Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Но наверняка писать конспекты и заучивать даты ему не нравилось так же сильно, как и современным школьникам. Учительница литературы Татьяна Наумова рассказывает, как вывести учеников из состояния скуки и добавить в изучение классики немного праздника и блёсток.
Когда я посмотрела фильм «Величайший шоумен», он вверг меня в пучину профессионального кризиса. Нет, вовсе не потому, что я осознала, что всю жизнь мечтала укрощать львов.
Фильм рассказывает про человека, который создаёт цирк своей мечты. И он великолепен. Блеск, золото, огни, концентрат счастья! А в учительской работе всегда нарушен баланс между этим праздником и буднями. Ты ходишь на работу и гораздо чаще, чем удачное жонглирование, наблюдаешь, что шарики валятся на пол, слон сбежал и топчет кого-то в углу, а тигры просто ковыряются в мясе, а не стремятся прыгать по тумбам.
Речь, конечно, пойдёт не о тиграх и не о выступлениях. Она о том хрупком ощущении праздника, которое часто теряется за чередой обязательных заданий, и о том, как его вернуть. Понятно, что перечень моих приёмов очень краткий. И очень примерный. Каждый из нас делает это по-своему. Просто так здорово и важно, что мы всё время чему-то учимся и открываем новое. И иногда выходим из класса с чувством, как будто нас осыпали блёстками и дали сладкую вату.
1. Проводите нетипичные контрольные
Например, всем нужно писать контрольные. Но они неинтересные. Мне кажется, что вид листа с заданиями — это вообще очень гнетуще. Ты смотришь на лист, лист глядит на тебя. Вы оба придавлены объёмом и ожиданиями.
А если разрезать лист по заданиям? Сделать не n вопросов на одном большом листе, а маленькие листочки с одним заданием? Можно эти листочки начать чем-нибудь подбадривающим: «Задание 6?! Ты уже тут — и так быстро! Отличный результат». Ученик получает листочек с заданием только после выполнения предыдущего. Задания, разумеется, идут от простого к сложному, поэтому скорость выполнения достаточно высокая, у ребенка ощущение успеха, несмотря на передвижения по классу, атмосфера рабочая и сосредоточенная.
Лучшей частью этой контрольной я считаю последнее задание. Просто написать на листочке: «Задание № 8. Отличная работа! Спасибо за контрольную! Отдыхай». Меня очень тронуло, что дети после контрольной попросили оставить листочки себе. Мы ведь очень часто забываем, что после любой сложной работы ждём похвалы и одобрения и контрольная не исключение. Понятно, что ещё будут результаты и комментарии, но ведь человек старался и делал, и так важно отметить его труд.
2. Создавайте карты произведений
Хорошим (хотя и требующим некоторой подготовки) способом проведения урока я считаю рисование карт. Множество произведений школьной программы строятся по принципу road movie — перемещение из точки А в точку Б. Возможно, автор даже хотел им что-то сказать! Но запомнить это трудно, особенно если сейчас автор описывает ту берёзку, которую упоминал 30 страниц назад. Но ведь есть вариант взять ватман и составить карту передвижений героев.
В зависимости от количества детей в классе можно либо работать по группам (у каждой свой кусочек текста, она его досконально изучила и готова блеснуть), либо рисовать всем вместе. Каждому важен свой кусочек, поэтому подробная проработка важных эпизодов присутствует. Да и рисовать интересней, чем писать: «Пётр Андреевич Гринёв вместе со своим слугой приезжают в Белогорскую крепость. Белогорская крепость выглядит так…»
Мне очень нравится, что в картинках (даже если с рисованием не очень) проявляется личное отношение к произведению
Если герой мерзкий, то он и нарисован примерно никак. А если речь идёт о пушистом олене, то видно, что он заслужил 20 минут проработки великолепных рогов.
Карта может существовать в различных плоскостях и быть как настольным, так и настенным произведением. Понятно, что тут речь идёт о тонком балансе между детскими интересами и изучением текста. Но его можно найти, и это, как правило, не вызывает сложностей.
3. Рисуйте комиксы
Комиксы захватили мир. Мне кажется, нам следует смириться, что все эти великолепные книги, где картинок больше, чем текста, будут становиться всё популярнее.
У комикса есть важное достоинство: он вычленяет основное и дополняет это диалогами/монологами/размышлениями. Очень часто ребёнку на странице кажется важным либо абсолютно всё, либо совсем ничего. Тут комиксы и становятся отличным учебным материалом.
Представьте, что вам нужно нарисовать страницу из «Заячьих лап». Текст у Паустовского достаточно сложный и плотный, но ты же художник! Что ты выберешь для 4–6 квадратиков на листе? Да, надо уместить текст. Да, придётся перечитать страницу несколько раз, потому что если добавить цвет, то нужно точно помнить, что там было написано на вывеске и в каком доме жил доктор. Да, это, вообще-то, серьёзная и важная работа. Кажется ли она такой? Нет, потому что ты рисуешь комикс. Официально! И тебя за это ещё и похвалят!
4. Пишите иллюстрированные конспекты
Сложно переоценить важность конспекта, потому что это трудоёмкий, но очень эффективный способ для запоминания. Понятно, что если мы работаем с длинными текстами или с набором теоретических понятий, то нужно всё это разложить в голове. Желательно — надолго. Желательно — с наименьшим количеством страданий.
Я думаю, что никто из нас не стремится сделать из детей таких механических людей, которые выдают тонны информации, не вникнув в неё. Она требует освоения и присвоения. Я считаю необычайно важным момент, когда ребёнок находит в материале что-то своё. Оно может быть разным, но это искра, из которой потом всё разгорится (а заодно и запомнится). Понятно, что мы сейчас опять говорим об эпохе визуального. А плотный лист текста не выглядит симпатичным и лёгким. Поэтому что? Добавим иллюстративности.
5. Делайте интеллект-карты
Интеллект-карты — это вид записи информации, когда мы располагаем её от к центра к краям. Чем ближе к краю, тем больше она дробится. Этот способ позволяет делать записи более схематично и подстраивать их под себя.
Работа над ними не скучная, потому что мы широко используем ассоциации, громко спорим и ищем вместе. Я схематично делаю некий костяк. Но в лучшие дни мои скелеты сильно меняются, а иногда вообще отвергаются, потому что ученики нашли свой способ: «Татьяна Сергеевна, но так лучше!»
Я очень люблю, когда роль руководства ослабевает и мы вместе ищем способ, как сделать лучше. Мне кажется, это бесценно — работать над интересной вещью с интересными людьми.
Иллюстрации: Shutterstock (Eugene Ivanov)