«За сказкой, которую мы видим на сцене, — работа и слёзы». Как учат будущих артистов балета
«За сказкой, которую мы видим на сцене, — работа и слёзы». Как учат будущих артистов балета
«За сказкой, которую мы видим на сцене, — работа и слёзы». Как учат будущих артистов балета

«За сказкой, которую мы видим на сцене, — работа и слёзы». Как учат будущих артистов балета

От редакции

5

18.12.2021

Изображение на обложке: Shutterstock / JoHo

Балет — один из самых красивых видов сценического искусства. Но путь того, кто решит связать с ним свою жизнь, будет нелегким и тернистым. Директор Академии танца Бориса Эйфмана Лали Афанасьева рассказала о повседневной жизни учеников, организации учебного процесса и подводных камнях этой профессии в эфире нашей «Радиошколы».

Классический танец — это не к нам

В российском балетном искусстве есть стандарт образования. Академия Бориса Яковлевича Эйфмана точно так же, как и все другие хореографические учебные заведения, придерживается этого стандарта. При этом наши образовательные программы отличаются от программ других образовательных учреждений. Например, только у нас есть Академия начального общего образования, в которой учатся дети с семи лет.

Дети с 10–11 лет учатся по программе среднего профессионального образования. А еще в этом году у нас появились два новых направления — «Театрально-декорационное искусство (Художественно-гримерное оформление спектакля)» и «Театральная и аудиовизуальная техника (Светорежиссура)». В следующем году будем набирать костюмеров на театрально-декорационное искусство, а через год — звукорежиссеров. Такого набора сейчас нет ни в одном учебном учреждении России.

В нашей академии есть ряд предметов, которые здесь преподают не так, как в других учебных учреждениях. Например, современный танец дети начинают осваивать уже на втором году обучения — это значительно раньше, чем у коллег. Современный танец у нас представлен тремя видами: джаз, модерн и контемпорари.

В нашем учебном плане также есть акробатика и гимнастика, бальные танцы, пластическая выразительность — их дети изучают с первого года. Если ребенок хочет заниматься исключительно классическим танцем, ему не к нам, поскольку классическому и современному танцу мы придаем одинаковое значение. Только так можно воплотить в жизнь идею Бориса Яковлевича Эйфмана о формировании универсального артиста балета, который одинаково хорошо владеет разными техниками.

Руки должны быть длинные, а голова — небольшая

Вступительные экзамены в академию состоят из трёх туров. В первом туре все внимание нацелено на внешность поступающего. Преподаватели оценивают сценичность ребенка, а также его физические данные. А они имеют ключевое, определяющее значение. Телосложение ребёнка, который хочет заниматься танцем, должно быть строго определенным. Эстетика этого вида искусства не позволяет, к примеру, чтобы голова была слишком большой. Ключицы и лопатки должны быть на одном уровне, руки — длинные, грудная клетка — симметричная, шея — правильной длины. Большинство соискателей отсеивают именно на этом этапе.

Второй тур — это медицинское обследование, также в это время преподаватели проверяют уровень координации и музыкальность (способность понимать музыку. — Прим. ред.) ребёнка.

Медицинская комиссия работает очень внимательно, ведь если специалист чего-то не заметил, впоследствии это может привести к травмам. Министерство здравоохранения определило большой перечень заболеваний, категорически не совместимых с балетом, поэтому нам важна не только внешняя эстетика тела, но и состояние здоровья ребенка.

В третьем туре проверяют танцевальность (способность к танцу, пластичность. — Прим. ред.) и решают, может ребенок осваивать программу среднего профессионального образования или нет.

Бывает, ребенок не выдерживает нагрузок

Дети начинают учиться в 9 утра. Заканчивают порой в 7–9 часов вечера: столько времени уходит на уроки, репетиции, производственную и учебную практику. Это колоссальный труд, и поэтому случайных детей у нас быть не может. Ребёнок, до того как поступать сюда, скорее всего, занимался художественной гимнастикой или танцами. Это люди, фанатично преданные своему делу, они не мыслят своего существования без балета и танца.

За сказкой, которую мы видим на сцене, стоит огромная, колоссальная работа, постоянные слезы. Ребенку больно, он не хочет так сильно напрягаться и так далее. Родитель должен принять решение, готов ли он приучать ребенка к такому напряжению с раннего возраста.

В возрасте 6–7 лет дети очень податливые, с ними легко работать, их можно развивать, но физически тело ребёнка формируется лишь к 10–11 годам. Только тогда можно понять, подходит ли конкретный ученик для этой профессии. Иногда сразу видно: человек словно создан природой для балета. А иногда понятно, что добиться чего-то он сможет лишь упорным трудом. От других детей наши ученики отличаются тем, что уже в 10–11 лет они осознанно находятся в профессии. Тогда как многие зачастую не могут определиться с ее выбором даже в 16–17 лет.

Бывает, ребёнок не выдерживает нагрузок. Или во время пубертата тело развивается совсем не так, как прогнозировалось. Возникают разные проблемы, и тогда ребенок, родитель и учебное учреждение понимают, что нет смысла дальше заниматься балетом, потому что перспектив никаких нет.

Нередко родители пытаются воплотить свои нереализованные амбиции через ребенка

Если этот род деятельности когда-то выбрал родитель и теперь ребенок пытается донести до него, что не хочет больше заниматься танцем, то долг взрослого — услышать и понять это.

Успех в балете на 20% состоит из таланта и врожденных данных, остальные 80% — труд. Иногда со слезами на глазах приходится расставаться с детьми, которые будто созданы для балета, но при этом их разум и эмоциональный склад не подходят для этой профессии. Если человек не готов, не хочет и не может учиться, если это не его выбор, то, как бы он ни был одарен, он не сможет развиваться.

Но бывают и парадоксальные ситуации, когда ребенок с невыдающимися физическими данными именно благодаря желанию и упорному труду создает из себя будущего артиста балета.

Кто преподает в академии

Занятия в нашей академии практически индивидуальные: в классе не 30–40 человек, как в обычной школе, а всего 10–15. Поэтому каждый ребенок находится под пристальным наблюдением педагога.

Далеко не все люди, которые занимаются балетом или другими видами танца, могут преподавать: это особое предназначение, ему мало кто готов отдаться полностью. У всех наших педагогов есть не только хорошее балетное прошлое, но и высшее педагогическое образование. Многие из них выросли в Петербурге и окончили Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Педагоги вкладываются в каждого ребёнка, всю свою жизнь связывают с детьми, любят и опекают их.

В течение года ученики не переходят от одного педагога к другому. Вообще, на это должны быть очень веские причины. Конфликтных ситуаций также не возникает, несмотря на то что в балете всегда высокая конкуренция. Нам удалось создать в академии здоровую обстановку. Победы и успехи одноклассников не разочаровывают ребят, а радуют и вдохновляют на собственные свершения.

Полную запись интервью с Лали Афанасьевой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

Изображение на обложке: Shutterstock / JoHo
что на самом деле значит слово «быдло»?
Комментарии(5)
Никогда не позволю своего ребенка мучить! Ни балет, ни спорт, ни что другое не стоит детских слез!!! Боже мой, какое издевательство отдавать ребенка в такое рабство, чтобы кто-то получал потом эстетическое удовольствие!!! Монстры!
Если есть данные, то не так уж все и печально. А вот если их нет…
Я навсегда запомнил фильм о воспитанниках балетной школы (снятый, кажется, в начале 90-х). Там была впервые показана реальная их жизнь.
Больше статей