«Четыреста ударов» и «Пацаны»: зачем смотреть серьёзные фильмы с детьми
Блоги17.11.2019

«Четыреста ударов» и «Пацаны»: зачем смотреть серьёзные фильмы с детьми

Да, Трюффо и Асанова

Часто асоциальное поведение детей обусловлено недостатком любви и понимания со стороны старших — родителей или учителей. Наш блогер, учитель русского языка и литературы Нелли Цымбаленко, объясняет, как смотреть с детьми фильмы про трудных подростков и почему не стоит навешивать на ребёнка ярлыки.

«Четыреста ударов» Франсуа Трюффо

Кадр из фильма Франсуа Трюффо «Четыреста ударов», 1959 год

Фильм повествует о жизни мальчика Антуана, чьи однотипные школьные будни с тираном-учителем перемежаются нерадостными сценами жизни с родителями. Мальчик прогуливает школу со своим товарищем, восхищается прозой Бальзака, таскает у мамы сигареты и засматривается на плакаты с чувственными изображениями женщин.

Казалось бы, мальчик развивается весьма логично и не то чтобы правильно, но вполне закономерно. В нём открывается страшная свобода бесконтрольного существования. Родителям нет дела до его мыслей и переживаний, они обращаются с ним весьма холодно и пренебрежительно. Они живут предсказуемыми и мелкими страстями взрослых людей: жена скрывает свои измены под предлогом того, что приходится задерживаться на работе, а отец пропадает все выходные в гоночном клубе. Антуан при этом остаётся дома один.

В фильме показан редкий и уникальный случай обнаружения ребёнком своего уникального пути: он читает Бальзака, вешает его портрет у себя в комнате и старается написать в школьном сочинении о смерти своего дедушки, подражая слогу французского прозаика. Заканчивается это всё очередной журьбой: недальновидный, но едкий учитель обвиняет Антуана в списывании и ставит ему двойку. Дома происходит пожар: мальчик поставил перед портретом свечу и прикрыл это всё шторой. Антуана ругают.

Здесь наступает первый и единственный положительный момент в его жизни: мать, чтобы смягчить случай, когда Антуан во время прогуливания уроков увидел её на улице с любовником, предлагает отправиться в кино. Семья проводит весёлый вечер вместе, они счастливы, много шутят, обнимаются и целуются. Но всё мигом рушится неудачным сочинением и подражанием Бальзаку, точнее не неудачным, а опровергнутым учителем на корню без каких-либо попыток провести с ребёнком по данному поводу адекватный диалог.

Часто ли доводится встречать детей, стремящихся подражать чей-то прозе? Подражание, обнаружение идеалов — начало поиска себя самого. Ребёнку стоит указать на то, что духовный поиск крайне важен. Чтение, любимая литература помогают найти себя, прийти к интересным и важным мыслям.

Кадр из фильма Франсуа Трюффо «Четыреста ударов», 1959 год

У Антуана есть друг Рене, который приютил его во время очередного побега Антуана из дома. Мальчики гуляют, воруют мелкие предметы и продают их, чтобы сходить в кино или в парк аттракционов. Во время этих сцен на лице Антуана появляется редкая улыбка — он доволен, весел. Но его лицо тут же омрачается, когда рядом появляются родители или школьные учителя.

Мальчик не лентяй, он ищет себя, много читает. Родителям при просмотре фильма стоит не журить главного героя, показывая детям, до чего доводит дурное поведение и непослушание, а обратить внимание на взрослых героев фильма, поведение которых как раз и ведёт мальчика к отторжению и так называемому непослушанию.

Это удивительно красивая и романтичная история. Антуан, несмотря на все трудности, ведёт себя крайне достойно

Он всегда сдержан. Жизнь показала ему, что мудрость — это выдержка, спокойный разум и отсутствие резких эмоций. Поэтому главный герой картины вызывает гораздо больше сопереживания, чем его эгоистичные родители, которые убеждены, что дали ребёнку всё.

Самое главное при просмотре фильма — увидеть и понять, где и когда в ребёнке происходит надлом и его отстранение. Оправдания взрослых «Я устал на работе, голова забита делами, у меня нет времени» слишком малы для того, кто стал родителем.

Думаю, взрослому зрителю стоило бы обратить внимание, с какой лёгкостью Антуана отдают в колонию для несовершеннолетних. При этом его родители преисполнены жалости к себе: они взрослые трудяги, они устали, они вымотались, они сделали всё что можно. Но они не сделали ничего, кроме того, что отец пропадал в гоночном клубе все выходные, а мать днями пропадала со своим любовником.

В своей педагогической практике я не раз замечала, насколько родители любят выступать жертвой, которая сделала всё что могла для ребёнка, но он отбился от рук, он дурной, и стоит принять крайние меры. Вместо всего этого стоит задуматься, были ли обращены к ребёнку любовь и внимание. Под любовью и вниманием не числятся покупки вещей, игрушек и прочего. Это всё оправдания и действия наотмашь.

