Как найти хорошие задания в море скучных примеров

Как найти хорошие задания в море скучных примеров

Время чтения: 4 мин

Как найти хорошие задания в море скучных примеров

Время чтения: 4 мин

Летом родители часто жалуются, что ребёнок не занимается, ему скучно и вообще, он хочет весь день гулять или играть на планшете. Что же делать? Может, попробовать его заинтересовать? Как это сделать, рассказывает наш блогер Сергей Пархоменко.

В начальной школе мой сын Никита учился на семейной форме. Задания из «классических» школьных пособий ему не нравились, и я его прекрасно понимал: 50 однотипных примеров на сложение или две страницы прописей с буквой «Л» у кого угодно вызовут тоску. В какой-то момент я понял, что найти полезное и интересное задание сложнее, чем сделать его самому.

Поэтому каждый вечер я брал фломастеры и придумывал задания с историей, в которых нужно было что-то посчитать, написать или раскрасить. Уходя на работу, я оставлял задания на столе, а вечером Никита гордо показывал мне решение. Это помогло ему быстро и с удовольствием освоить даже сложные школьные темы.

А потом всё это внезапно стало моей профессией: я основал издательство «Банда умников» и запустил проект «Реши-пиши» с заданиями, которые нравятся детям. И если в начале пути все задачи и головоломки придумывались интуитивно, то сейчас я выработал для себя три принципа, которые помогают однозначно ответить на вопросы:

  • Это хорошее задание?
  • Будет ли оно полезным?
  • Захочет ли ребёнок его решать?
  • Сможет ли он сам с ним справиться?

Я руководствуюсь этими принципами при проектировании всех игр и заданий «Реши-пиши». Мне кажется, их стоит знать любому родителю или педагогу, чтобы быстро подбирать качественные пособия и задания. Они помогают взрослым с лёгкостью «отличать добро от зла», а детям — учиться с удовольствием.

Сюжет против бессмыслицы

Если вы смотрите на задание и понимаете, что оно полезное (чему-то учит), это ещё не значит, что оно будет хорошо работать. Рыбий жир, может, тоже полезный — но это не означает, что ребёнок с энтузиазмом будет его пить. Поэтому глядя на любое задание можно спросить себя: будут ли у ребёнка причины иметь с ним дело, есть ли в нём что-нибудь интересное?

«Хорошо учиться и не стать дворником» — так себе причина. Для взрослого — вполне весомый аргумент, а для ребёнка это всё будет «в другой жизни»

Можно учиться пользоваться молотком, просто забивая гвозди в бревно. Энтузиазма хватит от силы на десяток гвоздей. А вот если собирать скворечники, то дело пойдёт намного веселее!

Похожая история с заданиями. Можно просто выводить галочки в прописях, а можно дорисовывать ушки котам. Второй вариант намного веселее: он и на задание-то не похож, хотя навыки чистописания развиваются кратно быстрее и веселее.

Плавный градиент сложности

Когда вы открываете любую головоломку на телефоне, вам в самом начале предлагают сделать до ужаса примитивные действия. Сначала нужно просто перетащить предмет из одной точки в другую. Потом перетащить его так, чтобы он не задел другой предмет, и так далее.

Кажется, что это сделано для каких-то совсем глупых людей, но разработчики знают, что это важный этап подготовки к нормальным заданиям. Если игрок с ходу не разберётся, как всё это работает, он быстро забросит эту игру и установит другую. Это же правило работает с детскими заданиями.

Начальный уровень любого задания должен быть избыточно лёгким

«Зачем же расхолаживать детей?» — спрашивают многие родители и педагоги. В ответ я предлагаю им вспомнить свою первую поездку за рулём. Вроде бы всё просто: вот взрослый человек, ПДД знает, устройство машины выучил. Вот руль, вот педали, вот ручка переключения передач, вот ремень безопасности, вот зеркала заднего вида… ну, вы поняли.

С точки зрения опытного водителя — пустяки, а для новичка — настоящее испытание. И пока человек не отработает «примитивные» действия (тронуться/остановиться/повернуть) на безопасном полигоне, о полноценном вождении и речи быть не может. Конечно же, инструктору проще сказать на первом уроке: «Поехали, мне с дачи надо картошку забрать», но такой опыт для ученика может быть крайне непродуктивным и вообще отбить всё желание водить.

С заданиями та же история: пока ребёнок не разберётся, как устроено умножение, зачем нужны эти 2×2 и 2×3 на примере конфет или гвоздей, бессмысленно учить что-то дальше и пытаться решать сложные задачи.

Образное представление и наглядность

«Из пункта А в пункт Б выехал поезд с пшеном со скоростью 60 км в час, а навстречу ему выехал поезд со скучными заданиями со скоростью 40 км в час. Расстояние между Пунктами А и Б составляет 200 км. Через сколько часов два поезда встретятся?»

Знакомо? Чтобы представить в голове эту картинку, требуется хоть какой-то опыт и понимание взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием. Если его не возникло, дети начинают решать такие задачи пытаясь просто угадать, что на что надо разделить или умножить.

Другое дело, когда погружение в эту тему начинается не с абзаца текста, а с картинок, на которых наглядно показывается: что такое скорость, время и расстояние, зачем они нужны, и как они взаимосвязаны.

Источник иллюстраций и примеров заданий — сайт проекта «Реши-пиши».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Подписаться
Комментарии(1)
Хорошее задание должно отвечать только одному критерию — при взгляде на него у учителя или родителя не должно возникать вопроса «а зачем?». Вот, например, про задание в статье «Дорисуй ушки зверятам» такой вопрос у меня возникает. А про «решение 50 однотипных примеров» — не возникает, если эти примеры составлены разумно (например, по принципу «плавный градиент сложности»).
Больше статей