«Чиж» и «Ёж»: как детские журналы стали прибежищем лучших писателей и поэтов СССР

«Чиж» и «Ёж»: как детские журналы стали прибежищем лучших писателей и поэтов СССР

Время чтения: 3 мин

«Чиж» и «Ёж»: как детские журналы стали прибежищем лучших писателей и поэтов СССР

Время чтения: 3 мин

Сегодня чтение журналов, особенно детских и подростковых, считается тратой времени. Да и кто вообще сейчас покупает журналы? Интернет же есть. Но когда-то именно издания для детей дали возможность писать и публиковаться тем, кто не мог этого делать во «взрослой» литературе. Об истории детских журналов в нашей стране рассказывает блогер Марина Кропылёва.

Нам всем есть за что сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Он буквально поднял на своих плечах детскую литературу. Вместе с Корнеем Ивановичем Чуковским они восхищались английскими народными стихами. Оба любили детские английские песенки и стихи за их озорство, парадоксальность и, в то же время, простоту изложения.

Они стремились убрать из стихов лишние слова и добивались чеканности слога, когда слова как бы сами ложатся на язык. Поэтому многие стихи Чуковского почти сразу запоминаются. Родители вместе с детьми легко запоминают его сказки наизусть: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит».

Самуил Яковлевич горел желанием создавать новую детскую литературу и заражал этим «горением» всех, кто находился рядом. И он смог увидеть самые яркие таланты тех лет и помочь их работе в детском издательстве Ленинграда, Детгизе.

Благодаря его поддержке обэриуты стали тоже писать для детей. В то время это было настоящим спасением для таких необычных личностей в литературе, которыми были Введенский, Заболоцкий и Хармс. В издательстве в 20-30-х годах работали такие писатели как Чуковский, Шварц, Зощенко, Бианки, Леонид Пантелеев, Борис Житков. В непростые 20-е годы Детгиз объединил настоящих личностей в литературе, самобытных, смелых, говорящих новое слово в искусстве.

Маршак мечтал перевести все сказки братьев Гримм для советского читателя, издать целую книгу в переводах обэриутов, но полностью книга так и не вышла. Но Введенский потом, впоследствии, печатал свои переводы сказок в журналах «Чиж» и «Еж». Про них я хочу рассказать отдельно. Это были такие веселые, смешные, творчески организованные журналы!

Их редактором был Николай Олейников — одарённый литератор, друг Евгения Шварца. Он придумал для советских детей жанр комикса, публикуя отчет о путешествиях своего лирического героя, Макара Свирепого. Писатели считали, что для того, чтобы создавать весёлую литературу, надо самим по-настоящему развеселиться. Так они и делали.

Редакция Детгиза была, кажется, самым веселым местом в Ленинграде. Очевидцы вспоминают, что стены редакции сотрясались от хохота и шуток. Посетители редакции, проведя в ней несколько часов, выходя, вынуждены были держаться за стену, чтобы не упасть после нескольких часов беспрерывного смеха. И эта творческая атмосфера вполне была отражена на страницах журнала. Достаточно посмотреть, как выглядел текст, в котором участники редакции представляли сами себя:

Журналы для детей были в России и до революции. Их история берёт начало со второй половины ХVIII века — именно тогда стал выходить первый русский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Основным направлением детских журналов того времени создатели считали пробуждение интереса к знаниям, воспитание в детях честности, добродетели и благородства. Но часто бывало, что стиль повествования получался слишком дидактичным и назидательным.

А первые детские журналы после 17 года были сильно идеологизированы, им не хватало спонтанности и живости. Этим особенно отличался первый советский детский журнал — «Северное сияние». И только при участии Самуила Яковлевича, благодаря его энергии и смелости, появились прорывные детские журналы, которые поражали творческим началом, искрящейся веселостью и озорством.

В отличие от «Северного сияния», «Чиж» и «Ёж» делали упор на познавательность, свободу и самобытность. Идеологические моменты старались минимизировать, эти темы подавались в дружеском общении с молодыми читателями. Идеи писателей дополнялись отличными иллюстрациями таких художников и мастеров своего дела, как Конашевич, Васнецов, Радлов.

Так как «взрослые» стихи и произведения многих писателей не публиковались по идеологическим причинам, они нашли отдушину в детской литературе и заложили замечательные традиции для последующих детских советских и российских изданий. Ни одно детское издание тех лет не могло соревноваться с этими журналами. Корней Иванович Чуковский утверждал, что в России ни до, ни после не было таких изданий для детей.

Сохранять верность своим идеям авторам издания удавалось почти до середины 30-х годов. Потом на участников этих журналов, в том числе на обэриутов — Олейникова, Хармса и Введенского, начались гонения. Закончилось это трагически. Журнал «Чиж» был закрыт, его участники арестованы, многие погибли или были расстреляны. Маршака вынудили отречься от «врагов народа».

Но его идеи и дела, начатые в 20х годах, находят свое новое продолжение в таких изданиях, как знаменитый «Трамвай» или журнал наших лет «Чиж и Ёж».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Подписаться
Комментарии(1)
Отличный текст!)
Больше статей