Кадр из фильма Франсуа Трюффо «Четыреста ударов», 1959 год

Вернёмся к Антуану, который в итоге попадает в колонию для малолетних преступников. Он отсиживает ночь в участке, потом едет вместе с другими отступниками от закона и морали к месту заключения, выворачивает там содержимое карманов, даёт показания, проходит посвящение в законы местной жизни от более опытных ребят. В этом страшном действии Антуан способен видеть красоту, и это мастерски подчеркивает режиссер. Сквозь тюремные решетки он рассматривает красивые лица молодых путан, задержанных и приведённых в участок. По пути в колонию он замечает красоту французских улиц.

Как часто ваш взгляд задерживается на красоте и лишает её осуждения, греха, проступка? Когда можно увидеть то, что может стать (и по сути своей является_ картиной, поэзией? Квинтэссенция поэтического поиска главного героя видна в последних кадрах. Поиск свободы (попытки вырваться из навязанного против воли абсурда) приводит Антуана к побегу из колонии. На последних кадрах мальчик прибегает к морю.

Я убеждена, что каждый ребёнок несёт в себе чистоту созерцания. Красота в таких глазах подлинна и неопровержима

При просмотре фильма стоит задуматься, чего может быть лишён конкретный человек и мир в целом, если единственное действие, на которое способен взрослый, — порицание. Отбросить комплекс замученной работой жертвы, которая методично затравливает ребёнка, будучи полностью уверенной в своей правоте, — вот один из главных посылов фильма.


«Пацаны» Динары Асановой

Второй фильм, который я советую родителям посмотреть вместе детьми, — русская драма «Пацаны» 1983 года. Фильм о буднях мальчишек, так называемых трудных подростков, в трудовом лагере. Стоит сразу сказать, что большинство актёров играли самих себя, то есть были ребятами, за плечами у которых были грабежи, разбойные нападения и прочие преступления.

Кадр из фильма Динары Асановой «Пацаны», 1983 год

Фильм показывает, что в каждом ребёнке при любых обстоятельствах остаётся внутренняя чистота и душа, которая способна распознать среди прочего свет. Безусловно, мы черствеем, грубеем, но командир лагеря, самый взрослый, показывает нам, что человеческое отношение к другому вызывает встречное чувство. Да, человек способен срываться, оступаться, но каждый имеет право находиться среди тех, кто примет его, даст возможность одуматься. У каждого должен быть шанс изменить свою жизнь. Все эти вещи достигаются не через подавление и скучную мораль, которой лично я наслушалась вдоволь за все годы педагогической практики.

Иногда приходилось вступать в очевидную и довольно агрессивную конфронтацию с другими учителями (никогда не назову подобных людей коллегами, их и учителями назвать сложно), которые ставили на человеке крест за малейшую шалость. Учитель из рубрики «Ах, ты сегодня пришла в короткой юбке — скоро будешь валяться в кустах», «Ах, ты сегодня был пойман с сигаретой за школой — недалеко и до решетки». Такие люди гнобят и, на самом деле, программируют детей. Вбивают в их головы жуткие стереотипы, не давая никакой возможности иному разрешению ситуации. Чтобы выполнить «долг» наставника и учителя, они прибегают к пафосной и пошлой морали, которая лишена настоящей эмпатии к детям, сочувствия, души и, зачастую, мозгов. В агрессивной морали нет никакой заботы.

Кадр из фильма Динары Асановой «Пацаны», 1983 год

Фильм «Пацаны» доказывает, что никто, особенно ребёнок, не должен быть определён как отребье. Да, не будем забывать о крайних случаях, но до них доводит искалеченное и глубоко несчастное детство, в котором отсутствуют понимание и дружба.

При просмотре фильма ни в коем случае нельзя говорить о том, до чего доводит непослушание, вредные привычки и дурная компания. Надо быть слишком недальновидным, чтобы при просмотре картины нацелиться на указанные вещи. Здесь стоит нацелиться на попытку спасения, возможность понимания.

Любовь, направленная к человеку, настоящая, безусловная, искренняя, может сдвинуть в душе то, на что не способна ни одна мораль, ни одно наказание, — это всё должен увидеть взрослый. Увидеть и объяснить ребёнку.


Думаю, эти фильмы можно смотреть на классных часах, грамотно раскрывая их суть. Безусловно, существует много других кинолент о детях, школе, трудностях воспитания, но эти два кажутся мне очень сильными и необходимыми к просмотру.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также
Комментарии(1)
Конечно, необходим совместный просмотр тех фильмов, которые сильно воздействуют на эмоции подростков. Совместный просмотр — это повод для обсуждения определенных тем, который трудно сформировать в простой беседе. Поддерживая просмотр фильмов, о которых в статье, добавлю, что для других тем будут другие фильмы, совместное посещение музеев, прочтение книг и так далее. У меня с внучкой получился ещё вариант, когда она сама выбирала фильм (не совместный просмотр, а каждый смотрел в своем компьютере), а потом мы совместно писали свои впечатления, о чем я рассказал в статье «Учимся понимать других» (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/45137-uchimsya-ponimat-drugikh).