Почему школьники не читают, а имитируют читательскую деятельность
Блоги11.06.2017

Почему школьники не читают, а имитируют читательскую деятельность

Учитель литературы — о том, что «Мцыри» и «Ревизора» пора исключить из школьной программы

Евгения Яшина рассказывает, как современные дети понимают старинные пословицы и почему уроки литературы в школе надо срочно менять.

Я проработала несколько лет учителем литературы и стала понимать, насколько изменилось сознание современных детей. В каких-то вопросах они обогнали взрослых. Но в других их сознание стало упрощаться до примитивности.

Я, разумеется, не открою нового. Это тенденция времени, как сейчас принято говорить. Скажу на примере своего предмета. У меня сложилась некая картина современной читательской культуры подростка. Картина хаотичная. Здесь всё — и особенности мировосприятия, и, несомненно, недостаток знаний.

Да и только ли от ребёнка зависит снижение знаний по школьной литературе. Вот в учебнике русского языка просят объяснить значение слова «магнат». Андрей, вполне заурядный ученик сельской школы, долго мучительно улыбается и наконец выдает: «Магнат — это мороженое такое…». Да, у меня часто слабые классы, это сельские школы. Но я сомневаюсь, что в школе с более подготовленными учениками большинство сразу бы объяснили значение этого слова. И дело, повторюсь, не только в упрощении сознания.

Во многом программа построена так, что отсутствует системность. Какой «магнат», если это только седьмой класс?! Если они не изучали ещё «Тараса Бульбу» (как яркий пример). Ну допускаю, что некоторые и в шестом классе по программе читают это произведение, что меня повергает в лёгкий шок. Не уверена, что большинство школьников в этом возрасте хорошо знакомы с историей XVII века.

Сложные судьбы героев, любовь, измена, политические проблемы — и…шестой класс. Не каждый взрослый эти пронзительные гоголевские вопросы осмысливает сразу

Так возникает имитация читательской деятельности. А что ещё остается? Ребёнку трудно воспринимать такие тексты. По разным причинам. На это влияет и потеря актуальности некоторых произведений. Да, меня, может быть, кто-то сейчас закидает камнями. Но, согласитесь, «Мцыри» Лермонтова — это как раз пример такой проблемы.

Как связать эту поэму с современной жизнью? Не спорю, можно взять какую-нибудь главную идею о сильной личности, как мы привыкли. Но всё равно, это ужасно оторвано от реальности. Вспоминаю, как задала седьмому классу вопрос. Вполне нейтральный. О том, почему же всё-таки Мцыри сбежал из монастыря? И услышала в ответ, что ему там плохо стало, заболел и тошнило, наверно. Да-да, именно так и ответили. Со всей искренностью.

Современные дети — они другие. Они не только в начальной школе (я вела уроки и там), но и в средней воспринимают, к примеру, пословицы буквально. «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» и « Делить шкуру неубитого медведя» воспринимают, как делёжку шкуры и плевание в колодец. У них такая особенность восприятия.

О своих наблюдениях рассказываю не для того, чтобы предложить забросить изучение классики. Никто не отрицает её необходимость и безусловную пользу. Но всё же нужно как-то учитывать реалии.

Может быть, где-то упростить изучение классики. Может быть, заменить чем-то современным, приближенным к проблемам современных детей

Найти книги, которые более понятны в этом возрасте. Меня, например, навсегда покорил «Маленький оборвыш» Джеймса Гринвуда как образец гуманизма.

Об этой проблеме написано и в государственном документе:

«Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений. В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков».

Этот документ, конечно, декларирует важные идеи, но в реальности мало что меняется. И воплотится ли это в жизнь когда-нибудь, неизвестно. Надеюсь, что мы через простое постепенно подведём школьников к сложному. А не будем в седьмом классе изучать «Ревизора» с его канцелярскими терминами и не пройденной ещё историей России XIX века.

Всему должно быть своё время. И тогда не будет в учебнике третьего класса по русскому языку в начале года заданий найти метафору. Если о ней рассказывается на литературном чтении только в середине третьего класса. И тогда в учебнике по литературному чтению не будет заданий найти в стихотворении глаголы несовершенного вида, если их на русском языке не изучали, потому что так построена программа.


Я рассмотрела несколько разных проблем. Но думаю, что все они влияют на хаос в головах, который сегодня есть вместо школьных знаний. Современные дети замечательные, но всё же — другие. Со своими знаниями, со своим восприятием жизни. Дети сумасшедшей эпохи.

Фото: iStockphoto (AGrigorjeva)

Читайте также
Комментарии(6)
Согласен. Существующая методика создавалась, когда произведениям было на сто лет меньше. Методика стала архаикой. Ведь она сформировалась в годы, когда лишь книга была доступна (в кино ходили, как сейчас в театр). Текст книг снабжали иллюстрациями для пояснения. В эпоху Интернета доступны многие формы искусства. Ведь, если честно, то и родители далеки от того, что когда-то проходили в школе. Другое дело кино. Фильм «Анна Каренина» привлек внимание массовой аудитории. Очень популярен был фильм Лунгина «Дело о мертвых душах» по мотивам произведений Гоголя. Список можно продолжить. А интерес к книге часто возникал после просмотра кино. Думаю, что пора изменить саму методику преподавания литературы. Список изучаемых произведений надо сократить, дополняя театральной постановкой, фильмом, балетом, мюзиклом (точнее, дать выбор преподавателю). На уроках обсуждать не текст, а трактовки. Я сделал такую попытку (http://mel.fm/blog/yury-nikolsky/87541-kakoy-balet-obyazatelno-pokazat-podrostku-sovet-byvalogo-dedushki). А литературные термины, начиная с понятия метафора, надо передвинуть на годы, когда достигнут достаточный опыт чтения литературных произведений.
Действительно, и родители, как и дети, тоже другие, другого поколения. И том, что все чаще транслируются рекомендации на государственном уровне об использовании альтернативных методов, перечисленных Вами (фильмы, музыка, музейная педагогика и т. п.) В такой ситуации все средства хороши. По опыту знаю, что восьмиклассники после просмотра «Тараса Бульбы"Вл.Бортко как-то «теплее «стали смотреть на текст.
Полностью разделяю Вашу обеспокоенность. Но вот способы выхода из ситуации вызывают у меня сомнение. Ну хорошо, упростите вы работу для учеников. Но в этом случае русскую классическую литературу они не смогут читать уже никогда. Не будет больше в их жизни этапа общего образования, так что они и не научатся. Не произойдет расширения словарного запаса, они еще менее смогут понимать сложные тексты. Это влияет не только на изучение литературы, но и работу с любыми текстами, более или менее сложными. Неумение работать с информацией, выраженной в текстовой форме, и сейчас — огромная проблема.
К сожалению, произведения, предлагаемые программой по литературе, отбивают у детей желание читать. И,
как правильно отметила автор заметки, учат имитировать прочтение. Согласитесь, это не тот результат, к которому все стремятся.
Согласна с предыдущими комментариями и с автором статьи. Детский ум ещё не способен понимать эти произведения. Я эти произведения литературы только к 40 годам поняла через испытания. Условия другие. Детям бы более близкие их возрасту произведения нужны, а так же которые позволяют понимать себя и применять навыки в жизни в настоящее время, позиционировать себя правильно. Школьная программа далека от восприятия и практического применения.
Больше статей