«В СССР правда все игрушки были одинаковые?». Когда и зачем мы вспоминаем о своём прошлом

«В СССР правда все игрушки были одинаковые?». Когда и зачем мы вспоминаем о своём прошлом

Александра Гирший

1

21.06.2021

Что люди знают о своих предках? Зачем вести дневник воспоминаний? Что такое микроистория? На эти и другие вопросы о личной и коллективной памяти в эфире нашей «Радиошколы» ответила Елена Саляева — заведующая Центральной детской библиотекой имени Крылова и куратор проекта «Детство в Сокольниках».

Работа с воспоминаниями

«Детство в Сокольниках» — ностальгический проект Библиотеки им. Крылова, в рамках которого любой желающий может рассказать о прошлом: о своем районе, о семье и близких. Нам было важно пойти по исторической хронологии, собрать истории XX века, поэтому мы обратились к архивам Музея парка «Сокольники», который работает с воспоминаниями старожилов района.

Как правило, дети впервые сталкиваются с историей своей семьи благодаря школьному образованию и тематическим домашним заданиям. Но не стоит недооценивать роль библиотек: они делают целые авторские проекты, зовут школьников к себе или сами приходят к детям. Они рассказывают про историю места, про его выдающихся жителей, знакомят с произведениями искусства, связанными с тем или иным районом. Например, в Сокольниках свое детство провёл художник Анатолий Зверев. Позже он вспоминал: «В Сокольниках я нарисовал каждое дерево».

Впрочем, библиотеки не единственное место, откуда дети могут почерпнуть интерес к краеведению. Сейчас есть и много интересных просветительских инициатив, независимых проектов. Например, «Кружок» — независимое объединение молодых преподавателей, раз в год приезжающих в регионы и проводящих бесплатные недельные школы для подростков. По итогам работы проекта, например, появился сайт села Глазок в Тамбовской области, сделанный учениками единственной в селе школы. Это хороший пример трансформации классического краеведения и работы с подростками.

Что такое коллективная и личная память

Важна не только задача — рассказать об истории семьи, — но и работа с коллективной памятью. Это, например, вещи, игрушки, которые были одинаково знакомы всем советским детям. Подобные культурные коды, объединяющие не одно поколение, можно обсуждать даже в семье: взрослые рассказывают об этом детям, а дети спрашивают у взрослых: «Правда, что у вас всё было одинаковое? Правда, что вы играли в казаки-разбойники?»

Отличным примером можно назвать недавно вышедший роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», который отлично работает с темой коллективной памяти советского и постсоветского пространства.

Особенно примечательно описание новогоднего праздника со всеми знакомыми атрибутами: детский спектакль, где Баба-яга пытается испортить всем Новый год, зажжение ёлки в конце как апофеоз всеобщего веселья и победы над злом. В романе есть работа и с личной памятью: это память об аромате маминых духов, ощущение, когда ты идешь по темному коридору, который тебе кажется огромной страшной пещерой.

Что такое микроистория

Людям нравится вспоминать, делиться историями и находить параллели со своей жизнью. Например, проект «Народная история России» состоит из интервью людей с локальной привязкой, делящихся воспоминаниями. Благодаря таким проектам, в которые вовлечены разные поколения, и происходит диалог культур. А если всё это происходит на площадке библиотеки, то мы в очередной раз доказываем, что библиотеки существуют и что они актуальны.

Найти целевую аудиторию сейчас не проблема: это можно сделать даже через TikTok. Важно заинтересовать молодое поколение, поэтому нужно искать там, где оно обитает. Миссия нашего проекта — возвращение людям права на важность их собственной истории.

Люди зачастую считают, что их жизнь не представляет никакой исторической ценности. Им кажется, что есть глобальная история, которая идет мимо, а они в неё не входят. Они не ведут дневники, обосновывая это следующим: «А что я там запишу? Моя жизнь скучна, никому это не интересно». Но ведь в современной документалистике огромное внимание уделяется источникам личного происхождения: дневникам, письмам, фотографиям.

Собирая и анализируя самые незначительные факты и случаи, можно восстановить целые пласты культуры. Это называют микроисторией

Пример — проект «Соседи по Перми», основанный на работе с местными жителями, на их просвещении. Благодаря ему в Перми прошло несколько выставок, составленных исключительно из архивных фото местных жителей.

Почему взрослым интереснее, чем детям

Увлечение семейной историей приходит с возрастом. Только с годами человек понимает, что это важно. Поэтому люди старше 30 исследуют свои корни, чтобы понять своё место в истории, свою связь с семьей, с родом. Происходит репрезентация памяти.

У нас так долго не было прошлого, что приходится его пересобирать. А сейчас мы настолько сильно чувствуем нестабильность сущего, что становится важно собирать хотя бы прошлое. Как будто оно цементирует настоящее.

«Детство в Сокольниках» — мой посильный вклад в сохранение истории. Мы планируем создание с участниками проекта выставок, основанных на личных фотографиях, а также запуск экскурсий, которые можно будет пройти самостоятельно в наушниках. Возможно, будут мастерские с применением AR-технологий. Сейчас на сайте опубликованы истории, фотографии жизни в Сокольниках начиная с XX века. Но проект только в самом начале пути, впереди еще много нового — и вы в любой момент можете к нему присоединиться.

Полную запись интервью с Еленой Саляевой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

Фото: Shutterstock / Lyudmila2509, frescomovie

Комментарии(1)
Интернет позволяет создавать архивы своей семьи. Для примера http://nikolski.ru/vn_1.htm => можно даже написать для других о своем опыте воспитания => http://4plus5.ru/201.htm # Представленные сайты создавались в те годы, когда скорость интернета была низкой, а чтобы не ждать часы для загрузки сайта в компьютер, требовался самый простой дизайн. Я не стал изменять сайты, так как этим самым они характеризуют эпоху их создания.