9 лучших фильмов о физиках
11.11.2016
Вслед за самыми интересными фильмами о математиках, «Мел» собрал лучшее кино о физиках. Самый лучший Хокинг, кино, которое хочется пересматривать, но в котором всё равно ничего не понятно, физик, которого так и не сыграл Владимир Высоцкий, и НИИ, где измеряют душу, — в подборке кинокритика Дмитрия Карпюка.
«Детонатор» (2004), Шейн Каррут
Культовое кино, снятое за три копейки, про учёных, которые изобрели машину времени и при этом сыплют весь фильм не очень понятными для гуманитария фразами. Режиссёр и оператор Шейн Каррут сыграл одну из главных ролей, написал сценарий, музыку и смонтировал это не очень простое для восприятия кино. После просмотра картины вас не оставит ощущение прикосновения к чему-то по-настоящему умному. Один из тех фильмов, которые остаются в памяти и вызывают стойкое желание пересмотреть. Но ощущение, что после повторного просмотра всё стало ясно, так и не появляется.
«Хокинг» (2004), Филип Мартин
Телевизионный фильм с главным Шерлоком Холмсом и доктором Стрэнджем нашего времени, Бенедиктом Камбербэтчем, всё же лучше, чем унылая «Вселенная Стивена Хокинга» с получившим премию «Оскар» Эдди Редмэйном. При всей скромности и низком бюджете в «Хокинге» есть что-то от лучших и правдивых моментов классического британского телевидения. Все ещё здоровый и юный студент Оксфорда Хокинг лежит на газоне и цитирует The Beatles под звёздным небом — в пересказе звучит несколько нелепо, но это как раз одна из тех маленьких радостей, благодаря которым и получается по-настоящему достойное кино. Тем более в неблагодарном жанре «байопик». Четыре года спустя Филип Мартин с тем же сценаристом снимет ещё один фильм про физиков — «Эйнштейн и Эддингтон» с Энди Сёркисом и Дэвидом Теннантом, который смотрится уже менее интересно.
«Теория большого взрыва» (2007 — 2019), Марк Чендроуски, Энтони Джозеф Рич, Джеймс Берроуз и другие
Единственный сериал в нашей подборке, но без него мы не могли обойтись. Культовый ситком для всех фриков и гиков от мира науки и им сочувствующих, как будто бы вялотекущая, но донельзя обаятельная и забавная хроника жизни Шелдона, Леонарда, Раджеша и Говарда Воловица. Почти все они физики (кроме Воловица — он инженер), и всех их объединяет любовь к Comic Con, Стэну Ли, «Звёздным войнам» и прочим обязательным атрибутам задрота нашего времени. Схожесть с «Друзьями» не должна смущать: тут всё-таки обсуждают чуть более узконаправленные темы. Однако суть всё равно сводится к отношениям между полами — живущая по соседству красавица-официантка Пенни постоянно смущает учёные умы. В разных сезонах появляются лауреат Нобелевской премии по физике 2006 года Джордж Смут и Стивен Хокинг собственной персоной, которого Говард довольно смешно спародировал.
«Ничтожество» (1985), Николас Роуг
Фактически телеспектакль про то, как однажды ночью в гостиничном номере встречаются учёный Альберт Энштейн, актриса Мэрилин Монро и главный американский борец с коммунистической чумой, сенатор Джозеф Маккарти. Ни один из них при этом не назван своим именем. Здесь, конечно, прекрасны сексапильная Тереза Рассел и неузнаваемый Тони Кертис, но все внимание по праву достаётся Эйнштейну (Майкл Эмиль). Впрочем, не стоит забывать Гэри Бьюзи в роли мужа актрисы и героя боевиков класса «b» Патрика Килпатрика в образе шофёра. В разговорной и, как и всегда, потрясающе смонтированной картине Роуга («А теперь не смотри», «Человек, который упал на землю») поднимается множество животрепещущих и острых тем, в том числе о человеческой подлости и теории относительности. Но главное там всё-таки — ядерный финал. Его забыть попросту невозможно.
«Девять дней одного года» (1962), Михаил Ромм
Шедевр в девяти главах о судьбе физика Дмитрия Алексеевича Гусева (Алексей Баталов), который любит Лёлю (Татьяна Лаврова) и дружит с брюзжащим коллегой-скептиком Ильёй Куликовым (Иннокентий Смоктуновский), но больше всего желает разгадать тайны атома. Фильм снят и сыгран с тем же градусом поэтичности, что и «Летят журавли» Михаила Калатозова. Особого упоминания достойна операторская работа 32-летнего Германа Лаврова, вызывающая в памяти фильмы Фрица Ланга и Сергея Эйзенштейна. Каждый из девяти дней, составляющих фильм, можно смотреть по отдельности, каждый кадр достоин отдельной рамки. Смешные спорщики-учёные Михаила Козакова и Евгения Евстигнеева и замечательные сцены в ресторане и на танцполе оттеняют пронзительность фильма, которая удивительным образом до самого финала не переплавляется в пафос. Очевидно, что получивший смертельную дозу рентгена Гусев не выживет, но до самого конца не потеряет оптимизма и чувства юмора. Как как он написал своим друзьям: «Давайте успеем махнуть в «Арагви».
