Отрицательных куча, положительных — нет. Какие они, литературные герои XIX века
Блоги11.11.2018

Отрицательных куча, положительных — нет. Какие они, литературные герои XIX века

Их разыскивают школьники

Разбирали мы сегодня с восьмым классом, что такое соборность и особый путь. Произошло это с нами на почве славянофилов, а точнее, господина Хомякова. Знаете, как в анекдоте: у нас было немного Герцена и Чернышевского, томик Кропоткина и письма Чаадаева. Нам было весело и круто. Ещё, конечно, были Хомяков, Лосев, Ильин и Шестов. Мы смотрели на них с опаской, но знали, что рано или поздно перейдём и на эту дрянь.

Так вот, что-то читаем, пытаемся понимать, и тут кто-то возьми и скажи, что мол, как они задолбали со своей византийщиной и особым путём, нет бы, как в Европах. Мочи нет от господ Уварова и Ушинского и их народности постылой.

Остановились. Конечно, можно было рявкнуть и продолжить, я не славянофил и ни разу не народник, но розга завсегда найдётся. Остановились, потому что я знал, что в тех самых Европах в то самое время протекали похожие процессы, то есть немцев пёрло от их немецкости и сумрачного германского гения, французы жёстко торчали на своём остром галльском смысле, да и островитяне от них не отставали ни разу.

И давай я им про всё это бойко рассказывать. Аж сам увлёкся. Примеры приводил из литературы и музыки. Про то, как Дюма создал из д’Артаньяна национального героя (не то, что он специально это делал, но вышло-то как знойно), про бельгийского Уленшпигеля (который так-то фламандский), про тевтонского Зигфрида, про Айвенго, Квентина Дорварда и Холмса с туманных берегов Альбиона, про панов Скшетусского и Володыевского многострадальной Польши.

Именно в XIX столетии проснувшийся национальный дух предоставил нам плеяду ярких и харизматичных европейцев, каждый из которых воплощает, наверное, всё лучшее, что есть (или должно быть) в его народе

Которым (и это важно) хочется подражать и на которых хочется быть похожим. Не замолкал бы я, наверное, ещё долго, но один из учеников спросил меня о таком герое в русской литературе XIX века.

Тут я понял, что вопрос чертовски важный, но побоялся сходу сказать, что я подумал. Поэтому отправил детей (со звонком) к учителю литературы, а себя в курилку. Там нашёл дражайшего коллегу и не успел ему даже ничего сказать, так как там нас мгновенно настигли дети.

Вообще они знают, что учительская курилка — не место для коммуникации с детьми и вообще курить плохо (очень, очень плохо). Но тут они примчались как ужаленные, тем самым отменив перекур. Примчались и давай вопрошать о том, где спрятался национальный литературный герой в русской литературе XIX века?

Мы вдвоём ничем не смогли им помочь. И это нас крайне озадачило. Вот антигероев мы (вместе с детьми) набрали целую вязанку, а положительного, воплощающего в себе лучшие национальные черты, такого, которому хочется подражать и про которого можно сказать, что он наше всё — ни одного.

Детей, по итогу, отправили поискать получше, а заодно попытаться объяснить, что это такое — национальные черты. И сами тоже отправились на поиски. Может вы вспомните таких героев?

Читайте также
Комментарии(7)
то есть Наташа Ростова и Пьер Безухов ни разу не пример?
У нас герои не литературные, а из реальной жизни. Маяковский: «Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского». А еще делали жизнь с Павлика Морозова и с пионеров-героев. Их тогда считали положительными героями. А раз реальные, то герои меняются. А можно ли для нашей жизни найти кого-то у классиков? Вспомним Печорина. Ведь не случайно в заголовке книги написано «Герой нашего времени». Умен, циничен, смел, воевал с бандами на Кавказе. Чем не герой-патриот нашего времени? Не подобные ли становятся героями России сейчас? Полная противоположность лишнему человеку Онегину, который размышлял «Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые». К тому же, по мнению моей внучки, Печорин охмурял девушку, а Онегин занимался нравоучениями. Онегин, всегда был героем отрицательным. Онегины у нас никогда не становились героями. И… не удивлюсь, если завтра назначат героями Печорина и Левинсона, добавив к ним кого-то из православного пантеона.
Во-первых, литературного персонажа нельзя оценивать без учёта того времени, когда он жил. Во-вторых, не очень люблю книги, где есть суперположительный герой, которого обязательно надо любить, и суперзлодей, которого необходимо ненавидеть. Мне интереснее что-то вроде «Саги о Форсайтах», где каждый в чём-то прав и в чём-то неправ.
Показать все комментарии