«Айвазовский — это художник, чей инстаграм мы можем смотреть долго»
«Айвазовский — это художник, чей инстаграм мы можем смотреть долго»
«Айвазовский — это художник, чей инстаграм мы можем смотреть долго»

«Айвазовский — это художник, чей инстаграм мы можем смотреть долго»

Куратор выставки главного русского мариниста — о том, как правильно понимать его картины

Надежда Прохорова

02.09.2016

Предпоказ выставки "Иван Айвазовский" в Третьяковской галерее

В русской живописи у нас есть набор непреложных правил. Русский лес лучше всех изображал Иван Шишкин, ужасы войны − Василий Верещагин, а море — конечно, Иван Айвазовский. «Девятый вал», «Волна», «Радуга», а также целая серия морских закатов — всё это знакомо нам чуть ли не с начальной школы. Но иногда на общепризнанные вещи стоит взглянуть под новым и неожиданным углом. В этом «Мелу» помогла Вера Бодунова — научный сотрудник Третьяковской галереи и сокуратор выставки к 200-летию художника, которую за месяц посетили уже более 150 тысяч человек.

За что мы любим Айвазовского

Иван Айвазовский, романтик по натуре, не просто писал стихию, а персонифицировал её, наделял море различными психологическими состояниями. В этом и заключён смысл его пейзажей. Море для Айвазовского — это начало всего живого, метафора жизни в целом. Он не пишет море в реалистической манере, а передаёт эмоцию, которую ощущал.

Портрет Ивана Айвазовского работы Алексея Тыранова, 1841 год

Для романтизма было очень важно сопряжение человека с мирозданием, всепоглощающей природой. Море — это такая гештальтная вещь. Для каждого оно своё и на каждого действует одинаково сильно, не оставляя равнодушным. Неслучайно, когда люди приезжают на море, они не могут удержаться от многочисленных фотографий моря на рассвете и при закате солнца. Художник тоже чувствует момент постоянно изменчивой стихии в разном световом состоянии дня и ночи, от штиля к урагану.

Девятый вал, 1850 год

Недавно я была на Озернинском водохранилище и, наблюдая закат над водой, обнаружила: вот где Айвазовский! Сознание отдыхает и легко считывает эти сюжеты. Если для восприятия творчества Серова нужно быть подкованными, чтобы понять, чем отличается портрет Юсуповой от портрета Орловой, то для Айвазовского это не нужно. В этом смысле Айвазовский — универсальный художник для всех времен и поколений. Современное искусство, прежде всего, обращается к нашему подсознанию и на языке символических связей говорит «Найди смысл сам», выбирает для этого язык компьютерных технологий, Айвазовский же добивался того же эффекта красками на холсте. Своим творчеством он предвосхитил тенденцию культа простоты в нашем обществе.

Предпоказ выставки «Иван Айвазовский» в Третьяковской галерее

Инстаграм, возможно, самое яркое следствие этого культа. Он позволяет человеку выражать себя посредством личного восприятия окружающего мира. Все мы знаем о патологиях этого приложения, когда многие аккаунты засорены спамом или бесконечным множеством одинаковых фотографий еды, собственной персоны, детей, животных. Но есть и такие аккаунты, на которые приятно посмотреть: ты зашёл на секунду, погрузился и остался там на полчаса. В этом и есть Айвазовский! Он художник, чей инстаграм, чьё пространство измерения и постижения красоты мы можем смотреть долго.

Волна, 1889 год

Почему стереотипы об Айвазовском нужно пересмотреть

Ивана Айвазовского у нас знают все. Это народный художник. Алексей Боголюбов почему-то не так известен, хотя тоже признанный художник-маринист. Очень важную роль в жизни Айвазовского сыграла удача: в русском искусстве до него не существовало жанра марины, он стал первым. Как следствие, его произведения оказались интересны императору Николаю I, позднее и папе римскому Григорию XVI. Отсюда — вал заказов и широкая известность уже в 1840-е годы не только в России, но и за рубежом.