«Здравствуй, это я!» (1965), Фрунзе Довлатян
Два физика, Артём Донвелян (Армен Джигарханян) и Олег Пономарёв (Ролан Быков), пронесли свою дружбу и чистую любовь к науке через годы. Артём потерял любимую (Наталья Фатеева) на войне, но после возвращения из Еревана в Москву встречает девушку Таню (великолепный дебют Маргариты Тереховой), которая его хорошо помнит и для которой он много значит. Армянская картина-воспоминание о настоящей любви и дружбе, войне и науке, прекрасный образец советской новой волны, полный светлой печали и напоминающий в одинаковой степени фильмы Хуциева и Антониони. Чего стоит одна только сцена, где Таня преследует Артёма на московских улицах. Впрочем, в фильме есть место и комическому: «Это правда, что ваши лучи могут разрезать пополам корабли капиталистических стран?» — задаёт вопрос девушка во время посещения ереванского НИИ. «Почему ваша гора называется Горой очарования и разочарования и что у вас бывает чаще?» — интересуется другая. «Конечно, очарование», — отвечают ей физики-лирики.
«Иду на грозу» (1966), Сергей Микаэлян
Ещё одна поэтичная ласточка 60-х, на сей раз по одноимённой книге Даниила Гранина, и вновь история двух друзей-физиков: забавного своей наивностью «тяпы» Сергея Крылова (неожиданный блондин Александра Белявского) и самоуверенного нагловатого донжуана Олега Тулина (Василий Лановой). Оба они увлечены проблемой укрощения грозы и мечтают гонять наперегонки с молниями. После того как Крылова прокатит по ночному Петербургу на мотоцикле прекрасная незнакомка (Жанна Прохоренко из «Баллады о солдате»), ему станет чуть сложнее сосредотачиваться на способах расщепления атома. Затем он и вовсе предпочтёт работе под началом гениального наставника, обогнавшего своё время профессора Данкевича (великий Ростислав Плятт), кругосветное плавание. Когда Крылов вернётся, полный впечатлений от зарубежной жизни и обросший модной шкиперской бородой, будет слишком поздно — профессора уже похоронят. Крылов окажется заперт в кабинете, под ярмом престижной «руководящей должности», но Данкевич всё же не ошибся — пламень первооткрывателя в глазах Крылова так просто не погасить. В сюжете встретится не одно, а сразу несколько предательств, но раскрывать все тайны и называть всех негодяев этой увлекательнейшей приключенческой драмы, местами напоминающей романы Александра Беляева, было бы преступно. Обратите внимание на Анатолия Папанова в узнаваемом амплуа ворчливого добряка, руководящего лабораторией, и Павла Луспекаева в роли сурового, но справедливого министра.
«Ещё раз про любовь» (1968), Георгий Натансон
Экранизация пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» с его возлюбленной и будущей женой Татьяной Дорониной в роли стюардессы Наташи и Александром Лазаревым в роли физика с футуристическим именем Электрон. Их роман будет полон страсти и ревности, а закончится трагедией. Одна из самых пронзительных и стильных любовных картин советского кино с трогательной песней про солнечного зайчика на стихи Роберта Рождественского, съёмки которой едва не запретили из-за «аморальности» сценария. Известно, что на площадке Лазарев сильно робел перед Дорониной, но попробуйте разглядеть в кадре хоть что-нибудь, кроме пробегающих между ними волн сексуальной энергии. За научную составляющую отвечает возня Электрона в лаборатории и его коллега, завистливый горе-учёный «Топтыгин» (Михаил Ширвиндт). В 2002 году был снят ремейк Веры Сторожевой «Небо. Самолёт. Девушка» с Ренатой Литвиновой, но их, конечно, не стоит сравнивать.
«977» (2006), Николай Хомерики
Сдержанный, прозрачный и очень уютный фильм о создании аппарата по измерению души в некоем загадочном НИИ, куда приезжает работать кандидат наук из Новосибирска (Фёдор Лавров). В камео появляется режиссёр Лео Каракс, роль лаборантки играет его жена Екатерина Голубева, пять лет назад покончившая с собой. Очевидны параллели с Тарковским, а в финале герои даже смотрят «Девять дней одного года». Но это тот пример фестивального кино, где режиссёр не пытается засыпать зрителя ворохом культурных аллюзий, а создаёт своё кино с неповторимой интонацией и настроением, где многое остаётся за кадром. Но то, что есть в кадре, надолго отпечатывается в памяти.