Как рассказать школьникам об экзистенциальных потребностях человека
Блоги14.11.2018

Как рассказать школьникам об экзистенциальных потребностях человека

Жить — хорошо, а хорошо жить — ещё лучше

Учитель обществознания, репетитор Александр Чернышёв активно общается с учениками и вне занятий. Почти к каждому уроку он успевает сделать пост на своём сайте или в соцсетях, где помогает разобраться в сложных вопросах или заданиях на примерах из произведений искусства и окружающей действительности. Например, понять, что такое экзистенциальные потребности человека.

Никто из моих учеников никогда (!) не выполнял правильно следующее задание по обществознанию:

Расскажите, что из перечисленного ниже относится к экзистенциальным потребностям человека:

  • реализуются во власти над другими людьми;
  • связаны со стремлением к безопасности и комфорту;
  • проявляются только в экономической деятельности;
  • обусловлены познавательной деятельностью.

Зато когда спрашиваешь их, демонстрировалась ли на школьном уроке пирамида потребностей Маслоу, большинство согласно кивает головой. И мне, как репетитору, приходится объяснять им заново.

Экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia — существование) заключаются в следующем: в безопасности и защите (долговременное выживание и стабильность), комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. д. (Шемаханова Ирина Альбертовна Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ. М., 2014).

Одним словом, это потребность жить — хорошо жить, комфортно жить. Как говорят нам герои бессмертной советской комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Чтобы жить спокойно, человеку нужно быть уверенным в том, что если он заболеет, то его вылечат врачи; если грянет экономический кризис, то его не уволят с работы и он не станет бедным; полиция спасёт от преступников; на него не налетит метеорит; завтра не случится война и т. д. и т. п.

Как верно подмечал в одной своей песне Виктор Цой, «тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чём-то другом». Дальше он перечислял атрибуты тогдашней комфортной жизни:

«Мы пьём чай в старых квартирах,

Ждём лета в старых квартирах,

В старых квартирах, где есть свет,

Газ, телефон, горячая вода,

Радиоточка, пол — паркет,

Санузел раздельный, дом кирпичный,

Одна семья, две семьи, три семьи…

Много подсобных помещений,

Первый и последний — не предлагать,

Рядом с метро, центр…».

Вспомним также знаменитую фразу «Жить стало лучше, жить стало веселее!», произнесённую И. В. Сталиным 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев.

Вернёмся к нашим сегодняшним реалиям. Наши страхи и тревоги, связанные с жизнью в этом обществе, стоят за экзистенциальными потребностями. Поэтому-то, обратите внимание, какая реакция первой последовала на трагедию в Керченском колледже — усиление охраны учебных заведений.

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров говорит, что трагедия в Керчи получила огромный и почти мгновенный резонанс. «Размышляя о предотвращении повторения подобных массовых расстрелов, наши респонденты предлагают так или иначе усилить охрану образовательных учреждений. Мысль о необходимости изменения подходов к воспитанию молодёжи тоже присутствует, но сильно уступает по влиятельности идеям по усилению охраны», — делает вывод социолог.

Неудивительно, что потребность в безопасности Маслоу относил к первичным потребностям человека.

Об основных страхах россиян вы можете почитать здесь. Казалось бы, террористические угрозы ушли в прошлое. Тринадцать лет назад я сам расспрашивал своих студентов о том, как они переживали в детстве то, что происходило в российском обществе на рубеже веков, и делал неутешительные выводы: «Несмотря на присущую молодёжи адаптируемость и обучаемость в новых социальных условиях, чувство незащищённости продолжает превалировать. Депривация важнейшей человеческой потребности — в безопасности, препятствует реализации в полной мере потребностей более высокого — социального порядка, прежде всего, в принадлежности к определённой общности и идентификации с ней».

Очень наглядно передаёт суть переживаемой экзистенциальной тревоги признание одного тогдашнего моего студента: «В 1995 году я поступил в кадетский класс и тем самым обрёк себя на шестилетнее внушение мысли о том, что терроризм рядом, и надо быть готовым ко всему. Постоянные тренировки на случай терроризма подогревали моё чувство незащищённости… Я начал бояться, что это может произойти и в России и даже в нашем городе. Конечно, я никому об этом не говорил и, тем более, не разговаривал об этом со взрослыми. Потому что подросток, озадаченный проблемой мирового терроризма, это, мягко говоря, странно».

Уверен, прочитав этот пост, вы теперь легко произнесете это красивое слово — «экзистенциальное». И поймете, говоря словами писателя экзистенциалиста Альбера Камю, что «без отчаяния в жизни нет и любви к жизни».

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей