строит машинку и учит её распознавать препятствия на своём пути (по такому принципу работают роботы-пылесосы). Постепенно от простого перетаскивания блоков ребёнок переходит к более сложным задачам.

Важно понимать, что LEGO Education WeDo 2.0 (как и LEGO Mindstorms Education EV3) — это не просто очередная игрушка для детской комнаты, а масштабная образовательная программа. Поэтому компания сотрудничает в основном со школами и центрами дополнительного образования по всей России. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок легко разобрался в принципах алгоритмов, лучше расскажите про LEGO Education классному руководителю или директору (вместо того, чтобы искать такой набор домой и экспериментировать с ним самостоятельно).


4. Для программирования нужна математика (а если её не знаешь — не справишься)

Занятия программированием развивают в ребёнке не только математику, а ещё память, умение логически мыслить и кругозор. Да и вообще, основа программирования — вовсе не математика, а алгоритмы, которыми можно описать любой процесс, от уборки до прохождения компьютерной игры. Умение складывать пятизначные числа в уме, конечно, будет плюсом, но без этого вполне реально обойтись. И вот вам доказательство: визуальные языки программирования, которые использует LEGO Education, автоматизируют почти все сложные вычисления.

Получается, что когда ребёнок придумывает алгоритмы для роботов, он не отвлекается на математические уравнения с тремя неизвестными. Скорее, учится мыслить шире — оптимизировать процессы и системно подходить к решению задач. Согласитесь, далеко не все взрослые могут этим похвастаться. С другой стороны, LEGO Education переносит абстрактные и непонятные математические формулы в реальную жизнь. Например, ребёнок видит (а главное, понимает), как длина окружности колеса влияет на расстояние, которое проезжает его робот. С такой простой и наглядной математикой не так уж сложно примириться.


5. Ребёнок может стать замкнутым и необщительным

Любые технологичные устройства уже давно придумывают не изобретатели-интроверты, а дружная команда — недаром в крупных IT-компаниях работают по 50 тысяч человек (а порой и больше). С LEGO Education школьники не утыкаются в свои компьютеры, а генерируют совместные проекты. Можно устраивать гонки роботов или ставить их на дуэли друг против друга. В общем, обучение в таком формате помогает детям найти общий язык (причём во всех смыслах этого слова).

Кстати, о соревнованиях: программирование с LEGO Education — это ещё и шанс попасть на Всемирную олимпиаду роботов. А значит, познакомиться с такими же увлечёнными учениками из других стран и завоевать медаль международного уровня. Результаты российских школьников впечатляют: в 2016 году наша сборная привезла с олимпиады четыре медали, и столько же в 2015 году. Это общая заслуга талантливых детей, преподавателей, тренеров и компании LEGO Education, которая внедряет новейшие технологии в российское образование.

Текст: Дарья Бурашникова

Читайте также
Комментарии(14)
>4. Для программирования нужна математика (а если её не знаешь — не справишься)
А это и не заблуждение вовсе. Говорю как человек с опытом коммерческой разработки в 3 года.
Авторы статьи математику с арифметикой путают (сложение пятизначных чисел в уме, конечно в программировании не потребуется). И вообще, статья — продукт маркетинга
Про Lego Mindstorm слышал несколько раз, но сам не пробовал. Зато немного познакомился с Arduino. Несмотря на некоторые сложности языка, он довольно гибок, а возможности управления роботом ничем не хуже леговской.
Ох да. Эти школьные уроки информатики убивают. Не имея никаких знаний и навыков, за 45 минут выполнить задание любой ценой.
Показать все комментарии
Больше статей