Среди представителей поколения миллениалов довольно много людей, которые не хотят взрослеть: даже после 30 они продолжают читать комиксы, рисовать супергероев, носить уши Микки-Мауса и веселиться в Диснейленде. Но почему их все ненавидят? Попробуем понять. И простить.
Кто такие «диснеевские взрослые»
В 2019 году в соцсетях появился пост, автор которого призывала запретить «миллениалам без детей» посещать тематические парки Диснея.
«Диснейуорлд — это СЕМЕЙНЫЙ парк развлечений. И все равно ИНФАНТИЛЬНЫЕ миллениалы ТРАТЯТ ВСЕ СВОИ ДЕНЬГИ НА БЕСПОЛЕЗНЫЙ ХЛАМ!!!» — было написано в публикации. После того как цитаты из этого поста разлетелись по интернету и получили одобрение многих людей, взрослые фанаты Диснея стали одной из самых ненавидимых социальных групп.
Если вы смотрите англоязычных блогеров или следите за мемами в американском TikTok, то, скорее всего, не раз слышали словосочетание Disney adult. Эта фраза кажется безобидной, но на самом деле выражение «диснеевский взрослый» — это оскорбление.
«Диснеевский взрослый, — сообщает словарь интернет-сленга Urban Dictionary, — как правило, миллениал, который испытывает сильную любовь к продуктам компании Уолта Диснея и готов поддерживать ее финансово или иным образом, в чрезмерной степени. Диснеевские взрослые известны тем, что постоянно посещают Диснейленды, даже если у них нет детей».
К слову, парки Диснея изначально создавались как раз для взрослых. По легенде, однажды Уолт Дисней гулял с дочерьми, ему в голову пришла идея построить парк развлечений, где на аттракционах смогут прокатиться не только дети, но и их родители. И так совпало, что самым первым посетителем Диснейленда стал именно взрослый — 22-летний студент из Лос-Анджелеса Дэйв Макферсон.
«Всем, кто пришел в это счастливое место: „Добро пожаловать!“ Диснейленд — это ваша страна. Здесь воскресают прекрасные воспоминания стариков, и здесь молодые могут вдохнуть вызов и обещания будущего…»
Уолт Дисней, на открытии первого Диснейленда 17 июля 1955 года
По словам «библиотекаря мемов» Аманды Бреннан, расцвет культуры Disney adult произошел благодаря микроблогам на платформе Tumblr. Изначально это были группы, посвященные диснейбаундингу — косплею диснеевских персонажей в повседневной одежде. Бреннан называет диснейбаундинг одним из первых трендов для взрослых фанатов Диснея, привлекших внимание пользователей интернета.
Хотя в течение 2010-х антидиснеевские настроения продолжали нарастать, термин Disney adult не входил в обиход примерно до января 2020 года, когда на Reddit появился пост с заголовком «Диснеевские взрослые хуже, чем любая другая кринжовая группа людей». Автор писал: «Все жалуются на фанатов k-pop или подростков, которые одержимы каким-либо музыкантом, но мы никогда не говорим о взрослых фанатах Диснея… Тебе 30, в тебе нет духа Золушки».
Почему их ненавидят
Отчасти негативная реакция на проявление взрослыми любви к персонажам Disney связана с тем, что к 2010-м большинство миллениалов уже достигли совершеннолетия и финансовой независимости, при этом став первым поколением, принявшим активное участие в онлайн-фэндомах. Люди старшего возраста начали осуждать миллениалов за безрассудную трату денег, а те, кто был младше, смеялись над их внешним видом, эмоциональностью и преданностью мультикам для детей. Еще до появления Disney adult в интернете подшучивали над взрослыми из другого популярного фэндома — фанатами Гарри Поттера. Их прозвали Potterheads, или «поттероголовыми».
Показательно, что само оскорбление Disney adult появилось именно в 2020 году, на пике пандемии, когда парки Диснея, как и все общественные места, были закрыты. Фанаты жаловались в социальных сетях, как им не хватает Диснейлендов, и требовали их открытия. В контексте пандемии, которая на тот момент унесла жизни сотен тысяч людей по всему миру, это желание многим казалось неуместным.
Так, волна гневных комментариев обрушилась на видео в TikTok, где женщина плачет в парке Диснейуорлд. Клип был опубликован в марте 2022 года, и на данный момент его посмотрели уже около 4,2 миллиона раз.
«Пора рыдать. Впервые вижу замок Золушки в Magic Kingdom своими глазами» — гласит подпись к клипу, который опубликовала @Jordan.Jacee.
20-секундное видео вызвало целую волну реакций и пародий. Люди удивлялись, как замок в тематическом парке для детей может вызвать у взрослой женщины такую бурную реакцию:
«Я видел этот замок, когда мне было 4 года, и даже тогда так не реагировал», — написал один из комментаторов.
«Родильное отделение Волшебного королевства»
Наверное, почти все слышали историю про первого ребенка, рожденного на территории парка Диснейленд. По легенде, 4 июля 1979 года недалеко от Мейн-стрит США — первой тематической площадки рядом с входом в парк — у Розы и Элиаса Сальседо родилась дочь Тереза, которой подарили лайфтайм-пасс — возможность всю жизнь посещать Диснейленды бесплатно. Конечно же, нашлись люди, для которых эта новость стала призывом к действию.