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря), 1881 год

Большинство людей Ивана Айвазовского воспринимают довольно одномерно — только как художника-мариниста, который умел запечатлеть море так, что оно чуть ли не выливается из холста, а также художника, который заканчивается на этом море. Но это только база, начальный этап, через который Айвазовский постигал технические возможности воспроизведения на холсте вечно подвижной стихии. Такие иконографические сюжеты — море в разном его состоянии — у нас представлены в самом начале выставки.

Предпоказ выставки «Иван Айвазовский» в Третьяковской галерее

Мы нарочно избежали прямой хронологии в структуре выставки и предложили зрителю разные разделы, так как хотели показать всё многообразие творчества художника, дополнить представление о нём. По-новому можно взглянуть на различные способы выражения водной стихии. Так, даже в сухопутных произведениях, связанных с итальянскими или турецкими путешествиями художника, атмосфера моря выражается в небе. Новой стороной для зрителя раскрывается Айвазовский-портретист и его произведения на библейские сюжеты.

16 самых запоминающихся картин Ивана Билибина

Например, картина «Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море» из Ярославского художественного музея. Есть версия, что в центре полотна изображён Шамиль, потерпевший поражение в битве за крепость в Темир-Хан-Шуру. Мы можем это знать, а можем не знать, но в любом случае видим потрясающий пейзаж, построенный очень искусно. Как точно Айвазовский предвосхитил те виды, которые сейчас мы можем наблюдать из иллюминатора самолёта! Но что есть облака в физическом смысле? Это та же вода.

Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и на Каспийское море, 1869 год

На выставке также представлены модели кораблей, и это неслучайно: в мастерской художника они занимали важное место. С ними Айвазовский тщательно сверялся, чтобы не допустить оплошности. Все его произведения в качестве главного художника Морского штаба точны по всем параметрам.

Можно ли считать Айвазовского ремесленником

Иван Айвазовский написал шесть тысяч произведений, которые ему ставятся в вину: мол, слишком много работал на рынок, работал слишком быстро (на картину небольшого формата уходило один-два часа).

Почему художка может навредить талантливому ребёнку

Есть люди, которые считают, что художник копировал сам себя, штамповал свои произведения. Но он совершенно не ремесленник, хотя какая-то доля ремесла, несомненно, была, так как он зарабатывал деньги только написанием картин, а заказы были неизбежны. Маринист даже не делал подготовительных этюдов, все его произведения − самоцельные и законченные. Но в картинах разных лет мы ясно видим эволюцию тех или иных сюжетов и композиционных мотивов. Достаточно взглянуть на «Бурю» из Национальной галереи Армении, написанную в 1872 году, и сравнить её с «Радугой» 1873 года и «Бурей у мыса Айя» 1875 года, чтобы понять путь художника в разработке этого типа кораблекрушения. Мог ли обыкновенный ремесленник, который пишет на заказ одни и те же композиции, так подходить к поиску оптимального композиционного решения?

Буря, 1872 год
Радуга, 1873 год
Буря у мыса Айя, 1875 год

Айвазовский не был нацелен на преувеличение собственных богатств. Сколько вырученных от продажи картин денег уходило на благотворительность! В 1843 году он писал одному из своих покровителей Алексею Романовичу Томилову: «Все эти успехи в свете — вздор, меня они минутно радуют и только, а главное моё счастье − это успех в усовершенствовании, что первая цель у меня».

Чем вызван музейный бум

Мне кажется, такой интерес к классическому искусству связан с тем, что людям не хватает иной формы эстетического переживания. Кино уже наскучило, Голливуд сейчас тиражирует одни и те же сценарии, и человек хочет получать эмоцию иного свойства. Это не может не радовать.

Гибель корабля «Лефорт» (аллегорическое изображение), 1858 год

Сейчас сложно строить планы насчёт количества зрителей. Конечно, в первую очередь хочется, чтобы не было нервного накала. Мы сами очень переживали за всё, что происходило на выставке Серова, и страховались на этот раз. Будем надеяться, что новая система предпродажи билетов и сеансов будет намного удобнее для зрителей.

Хождение по водам, 1897 год
Сотворение мира, 1864 год

Предпоказ выставки "Иван Айвазовский" в Третьяковской галерее
Комментариев пока нет