Толпы призраков и вурдалаков: когда и как мы полюбили ужастики
Блоги31.10.2021

Толпы призраков и вурдалаков: когда и как мы полюбили ужастики

Людям всегда нравились страшные истории. И дети, и взрослые с удовольствием зачитывались (а потом и засматривались) страшилками. И это нормально. В блоге редакции Wonder Books издательства «АСТ» Александра Валуцкая объясняет, почему хоррор и ужасы не «низкий» жанр, а достойный представитель мировой культуры.

К литературе ужасов — мистике, хоррору и их разновидностям — в наше время сформировалось предвзятое отношение. Но так было не всегда. На протяжении нескольких столетий мистические истории вдохновляли и притягивали самых разных авторов, многие из которых сегодня включены в школьную программу.

Не стоит хмурить брови, если вы застали ребёнка за чтением ужастиков. Страшные истории — это качественная терапия собственных страхов. А литература ужасов, с её обаятельными толпами вурдалаков и призраков — отличная стартовая платформа для знакомства с целой вселенной мировой культуры. Нужно только выбрать правильные книги.

Аж жуть: когда мы полюбили пугаться

Жанр ужасов уходит корнями в народное творчество и фольклору, которые всегда были неравнодушны к темам загробной жизни, смерти, потусторонней нечисти. А первые авторские ужастики известны уже с Античности. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает об убийце Дамоне, который после смерти стал бродячим призраком, а Плиний Младший приводит историю «нехорошего» дома в Афинах, где философу-стоику мешал предаваться размышлениям гремящий оковами скелет.

Господство христианства в Европе в Средние века не могло окончательно задушить языческие верования — тут и там они прорывались в виде народных сказок, преданий, историй о вервольфах и оборотнях, популярных в X–XII веках. Сборник известной средневековой поэтессы Марии Французской так и назывался — «Оборотень».

Немецкая гравюра на дереве с изображением вервольфа. 1722 год

Приложили руку к формированию канона ужасов на многие века вперёд и реальные исторические личности, отличившиеся в XV веке особой жестокостью. Так немецкие памфлеты о зверствах правителя Валахии Влада Цепеша привели к появлению графа Дракулы, французский барон Жиль де Ре стал прообразом Синей Бороды, а дворянка Елизавета Батори, обвиняемая в колдовстве и убийствах, стала героиней нескольких сотен литературных, музыкальных и кинематографических произведений.

Замок с привидениями: расцвет готического романа

Одесса, 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин читает по-французски книгу «Мельмот Скиталец» английского писателя Чарльза Метьюрина — чрезвычайно запутанный готический роман, полный ужасов, пролитой крови, демонических персонажей и мистических приключений. А начинается роман с поездки молодого Джона Мельмота к умирающему дяде, владельцу огромного состояния. В этот же год Пушкин пишет знаменитую первую строфу «Евгения Онегина» с таким же сюжетом.

Эжен Делакруа. Доминиканский монастырь. Картина считается написанной по впечатлениям от романа «Мельмот Скиталец». 1831 год

Для читателей пушкинского времени аналогия была очевидной. Роман «Мельмот Скиталец» был абсолютным, как сейчас бы сказали, бестселлером — и вдохновил огромное количество современников — от Оскара Уайльда до Оноре де Бальзака. Конечно же, «Мельмот» был не первым — к тому времени Европа уже полвека зачитывалась готическими романами.

Всё началось в 1764 году с публикации романа английского писателя Хораса Уолпола «Замок Отранто», которому автор дал подзаголовок «готическая история» — дело происходило в средневековье, среди соответствующего архитектурного антуража. С тех пор в каждом готическом романе, помимо семейных проклятий, беспокойных духов, потусторонних сил и прочих макабрических явлений, обязательно присутствуют зловещие замки или иные древние развалины.

Иллюстрация к роману Хораса Уолпола «Замок Отранто». 1794 год

Популярность готических романов была невероятной. Их читали все: от трепетных барышень до серьёзных писателей, а к авторам мгновенно приходил неслыханный успех: как к Анне Радклиф, самому продаваемому автору конца XVIII века. Навсегда вошли в историю литературы романы Мэри Шелли о Франкештейне и новеллы Эдгара По. К жанру обращались и Р. Л. Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), и Вальтер Скотт («Иванов вечер»), и даже Ч. Диккенс («Тайна Эдвина Друда»).

Иллюстрация к роману Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». 1831 год

Английский романтизм принес моду на потустороннее и в русскую литературу: здесь легко вспомнить раннего Гоголя с его «Вием», но и реалист Пушкин не чурался мистики — и «Гробовщик» из повестей Белкина, и «Пиковая дама» вполне укладываются в романтически-готический канон. К Серебряному же веку сверхъестественное в литературе и вовсе чувствовало себя как дома: Андрей Белый, Леонид Андреев, Фёдор Сологуб щедро населяли свои литературные ландшафты разнообразной нечистью.

Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вий». 1901 год

ХХ век: вампиры покоряют кинотеатры

Знаменитый роман о вампире-аристократе «Дракула» ирландского писателя Брэма Стокера, опубликованный в 1897 году, Александр Блок называл «вещью замечательной и неисчерпаемой». Эта книга стала вехой для жанра ужасов — она ознаменовала и конец готического романа (кандалы старых призраков давно заржавели и уже не могли никого всерьёз напугать), и начало новой эпохи хоррора.

Кадр из фильма «Дракула». 1931 год. Образ Дракулы в фильме стал каноническим

В литературу ужасов приходит чёрный юмор, современные технологии, а бестиарий существенно расширяется. Вместо потерявших былой лоск ведьм и скелетов, героев преследуют древние озлобленные боги и сущности из глубин космоса: как у англичанина Алджернона Блэквуда и его ближайшего последователя, знаменитого певца хтонических кошмаров Говарда Лавкрафта.

Хоррор решительно захватывает и кинематограф: уже в 1910 году на экраны выходит первая экранизация «Франкенштейна». Многие из самых ранних фильмов ужасов принадлежали к немецкому экспрессионизму, жанру, который повлиял на историю Голливуда и на таких режиссёров, как Орсон Уэллс и Тим Бёртон. Фильм «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау до сих пор считается классической экранизацией Брэма Стокера.

Кадр из фильма «Носферату. Симфония ужаса». 1922 год

После Второй мировой войны жанр ужасов распадается на множество поджанров, а художественные средства усложняются: теперь страшные фильмы всё чаще стараются не показать ужас непосредственно, а внушать его зрителю, играя на тонких нотах человеческих страхов. Так рождается жанр психологического триллера, родоначальниками которого стали знаменитые фильмы «Психо» Альфреда Хичкока и «Ребёнок Розмари» Романа Полански.

Кадр из фильма «Психо». 1960 год

Современные истории в лучших традициях ужасов

Популярность ужасов не угасает до сих пор. Среди пёстрого поголовья зомби, оборотней и вампиров, глядящих на нас с полок любого книжного, непросто найти достойные произведения. Но две новинки от редакции «Wonder Books» издательства АСТ заслуживают внимания поклонников мистики и хоррора. Хотя эти истории адресованы детям, они доставят немало удовольствия и взрослым — ведь как во всяком хорошем хорроре, в этих текстах есть нечто большее, чем просто ужасы ради ужасов. Филигранное проникновение в психику героев, богатый образный язык, отсылки к классике мировой литературы, и даже размышление о философских сторонах жизни — эти книги достойны самой интеллектуальной книжной полки.

Детям от 8 лет понравятся «Страшные истории для маленьких лисят» американского писателя Кристиана Хайдикера. Эта книга уже получила медаль Джона Ньюберри — самую престижную премию в области детской литературы в США и покорила критиков New York Times. Семеро маленьких лисят в осеннем лесу слушают жуткие истории старой рассказчицы. Здесь и ужасная желтая болезнь, сводящая с ума, и монстры из речных глубин, и страшные двуногие чудовища, что похищают животных. Внимание к традиции (тут и там внимательный читатель найдёт отсылки к рассказам Эдгара По и Стивена Кинга) сочетается в книге с неповторимой атмосферой — пожалуй, впервые в истории хоррора мы посмотрим на мир лисьими глазами.

Книга Кристиана Хайдикера «Страшные истории для маленьких лисят»

Для читателей постарше — тех, кому уже исполнилось 12-14 лет — подойдёт мистический триллер «Дорога Волка» Ричарда Ламберта. Эта история подростка Лукаса, родители которого погибают в автокатастрофе — через секунду после того, как на дороге появился таинственный волк… Волк, который теперь преследует и самого Лукаса. Тонкий психологизм, одинокий герой (в духе романтизма!) актуальные для подростков проблемы — буллинг, отношения со сверстниками, взросление — книга понравится не только начинающим, но и продвинутым читателям.

Книга Ричарда Ламберта «Дорога Волка»

Качественная литература ужасов — полноправная часть мировой литературы: не жанровые «задворки», не бульварное чтиво, а мощнейшее течение, которое пронесло свои мрачные воды сквозь несколько столетий, культурных эпох и творчество сотен самых разных авторов. Вытаскивая наружу потаенные человеческие страхи, срывая тонкую пелену между реальностью и потусторонним — мистика веками выполняет главную функцию литературы вообще: помогает читателю увидеть мир во всей его сложности, непознаваемости и полноте.

Комментариев пока нет