«Пытаюсь родить в парке Дисней, чтобы наш ребенок получил лайфтайм-пасс»
Конечно, большинство таких постов — шуточные, но реальные роды происходили в парках Диснея по крайней мере трижды. К сожалению, ни один из этих младенцев не стал обладателем заветного лайфтайм-пасс. Оказывается, это просто миф — такого сертификата не существует. А Терезе Сальседо на самом деле вручили «Свидетельство о рождении в Диснейленде № 1», которое не дает его владельцу никаких особых привилегий.
Популярность видео на тему родов в Диснейленде привела к тому, что 3 января 2024 года на сайте Mouse Trap News («Новости мышеловки») была опубликована статья с заголовком «Теперь женщины могут рожать в Диснейуорлд». В ней утверждалось, что в парке Диснейуорлд открылось новое «Родильное отделение Волшебного королевства» с видом на замок Золушки, где готовы принимать роды у беременных посетительниц парка. Согласно Mouse Trap News, стоимость родов в парке Диснея составляет пять тысяч долларов, не считая цену входного билета.
Эта новость попала в New York Post и даже в выпуск телепередачи Saturday Night Live, но оказалась просто шуткой — сайт, на котором эта информация появилась впервые, позиционирует себя как «лучший в мире сатирический сайт с фальшивыми историями о парках Диснея». Поэтому будущие мамы, желающие организовать роды в парке развлечений, были вынуждены приберечь свои пять тысяч долларов до лучших времен.
Но, наверное, главная причина для критики диснеевских взрослых — это сам факт поддержки корпорации «Дисней»
Весь образ жизни Disney adult по сути построен на потреблении и преклонении мегакорпорации. Иногда степень преданности диснеевских взрослых напоминает культ или общество из антиутопии.
Они готовы тратить от 2 до 6 миллионов долларов за дом в элитном жилом квартале «Голден Оукс» на территории парка Диснейуорлд. Те, у кого не получается приобрести там недвижимость, готовы превратить свой дом в продукт компании «Дисней».
В 2023 году журнал Variety опубликовал статью «Чистосердечное признание диснеевского взрослого», где автор делится советами, как принести частичку Диснейленда в свой дом: «Я наполнила свою лондонскую квартиру — и гардероб — всеми вещами фирмы „Дисней“. Вот чайник из костяного фарфора миссис Поттс из токийского Диснейленда; замок Золушки Lego стоимостью 400 долларов, который мы с мужем построили на мой 30-й день рождения; рюкзак Baymax, который я купила в магазине Disney в Шанхае (он, кстати, собирает больше комплиментов, чем любая дизайнерская сумочка)».
Почему взрослые тратят на продукцию компании «Дисней» столько денег
Мемы и пародии создали стереотипный образ диснеевского взрослого — эмоционального, иногда даже истеричного человека, склонного к ностальгии и полностью разделяющего ценности капиталистического мира. Но, как и в ситуации с любыми стереотипами, этого недостаточно, чтобы объяснить причину зависимости от продуктов компании «Дисней».
Многие люди считают, что диснеевский взрослый — это психологическое заболевание. В интернете даже существует термин Disney Obsession Disorder (DOD) — расстройство одержимости Диснеем. Онлайн-портал о психологии PsychReel утверждает, что это заболевание сопровождается такими симптомами, как депрессия, тревожность, апатия, с одной стороны; восторг и радость, которые проявляются при посещении Диснейлендов, — с другой.
Профессор религиоведения Джоди Эйхлер-Левин в июне 2022 года решила заступиться за взрослых фанатов Диснея. Она опубликовала серию твитов с призывом перестать считать феномен диснеевских взрослых заболеванием. Эйхлер-Левин утверждает, что по своей силе присутствие Диснея в жизни таких людей напоминает религию.
«Может быть, сами идеи, которые стоят за мультяшной мышью, приносят им радость. Может быть, это единственное место, где их родители когда-либо были счастливы. Или да, может быть, они эгоисты. Но если мы оцениваем религию по ее влиянию на жизни людей, то Дисней — такая же религия, как и все остальные. Это, по крайней мере, место, наполненное смыслом и человеческим общением (…). Отрицать это только потому, что это „детские штучки“, унизительно для детей, которые сами являются проницательными людьми».
Ее главная мысль заключалась в том, что диснеевский фэндом по своей сути гиперкапиталистичен — как и все стороны современной жизни. «Мы не должны винить потребителей за то, что они потребители, — говорит она, добавляя: — Когда мы патологизируем этих людей, мы называем нормальную радость и горе, человеческие переживания чем-то болезненным».
Получается, что вина за чрезмерную любовь к Диснею лежит на самой компании «Дисней». За душевными и поучительными мультфильмами стоит многомиллионная корпорация, главная цель которой — получение прибыли. Но в американской культуре слово «Дисней» уже стало синонимом слова «детство», поэтому влияние этой компании вряд ли уже когда-нибудь ослабнет.
Мало того, что дети для компании «Дисней» — это просто потребители, которых с пеленок приучают к материализму, корпорация не упускает возможности поэксплуатировать еще и взрослых. Ностальгия — это повод отвлечься от проблем и трудностей взрослой жизни и снова почувствовать себя беззаботным. Но для мегакорпораций это способ убедить человека, что только покупка и потребление их товаров может принести это заветное счастье.
Текст написан по материалам Rollingstone, WDW-Magazine, Disneydining.com.
Фото на обложке: Fabian Centeno / Unsplash