6 июля — день рождения одного из самых известных художников XX века, уроженца Российской империи Марка Шагала. «Прогулку» и «Над городом» мы все хорошо помним, а вот о его гипнотических витражах мало кто знает. К 135-летию мастера рассказываем о самых знаменитых витражных проектах Шагала — сегодня почти все они открыты для обозрения.
Заказ будет выполнен через 10 лет
Большую часть жизни Марк Шагал провёл перед холстами, занимаясь живописью, а не сложными форматами и инсталляциями. Но в 60 лет он неожиданно увлёкся витражами — к особенной радости всех потенциальных заказчиков.
Работа над первой серией из 19 витражей, которые Шагал взялся сделать для собора Святого Стефана во французском городе Мец, заняла 10 лет.
В соборе, если смотреть издалека, цветные окна выглядят как типичное украшение готических храмов. Вблизи же безошибочно угадывается автор ветхозаветных сюжетов — стилистка Шагала всегда была где-то за рамками традиционализма.
Скромный подарок еврейскому народу
Вторая большая работа мастера стала символической для него самого. Еврей, воспитанный в традициях иудаизма, в детстве читавший Тору и Талмуд, ставший художником вопреки желаниям отца, он никогда не позиционировал себя как человека верующего. И всё-таки и творчество, и жизнь Шагала были проникнуты сильным религиозным чувством.
Приступая в 1959 году к работе над 12 витражами для синагоги в больнице «Хадасса» в предместье Иерусалима, Шагал был очень воодушевлён. «Все время, пока я работал, — рассказывал художник, — я чувствовал, что мой отец и моя мать смотрят из-за моего плеча, а за ними — те миллионы евреев, которые исчезли недавно и тысячи лет тому назад».
Работа шла два года. Витражи экспонировалась в Париже с июня 1961-го по февраль 1962 года, а затем были перевезены в Израиль. За шедевр «Хадасса» ничего не заплатила. «Это мой скромный подарок еврейскому народу, который всегда мечтал о библейской любви», — говорил Шагал.
Панно посвящено 12 коленам Израилевым — потомкам сыновей патриарха Иакова. Каждому из колен соответствует свой символ: на разноцветных витражах в «Хадассе» есть рыбы, птицы, животные, растения. Все витражи отсылают к канонам иудаизма, но есть на них и реалистичные детали — запечатленные художником воспоминания о детстве, о старых еврейских кладбищах на территории Украины и Беларуси.
По соседству с Матиссом
Работа Шагала в США началась с заказа семьи Рокфеллеров, которые пожелали оформить витражами сначала одно, а затем и все окна своей фамильной церкви в Покантико-Хиллз. Все, кроме одного, в котором уже был витраж работы Анри Матисса.
Главной работой Шагала для Покантико-Хиллз стал «Добрый самаритянин» — его установили в церкви в 1964 году. За ним последовали еще восемь витражей, и сейчас интерьер церкви доступен всем желающим.
Витражи для Рокфеллеров стали первым, но не последним американским заказом: один из немногих «нецерковных» витражей художника размещён в приёмном зале Генеральной Ассамблеи ООН. Это громадное «Окно мира» высотой почти 3,5 метра. Оно посвящено памяти генерального секретаря организации Дага Хаммаршёльда, который погиб в авиакатастрофе в 1961 году.
Витраж для Сары в графстве Кент
Поработав с витражным комплексом для больницы «Хадасса», Шагал начал искать церковь, в которой мог бы расписать все окна. В то же время самого Шагала искали английские аристократы Голдсмиты, которые хотели заказать художнику несколько витражей для церкви Всех Святых в деревне Тудли, графство Кент.
Шагала они выбрали не случайно: дочь Голдсмитов, 21-летняя Сара, была его страстной поклонницей. За несколько месяцев до первого разговора Шагала и Голдсмитов девушка трагически погибла, утонув во время катания на парусной лодке. В итоге Сара стала героиней одного из витражей церкви, да и для Шагала работа стала очень личной и заняла 15 лет.
Побывав в Тудли, художник был восхищён обилием естественного освещения, что выгодно отличало церковь Всех Святых от синагоги «Хадассы», усеянной электрическими лампами. Именно в Тудли Шагал применил новую технику нанесения краски на стекло, разработанную его помощником Шарлем Марком. Она позволяла наносить больше цветов, при этом оставляя стеклом незамутнённым, прозрачным, светящимся.
Зелёное окно Христа
Самые «портретные» витражи Шагал создал для церкви Фраумюнстер в Цюрихе. В 1967-м в городе проходила большая персональная выставка художника — она произвела исключительное впечатление на горожан. Тогда и возникла идея пригласить Шагала для росписи прозрачных окон одного из скромных соборов в центре города.
Трудность заключалась в том, что окна в Фраумюнстер необычайно узкие, шириной всего 1 метр при высоте в 10 метров. Шагал нашёл выход и посвятил каждый из пяти витражей одному из библейских персонажей. Так появились, в частности, окно Моисея, окно Иакова, окно Христа. Последнее — в зелёных тонах.
Древо жизни в натуральную величину
Самым большим европейским витражом Шагала стало окно «Мир», установленное в францисканской часовне во французском Сарбуре. Его габариты и правда впечатляют: высота — 12 метров, ширина — 7,5 метра. Часовня — единственное, что осталось от огромного монастыря, снесённого к моменту создания витража. Вообще-то и сам «Мир» появился в часовне как следствие разрушений: им заменили сломанную стену.
В основе композиции — громадное разноцветное древо жизни. В центре — Адам и Ева, окружённые ветвями.
Действительно… .