Не только песни о России: как могут выглядеть уроки музыки в школе и почему они нужны всем
Не только песни о России: как могут выглядеть уроки музыки в школе и почему они нужны всем
Не только песни о России: как могут выглядеть уроки музыки в школе и почему они нужны всем

Не только песни о России: как могут выглядеть уроки музыки в школе и почему они нужны всем

Алена Трофимова

1

09.07.2022

Какой смысл в школьных уроках музыки? Никто ведь на них не научится нормально играть на инструментах… О том, как сделать музыку важной частью учебного процесса, в эфире «Радиошколы» рассказал Константин Шведов, руководитель музыкального направления и продюсерского центра Новой школы.

Влияние музыки на человека

За последние 20 лет было проведено множество исследований на тему воздействия музыки на мозг человека. Когда кто-либо прослушивает музыкальные композиции, учёные фиксируют целый «фейерверк» в разных зонах коры его головного мозга. Ещё сильнее реакция, когда человек музицирует сам: у него наблюдается улучшение когнитивных функций вплоть до увеличения IQ (в среднем у детей, получивших музыкальное образование, IQ выше на 7,5, чем у тех, кто не учился играть на музыкальных инструментах или петь).

Сейчас музыкальное образование — это не только эстетическое развитие, знание имён композиторов и дат их рождения. Урок музыки, особенно в раннем возрасте, — это еще и развитие разных навыков человека, включая когнитивные способности.

Какими могут быть уроки музыки

В Новой школе музыка преподаётся с первого класса и разделяется на стандартные уроки и практические. Отдельно у нас есть хоровой класс, который в средней школе превращается в настоящий музыкальный коллектив. В 5-м классе ученики выбирают песню и с сентября по декабрь под руководством учителя ставят музыкальное выступление, которое потом играют на сцене на новошкольной ярмарке. Другими словами, дети на полгода становятся музыкальным ансамблем, где у каждого своя задача и свой инструмент.

Концерт учеников. Фото: Новая школа

Бывает и такое, что ребёнок по каким-то причинам отказывается выступать со своим классом, — мы предлагаем сделать доклад, но это совсем крайний случай. Даже если ребёнок не чувствует ритм, бьёт мимо барабанов, он всё равно может ощутить себя частью ансамбля. Важно то, что они вышли вместе, — у детей есть возможность проявить себя.

Ещё в школе на первом этаже есть выделенное место для выступлений с аппаратурой. На большой перемене и после уроков там собирается много учеников и учителей, чтобы послушать тех, кто решился спеть. Это наш »открытый микрофон».

Есть, конечно, и конкуренция. Но, как правило, если у нас есть три претендента на вокал, то, скорее всего, они втроём и будут вокалистами: будут петь по куплету. Конечно, иногда сделать это невозможно, и тогда класс выбирает вокалиста голосованием.

Да, проиграть больно, но это та боль, с которой важно однажды столкнуться

С родителями тоже иногда бывают проблемы. Например, дети выбрали петь саундтрек из «Шрека», где он выходит из туалета, но родителям такое не нравится. В таких случаях мы оставляем право выбора за детьми. Если мы будем выбирать, что им петь, то у них не будет никакой мотивации. Здесь важно ограничивать участие родителей в процессе выбора песен. Дети часто пишут, что хотят сыграть опенинг из аниме, панк-рок или AC/DC. Мы с радостью одобряем их предложения: важно, чтобы детям самим это было интересно.

Дети на самом деле очень инициативные, сами подходят, записываются в списки, берут инструменты и идут играть. Кто-то просит учителей позаниматься с ними на перемене.

Сейчас перед нами стоит задача преобразовать уже существующие музыкальные уроки. Я выступаю за то, чтобы сделать вместо одного урока музыки в неделю два. Но, как мы знаем, внимание ребёнка ограниченно, и каждая кафедра борется за это внимание в свою пользу. Новая школа стремится сделать образование для ребёнка интересным. Мы постоянно улучшаем методики, работаем с педагогами — в общем, делаем все то, что может помочь ребёнку самому втянуться в учебный процесс.

