«О чём говорить с детьми, как им помочь?» Директор школы «Летово» Михаил Мокринский — о воспитании и ценностях
«О чём говорить с детьми, как им помочь?» Директор школы «Летово» Михаил Мокринский — о воспитании и ценностях

«О чём говорить с детьми, как им помочь?» Директор школы «Летово» Михаил Мокринский — о воспитании и ценностях

Ксения Кнорре Дмитриева

7

16.11.2022

Российская школа «Летово» заняла первое место в мировом рейтинге школ, работающих по программе международного бакалавриата (IB) — более 2000 вузов по всему миру засчитывают диплом IB в качестве вступительного испытания. Вот только как говорить с детьми о том, что в этом мире происходит? И как не запутаться самим? Размышляет директор «Летово» Михаил Мокринский.

«Позиция морального судьи с дивана»

Есть разные способы трактовать происходящее. Я отношусь к историческим событиям как к сочетанию тектонических процессов: в истории так происходит потому, что так происходит. И первая задача школы в любых обстоятельствах — чтобы ребенок понимал, что знание (или, по крайней мере, гипотеза) о том, что происходит, должно быть глубоким и позитивным: он должен искать в этих событиях возможность на них позитивно влиять.

Вторая задача — необходимо помочь ребенку найти себя в этих событиях. Он может спрятаться, может занять позицию, которую очень любят иногда занимать студенты-гуманитарии — позицию морального судьи с дивана: «Я ничего не сделал и не знаю, что сделать для решения этой задачки, но у меня есть мой голос, и я с ним к вам пришел». Я наблюдаю эту позицию у многих поколений молодых ребят. Они искренне хотят, чтобы что-то менялось и улучшалось, но также искренне считают, что все должно зависеть от их просто высказанного мнения, а не от умения вложить труд и силы. «Я приду проголосовать, приду обсудить — да. А разбираться в том, как это работает и как это можно поменять — нет, мне не до того».

Михаил Мокринский с учениками школы «Летово». Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Но мне кажется, что готовность осознанно вкладывать свои знания и силы в позитивные изменения общества и есть то, что называется гражданской позицией, вне зависимости от того, в какой степени зрелости пребывают гражданские институты. Вокруг ребенка есть социум, в котором это есть, а вот этого нет; есть традиции, в которых это осмыслено, а это нет; это может быть следующим шагом, а это нет. Он обязан это понимать, обязан видеть это и идти туда, где есть возможность не сидеть пригорюнившись и смотреть со стороны, а преобразовывать. Он идет туда, где применимо то, что он умеет делать.

А тектонические процессы тектоническими процессами. История живет своей жизнью, культура — своей, и в них всегда есть точки роста и возможности.

«Возможности точно есть, всегда»

Наш выпускник — это человек, способный в любых обстоятельствах позитивно влиять на происходящее. Такие возможности были и в ленинградскую блокаду, они были в самые сложные исторические периоды, так было и будет в любой исторической и бытовой ситуации, когда ты отвечаешь за то, что так сложно, что невозможно. Когда над тобой стоит начальник, с которым ты не согласен. Когда все против тебя. Когда ты попадаешь в условия, в которых тебе надо делать выбор, и рядом с тобой другие люди, которые тоже делают свой выбор, в том числе и тот, что тебе не нравится. Это все абсолютно нормальные ситуации, и исторические, и бытовые.

Можешь ли ты не просто отстаивать свои убеждения и высказывать свои суждения, но делать это, объективно оценивая ситуацию, в которой находишься ты, находятся твои собеседники? Если ты делаешь это для самовыражения, у тебя будет каждый день сто поводов совершить ошибку. Если ты делаешь это для улучшения ситуации, ты выбираешь тот позитив и тот конструктив, на который ты сегодня способен и который будет воспринят окружающей действительностью.

Такие возможности точно есть всегда. Не нашел их — иди в учителя. Работая учителем, ты всегда вкладываешься в то, каким будет следующий цикл развития. А следующий цикл точно будет, и на нем будут нужны все те ценности, которые тебе передали твои родители, учителя, которые ты приобрел в течение жизни, — этот спрос никуда никогда не денется.

«С детьми надо говорить о них самих»

О чем сегодня говорить с детьми, как им помочь? Первое правило — всегда говорить о них самих. Это необходимо, ведь до того как ты начал говорить с ребенком о нем самом, о том, что для него важно, не возникнет того общения, основанного на доверии и раскрытии, без которого дальше двигаться невозможно. А дальше говорите о том, что может быть сделано позитивного в данных обстоятельствах.

В большом мире вокруг наших учеников есть те вещи, о которых нужно и можно много говорить, а есть какие-то внутренние табу для школы. Какие? У семей есть иногда нечеткие, а иногда и очень отчетливо сформированные ценности, часто контрастно разные. Задача школы — не допустить накала взаимодействий, при которых ребенок транслирует семейную позицию и она кого-то может оскорбить, или ситуации, когда кто-то строит обсуждение или взаимодействие исходя из принципа «мы молодцы, за нами приоритет, а вас мы слушать не будем и будем всячески игнорировать».

Нужно выстраивать треугольник: моя позиция, твоя позиция и позиция сообщества

В позиции сообщества должны быть найдены какие-то приоритеты и принципы, вокруг которых происходит объединение. Иногда это бывает идеология, но это способ выражения политической воли в более или менее хорошо организованных больших группах населения. Сегодня с идеологией плохо, даже постмодерн рассыпался, а делать идеологию из кусочков либерализма, консерватизма и массовой культуры — плохая затея.

Школа «Летово». Фото: Александр Щербак / ТАСС

Когда речь идет о традиционных ценностях, то скорее это разговор не об идеологии, а о культуре. Принадлежность к культуре, в которой есть элементы устойчивости, взаимного узнавания и опоры, — это важная история. Ребята сами охотно выбирают эту историю как способ консолидации. Достаточно сказать, что они чаще всего поют вместе: до сих пор доминирует конь, с которым «мы пойдем по полю вдвоем». Это тональность, которая объединяет почти всех ребят этого возраста. В «коне» есть такой романтический флер, недосказанность, свойственная этому возрасту. Это безвременный «конь», его можно петь в любое время. В песне есть что-то отчасти эскапистское — уйти в какие-то дальние сферы, но и найти ноту, с которой ты возвращаешься в действительность с внутренней гармонией и убеждением, что ты хочешь ее сохранить и распространить в окружающей тебя действительности.

«Жить в здоровой человеческой ситуации»

Что посоветовать сегодня родителям? Как всегда: жить с ребенком в доверии и открытости. То, что дальше будет происходить у него с социализацией, базируется на внутреннем человеческом здоровье. Если в семье открытые и здоровые взаимоотношения, то в ребенке есть теплота и потребность в теплоте, желание, чтобы вокруг было какое-то количество людей, с которыми ты можешь искренне, по-доброму говорить, которым можешь давать (и принимать от них) советы и помощь.

Это базовое здоровье, которое идет из семьи, а дальше, если его запас хорош, то в социуме — в школе и других формах взаимодействия — из этого выковывается и гражданское поведение, и социальный опыт, и «хочу исходное здоровье семьи нести в самые разные обстоятельства, хочу жить в здоровой человеческой ситуации».

Это, мне кажется, самая базовая история — школа на ней стоит. У меня в кабинете большое окно, в котором я черпаю бесконечные силы, потому что каждый день, особенно в дни заездов, я вижу, как обнимаются и целуются дети и родители. Даже те, от кого ты этого не ждешь, такие независимые десяти- и одиннадцатиклассники, — и вдруг ты понимаешь, что семья уже пережила подростковые конфликты, сумела избежать разрушения того, что действительно важно.

Иногда через неловкость ты видишь вот это главное: родители и дети сберегли чудесное тепло, которое они не пытаются прятать от окружающих, потому что оно само по себе так ценно, что нечего его прятать, ведь мы все понимаем, что это самое главное. Посмотришь на это — и запаса хватает на любые проблемы внутри школы, потому что они могут в любой момент вернуться к этим отношениям, опираться на них. А школа должна их поддерживать и превращать в социальный опыт. Все главное — там.

Что такое IB-школа

IB-школы работают по одной или нескольким программам образовательной системы Международного бакалавриата (International baccalaureate).

Международный бакалавриат — образовательная программа, которая готовит выпускников к поступлению в лучшие университеты мира. Более 2000 вузов по всему миру засчитывают диплом IB в качестве вступительного испытания.

Организация Международного бакалавриата (IBO) была основана в 1968 году в Женеве при поддержке ЮНЕСКО. Ее миссия — воспитание любознательной, эрудированной и неравнодушной молодежи, способной менять мир к лучшему. По результатам выпускного экзамена школьники, прошедшие обучение по системе Международного бакалавриата, получают диплом, который подтверждает их уровень знаний и готовность к обучению в зарубежных университетах. Это касается дипломов, которые выданы всеми аккредитованными школами: как государственными, так и частными школами с программой IB.

Фото на обложке: фотобанк школы «Летово»

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(7)
Юрий Никольский
Обратил внимание на:
1. «Он должен искать в этих событиях возможность на них позитивно влиять».
2. «Работая учителем, ты всегда вкладываешься в то, каким будет следующий цикл развития».
Следующий цикл развития будет повторят предыдущий? Тогда труд учителя подобен сизифову труду, о чём на https://nashedelo.ru/a/sizify-tvoryat-istoriyu
В историческом труде историка Ахиезера «Россия: критика исторического опыта» (http://4plus5.ru/ist/ahies.html) говорится о маятниковом движении России из-за сохранения культурных традиций.
Я рад, когда наша педагогика получает престижные награды, но хочется ещё, чтобы следующий цикл не повторял предыдущий, чтобы самоотверженный труд учителя не был подобен труду из легенды о Сизифе.
Angelocheck Light
Юрий Никольский
«…но хочется и т. д.» — увы, это затянется. Рамки и шоры, за которые ни шагу. И все такие долгие росказни во имя того, чтобы ничего не менять: симуляция бешеной деятельности
Анна Храпова
Очень мудрые слова! Все эти скользкие темы и вопросы очень нуждаются в таких выдерженных и осмысленных формулировках. Спасибо!
Вячеслав Алексеевич
Летова это Москва… Тогда понятно… Где Сибирь, а где Москва… У нас другой уровень жизни. Мы выживаем, а вы живете. Да же московские учителя занимают первые места " Учитель года». Наши сибиряки только призеры.
Показать все комментарии
Больше статей