Урок анатомии с Железным человеком. Доцент МГПУ — о том, как герои комиксов могут помочь учителю
Урок анатомии с Железным человеком. Доцент МГПУ — о том, как герои комиксов могут помочь учителю

Урок анатомии с Железным человеком. Доцент МГПУ — о том, как герои комиксов могут помочь учителю

От редакции

1

07.09.2023

Комиксы легко увлекают школьников. Потому что все там происходит ярко, быстро и с задором. Короче, только отвлекает и мешает учиться, да? Ведущий научный сотрудник МГПУ Олеся Сененко готова поспорить. Она подготовила целый курс о работе с супергероикой — и рассказала о нем «Мелу».

Что такое трансмедиа и как они работают

Трансмедийный сторителлинг — понятие из современной науки Media Studies, изучающей разные способы распространения информации. Сам термин обозначает такой прием, когда некая единая история рассказывается сразу в нескольких медиумах, будь то кино, комикс, подкаст, сериал и что угодно еще. Супергерои, да и вся вселенная Marvel или DC, существуют как раз таки в трансмедийном формате. И пугаться этого не нужно: наоборот, из этого явления педагог может получить массу пользы. Главное — не относиться к супергероике с пренебрежением.

Только на первый взгляд кажется, что «Мстители» — явление массовой культуры, для понимания которого не требуется интеллектуального труда. На самом деле исследователи видят в, казалось бы, незамысловатых сюжетах глубокие идеи.

Так, вселенную Marvel на курсе мы исследуем вдоль и поперек: изучаем художественный мир, сюжет, систему образов, нарративы, визуальный ряд, анализируем тексты и фильмы, используя филологические методы.

В трансмедийном повествовании фантастическая история, представленная в комиксе, получает продолжение в виде фильма, романа или компьютерной игры — все это помогает прочувствовать и исследовать вымышленный мир.

Итак, возьмем комикс о Человеке-пауке

Прежде всего необходимо поработать с текстом и проанализировать его по таким критериям: определить пространство (фантастическое, замкнутое, небесное, земное) и время, в котором происходят события (историческое, космическое, календарное). Затем перейти к визуальному воплощению, обратить внимание на то, как изображение и звук подчеркивают в кинокартине сюжетную линию, как выстроена система персонажей, определить их характеристики, конфликт и сюжет, проследить трансформацию Питера Паркера — как простой «ботаник» стал супергероем.

Из результатов анализа для наглядности желательно создать инфографику. Именно так, кстати, и делали студенты МГПУ.

На одной из лекций курса мы говорили про книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», где он анализирует и сравнивает мифы и религии народов мира. Студенты провели параллели и обнаружили, что его концепция мономифа четко прослеживается в сюжетных ходах трансмедийных миров. Тут-то и вспоминается, что автор «Звездных войн», создавая первую культовую трилогию, даже и не скрывал, что опирался на теорию Кэмпбелла.

Еще будущие студенты на занятиях узнали, что первые попытки воссоздать мифологическое мышление относится к 40–60-м годам XX столетия, когда появились первые комиксы.

Почему это работает

Фото: предоставлено Олесей Сененко

Интерес к трансмедийному сторителлингу среди молодежи и стал отправной точкой для разработки методики, которая позволяет через интерес к персонажам вовлечь школьников в образовательный процесс, повысить мотивацию и прокачать мягкие навыки.

Образовательный курс «Вселенная Marvel как объект научного анализа» родился, можно сказать, из двух составляющих.

Первая — мое знакомство с работами Генри Дженкинса (профессор университета Южной Калифорнии, исследователь современной культуры и способов коммуникации. — Прим. ред.), интерес к его книге «Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа» вообще и к партиципаторной культуре в частности: фанфики, фандомы, явление «акафанов», когда фанаты одной культуры — скажем, Marvel или «Звездных войн» — являются также и ее академическими исследователями.

Вторая — мы с моим сыном-подростком смотрим и обсуждаем «Мстителей», а обсудить, надо сказать, есть что. Материала много. Он интересен как школьникам, так и студентам, а кроме того, помогает вовлечь молодых людей в разговор на серьезные темы.

Как супергерою стать помощником учителя

Фото: предоставлено Олесей Сененко

Разобравшись с персонажами, их взаимоотношениями и мотивацией, а также мифологией, студенты начинают учиться создавать задания для школьников. Как, скажем, на уроке анатомии изучить сердце и его функции с Железным человеком?

Первым делом можно рассмотреть изображение этого органа в комиксе, выяснить, какую он там играет роль, а затем перейти к строению, взаимодействию с другими системами организма и к заболеваниям.

В качестве «экспертов» по зоологии и ботанике могут выступить енот Ракета и древообразный гуманоид Грут из «Стражей Галактики». На физкультуре школьники могут сначала обсудить суперспособности Росомахи, а затем продемонстрировать присущие ему силу, ловкость и выносливость, отжимаясь или лазая по канату.

Кстати, эти и другие задачи для школьников по математике, физике и химии с использованием образа Железного человека (который как никто подходит для объяснения тем естественно-научных дисциплин) вместе со студентами сочинял ИИ. Правда, студентам приходилось корректировать его нелепые идеи, скажем, отработать на уроке физкультуры боевые приемы, подключая к работе критическое мышление.

В перспективе планирую познакомить студентов с концепциями Фрейда, Юнга и Берна, которые тесно связаны и с мифами, и с массовой культурой. Также хочу посмотреть на вселенную Marvel с позиций «педагогики угнетенных» Паолу Фрейре и, возможно, других современных педагогических концепций.

Фото на обложке: кадр из фильма «Мстители» (Paramount Pictures, Marvel Studios) / Фото предоставлено Олесей Сененко

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(1)
Дарья Новикова
Очень интересная статья. Мне тоже приходилось обращаться к героям комиксов для того чтобы нагляднее рассматривать социум и различные аспекты человеческого общества на уроках права и обществознания.
Больше статей