У примы-балерины Большого театра и миланского театра Ла Скала, соучредителя образовательного фонда «Талант и успех», куратора его направления «Искусство» Светланы Захаровой множество достижений и побед. Но главным событием в жизни она называет рождение дочери Анны. Светлана рассказала «Мелу», как совмещает материнство и карьеру и почему не стремится сделать из Ани балерину.
1. В моей судьбе большую роль сыграла мама. Она хотела быть балериной, но в городе, где она жила, не было балетной школы. Мама все равно связала жизнь с хореографией и танцами, но профессиональной балериной она не стала. Поэтому, когда мне исполнилось 10 лет, мама отвезла меня в Киев — поступать в балетное училище. Мне пришлось переселиться в интернат, но мы обе понимали: для моего будущего это необходимо.
2. Каждый родитель должен быть внимателен к ребёнку, наблюдать за тем, что его увлекает, во что он вовлечен, замечать его интересы. Важно пробовать разные направления: и музыку, и спорт, и хореографию. А дальше уже дело за педагогом, учителем — увидеть талант и развить его.
3. Родители должны детей поддерживать, внимательно следить за их состоянием. Пока я училась в училище, я очень уставала. Это были огромные физические нагрузки. Я приходила вечером домой и просто падала в кровать. Не было сил ни на домашнюю работу, ни на что. Но балет — это всегда преодоление. Мне кажется, это того стоило, но я считаю, что родителям важно общаться с преподавателями и наблюдать за детьми, помогать им, если сложно.
4. Рождение ребенка — важнейший момент в моей жизни. После рождения Ани я изменилась, эмоции стали другими. Если раньше что-то раздражало и злило, то сейчас не обращаешь на это внимания. Потому что понимаешь, ради кого и ради чего ты живешь.
5. Совмещать карьеру и воспитание дочери мне помогает моя мама. Без неё я бы не смогла выйти на сцену спустя три месяца после родов. Пока Аня была маленькой, мы с мамой по ночам вставали к ней по очереди, и сейчас она многое взяла на себя, потому что мы с супругом много работаем.
6. Я уважаю выбор дочери и не хочу на неё давить. Она занимается художественной гимнастикой с пяти лет, сейчас ей десять. В гимнастике развивается всё, что нужно для будущего артиста балета: растяжка, гибкость. И я бы, конечно, хотела, чтобы она занималась балетом. Но у неё, честно говоря, такого желания нет, ей ближе спорт: она много тренируется и успешно выступает. А я уважаю ее выбор.
7. Главное в жизни — учиться. Я росла в интернате, там некому было помочь с учебой, поэтому многие образовательные моменты я наверстывала уже во взрослом возрасте. Поэтому у нас в семье есть правило: домашнее задание никто не отменял. Как бы ты ни устала и сколько бы часов ни провела в зале, к школе надо подготовиться. Нельзя зацикливаться только на своей профессии. Нужно обязательно развиваться. Аня это понимает, она отличница.
8. Я ничего не запрещаю Ане. И она немного балованная. Не всегда с первого раза слышит просьбы, ей нужно несколько раз повторить, чтобы она что-то сделала. Но она ребёнок, и это нормально, я считаю.
9. Нельзя каждый раз из-под палки заставлять ребенка что-то делать. Важно, чтобы у него были желание и мотивация заниматься чем-то самостоятельно. Аня очень много времени проводит на тренировках — 5–6 часов по 6 раз в неделю. Но ей это нравится. Мне кажется, невозможно заниматься профессиональным спортом без желания. Конечно, может быть тяжело, иногда хочется всё бросить, но если есть цель и мотивация у самого ребёнка, всё получится.
10. Мне кажется, спорт — это всегда полезно для ребёнка. Даже если это не станет основной профессией, навыки, приобретенные в спорте, очень пригодятся в жизни: это и дисциплина, и умение ставить и достигать цели. Да и физическое развитие важно: у человека, который занимался балетом, танцами, гимнастикой, навсегда остаётся хорошая осанка и умение подать себя.
11. Я против фанатизма. Я сама, когда занималась, не ставила перед собой цель быть всегда лучше всех. Конечно, надо ставить цели, стремиться достигать больших высот, но я против постоянного давления из-за результатов. К дочке я не предъявляю требований всегда побеждать, важнее, чтобы ей нравилось то, чем она занимается. То же самое я всегда говорю и детям, которые приезжают в образовательный центр «Сириус».
12. Современные подростки — другие. И, конечно, подход к ним должен быть другим. Поэтому мы зовем детей в «Сириус»: здесь у них есть возможность попробовать что-то новое, познакомиться с новыми и самыми передовыми методиками, раскрыть себя с новой стороны. А еще в самое ближайшее время мы планируем открыть на федеральной территории «Сириус» школу танцев для всех жителей. Для детей от 3 лет это будет ритмика, хореография, растяжка, для взрослых — любительский балет, бродвейский джаз и стретчинг. Хочется, чтобы люди танцевали.
Фото: РИА Новости / Алексей Майшев
ИНТЕРВЬЮ
«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы
ИСТОРИИ
Генри Дантону 100 лет. Он до сих пор преподаёт и учит детей балету. История бывшего танцора и педагога, который не планирует уходить на пенсию
TEENS
Слезы, травмы и очень злые девочки. Анонимные истории о жизни в балетных школах