Внутренний мир — ключ к созданию музыки

Наш продюсерский центр существует уже три года. До него мы выстраивали базу: классно-урочное обучение, «открытые микрофоны» и т. д. Затем мы поняли, что наша задача — помочь детям в формировании своих групп. Тогда нам пришла идея организовать музыкальную поездку в Лондон, чтобы записаться в лондонской студии. Мы начали готовиться за два месяца, писать тексты. У нас были вокалистки, про которых мы знали, что они умеют петь. Мы сделали им предложение и начали работать.

Мне важно, чтобы ученики стремились не каверы записывать, а сочинять свои тексты и музыку. Например, я встречаюсь с вокалисткой, она немного рассказывает мне про свою жизнь и что её волнует, и затем мы выписываем этот текст, а потом сжимаем его в стихотворный формат. Получается такой коллаж из внутреннего мира ребёнка. Также мы обсуждаем референсы, предпочтения в музыке ребёнка, и на основе собранных данных наши преподаватели помогают сочинять музыку. Мы понимаем, что это довольно сложный процесс, так что берём его на себя.

Наш продюсерский центр находится в «серой зоне», и это очень осознанное решение. Это и не кружок, и не урок. У нас просто есть студия, куда могут прийти ребята, поговорить с нами и что-то поделать. Мы выстраиваем неформальную атмосферу. Мы занимаемся там творчеством и производством.

Проектная деятельность и командная работа в нашей школе начинаются с 5–7-го класса. Музыкальный коллектив — это очень сложный пример команды. Бывает, что класс просто не успевает подготовиться к концерту и, разумеется, не может выступать на нем. Но это опыт, который мы потом обсуждаем на уроках. Мы большое внимание уделяем командой работе. Для нас это ключевой момент в обучении.

Бывают конфликты. Классы делятся на коалиции, и одна говорит: «Мы будем эту песню петь», другая говорит: «Нет, будем эту». Когда такое происходит, мы спокойно разговариваем с ребятами. У нас в школе есть тьюторы, психологи, которые встречаются отдельно с детьми, чтобы разобрать конфликт. Отсутствие спешки даёт возможность спокойно разбираться. Глобальный результат — это не выступить на сцене, а научиться работать в команде и договариваться.

Хороший музыкальный вкус не утерян

Многие наши выпускники уже зарекомендовали себя. Например, у нас есть группа выпускников, которая играет панк-рок, недавно они записали альбом.

Есть группа, которая записывает пока только каверы. Но мы не гонимся за количеством успешных выпускников. Принцип нашего продюсерского центра — мы никого никуда не тащим за уши. Хотя иногда без этого сложно. Ты видишь талантливого ребёнка, хочешь его подтолкнуть, но понимаешь, что это так не работает. Главное — желание самого ребёнка. Артист — это очень сложный пирог, и талант здесь не на первом месте, куда важнее желание, мотивация, чёткость и структурированность.

Концерт-презентация альбома «Можно выйти». Фото: Новая школа

С музыкальным вкусом все достаточно неплохо у нового поколения. Чем старше они становятся, тем больше они слушают хорошую музыку. Вообще, сейчас очень много новой хорошей музыки. Несмотря на то что того же Моргенштерна слишком много на стриминговых площадках, его обычно слушают совсем дети, у которых пока слабо развито критическое мышление, и они ведутся на рекламу. Для более старших слушать Моргенштерна считается «зашкваром». На нашем «открытом микрофоне» я все чаще слышу песни Цоя, Мельницы, Imagine Dragons и других хороших исполнителей, и это не может не радовать.

Полную запись интервью с Константином Шведовым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире Радиошколы — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Фото на обложке: Новая школа

Комментарии(1)
Интересно, там тоже в классах по 37 человек разного уровня подгтовки?