Написать в блог
7 идей, что и как рисовать дома с ребёнком, чтобы это было всем в удовольствие
рисование

7 идей, что и как рисовать дома с ребёнком, чтобы это было всем в удовольствие

Учить трёхлетку композиции точно рановато
2 323
0

7 идей, что и как рисовать дома с ребёнком, чтобы это было всем в удовольствие

Учить трёхлетку композиции точно рановато
2 323
0

7 идей, что и как рисовать дома с ребёнком, чтобы это было всем в удовольствие

Учить трёхлетку композиции точно рановато
2 323
0

Как только ребёнок первый раз берёт в руки карандаш — для родителей начинается новый этап. Но если он карандаши (мелки, краски и так далее) игнорирует, родители начинают бить тревогу. Суют насильно карандаш, учат правильно держать и рисовать «правдоподобно». Не надо. Искусствовед Диана Видстром даёт несколько советов, как рисовать с детьми от трёх до семи лет и чего делать не нужно.

1. Цвет — это основа (что бы вам ни говорили!)

Да, в художественной школе вам скажут другое: основа — это рисунок. Но для восприятия и понимания искусства для дошкольников основную роль играет цвет. Как только ребёнок узнаёт, что при помощи разных цветов можно создать разные объекты, настроения и сюжеты, первый кирпич к пониманию законов живописи будет положен.

В помощь вам будут ассоциации (жёлтое — солнце, цветок, цыплёнок; синее — небо, море) и характеристики цветов (серый — хмурый, красный — горячий, белый — чистый). Выберите из палитры один цвет (любимый ребёнка) и объясните, как от перемены тона меняется настроение рисунка. Это будет не только важный урок рисования, но и возможность передать чувства и эмоции.

Например: когда небо светлое, хорошая погода и все улыбаются. Когда небо тёмное, хмурое, значит скоро будет дождь и все прячутся по домам. Детям постарше уже можно объяснять законы светотени на примере сопоставления «тёмное — светлое»: когда источник света падает на одну сторону объекта, противоположный оказывается в тени.

2. Смешивайте цвета и складывайте бумагу

Простое и весёлое задание, которые любят все маленькие дети. С помощью густых красок (подойдут темпера, акрил, гуашь или, ещё лучше, пальчиковые краски) экспериментировать со смешением цветов. Жёлтый плюс синий — зелёный, красный плюс жёлтый — оранжевый.

Когда на листе бумаги образуется множество разноцветных клякс, сложите его пополам. Симметричный отпечаток, который получится, когда вы развернёте лист, напомнит психологические тесты на ассоциации. Спросите ребёнка, что он видит. Этот фокус точно увлечёт его на некоторое время.

3. Рисуйте в круге — это лучшая фигура

Нарисуйте на листе круг при помощи циркуля (или от руки). Предложите вместе порисовать внутри. Круг образует законченную композицию и вызывает базовые ассоциации: солнце, колесо, человеческое лицо.

Рисовать лица вообще отличное занятие: помогает распознавать эмоции и развивает ассоциативное мышление. Эта идея не только для детей, но и для взрослых: изобразите вместе с ребёнком, каждый на своём листе, радость, печаль, злость, обиду.

Помните про свойства цветов, связанные с чувственным восприятием? Злость часто изображают алым красным, а печаль — синий. Это задание помогает ребёнку разделять своё «я» и эмоции, которые он испытывает.

Маленькие круги также пригодятся в «прокачке» ассоциативного мышления. Из двух кружков получаются колёса у машины, из трёх — светофор, из четырёх — гусеница. И так далее. В дальнейшем умение видеть в изображаемых предметах простые геометрические фигуры позволит ребёнку быстрее освоить законы композиции и анатомических пропорций. Круг — любимая фигура арт-терапевтов, которая помогает раскрыть самую суть скрытых тревог и выстроить поддержку самому себе, так что его функционал в рисовании не исчерпывается одними лишь ассоциативными образами.

4. Не спешите с трёхмерностью

Самое главное, чему вообще можно научить будущих художников, это воспринимать лист бумаги как пространство. Любая картина — обособленный мир. За этим, кстати, картины и обрамляли: рама — это некий барьер между нашим реальным миром и изображаемым миром на картине. Когда художники XX века убирали раму и выставляли картины на голых холстах, они хотели стереть границы между живописью и жизнью.

Пусть для начала пространство в рисунках ребёнка будет двухмерным. Можно постепенно объяснять, что при удалении от нас объекты уменьшаются: лес за домом изображается «маленьким», а дорога, уходящая вдаль, из широкой станет узкой. Таким образом мы закладываем в детях способность к пространственному мышлению.

5. Рисовать только «правильных» человечков? Не стоит

Что же делать с техническими навыками? Словом «мимесис» Аристотель в трактате «Поэтика» объяснял заложенное в искусстве стремление подражать природе. С точки зрения греческого философа, поэт или художник «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть».

Наши дети, как и все предыдущие поколения живописцев (во всяком случае, до времён авангарда), пытаются подражать окружающей действительности. В поведении — нам и своим братьям и сёстрам, в рисовании — тому, что видят сами. Поэтому учить дошкольников достоверной передаче предметов, форм или цветов нет смысла. Желание рисовать то, что ребёнок видит, в нём и так заложено. До определённого момента в нём просто нет внутреннего цензора и он не разочаровывается.

В школьном возрасте, с развитием способности чертить на глаз прямые линии и писать, ребёнок станет аккуратнее, и тогда уроки классического рисунка будут уже в тему.

6. Не бойтесь копировать. Да, так можно

Очень часто кружки по искусству для детей дошкольного возраста совмещают рисование и лепку, поделки, любого форма творчество руками. И это правильно — так дети развивают мелкую моторику и получают представление о разных техниках. Но если задача родителя — постепенно познакомить ребёнка с живописью и научить рисовать карандашами и красками, то нет эффективнее приёма, чем копировать работы художников-модернистов.

Почему модернистов? Потому что сами живописцы раннего XX века брали детские рисунки за образец непредвзятого, искреннего творчества. Нередко в западные программы по рисованию для детей от шести лет входят Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Жоан Миро, Пит Мондриан — представители совершенно разных формаций, которые стремились отыскать более чистые формы передачи художественной идеи.

Копирование их работ помогает не только научиться гармонично выбирать цвет и понять композицию, но и создавать визуальные эффекты при помощи движения кисти. Например, по репродукциям картин Ван Гога в хорошем разрешении можно проследить, как художник создавал завихрения воздуха, облака, траву или лепестки цветов — и попытаться повторить эти движения. Немного упрощают задачу и дают огромный задел для увлекательного времяпрепровождения готовые раскраски по мотивам работ художников. Такие раскраски легко найти по запросам типа «Coloring Pages of Van Gogh».

7. Не забывайте — всё это игра (хотя бы пока вы не отправили ребёнка в художку)

Помните «Маленького принца»? Дети естественным образом видят вместо шляпы — удава, проглотившего слона, это со взрослыми что-то не так. Просто купите ребёнку разных карандашей и красок и обеспечьте полную свободу — он всему научится сам.

В любом случае, какую идею вы бы ни предложили, главное, чтобы развитие этой идеи исходило от самого ребёнка. Ведь в конечном итоге, мы культивируем интерес, способность творчески мыслить и получать удовольствие от созидательного процесса.

Фото: Shutterstock (Evgeniya Yantseva, KayaMe, spfotocz, SerbBgd, Anna Kraynova)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей