К нейропсихологу или на площадку? Каким раннее развитие было раньше и почему это было лучше
Современные родители максимально вовлечены в жизнь детей: развивашки с года, безопасное пространство в квартире, на площадке — только под контролем взрослых. И, по мнению нашего блогера Евгения Ланге, гиперопека и попытки подменить естественное развитие навязанным маркетингом привели к массовым проблемам у детей.
Репетиторы вместо детских площадок
В современном мегаполисе развитием детей занимается не естественная среда — детские площадки, природа, сверстники, — а кружки раннего развития и репетиторы. Это приводит к общему функциональному недоразвитию высших психических функций.
В дошкольном развитии ключевую роль играют двигательная и социальная сферы:
- В движении ребенок знакомится с пространством, учится с ним взаимодействовать: как наступить, чтобы не упасть, как пролезть, куда прыгнуть. Так ребенок познает свое тело, его возможности и ограничения. Двигательная сфера — это межполушарное взаимодействие, регуляция, контроль и программирование действий, пространственное восприятие и многое другое.
- Социальное взаимодействие помогает ребенку научиться контролировать себя, учитывая внешние стимулы — правила игры. Дети сами договариваются о правилах: если ты их нарушил, то тебя ждет немедленный ответ на твои действия — негативные эмоции, исключение из игры, незачет результата. Мозг ребенка понимает: «Ага, я так не хочу, мне так не нравится — значит, надо поменять стратегию для достижения наилучшего для меня результата».
Если ребенок не готов к школе сенсорно и социально, он будет испытывать серьезные сложности в учебе, даже если уже умеет считать, писать и знает английский на уровне носителя.
Именно поэтому сейчас нейропсихологическая коррекция стала такой популярной — нормотипичные дети испытывают функциональные сложности с регуляцией внимания и быстро устают.
А теперь предлагаю погрузиться в ностальгические воспоминания нашего детства, вспомнить наши любимые дворовые игры и классифицировать их по принципу направленности на развитие конкретных психических функций. В конце — бонус про телевидение 90-х.
Контроль и программирование действий
Резиночки
Играли в них в основном девочки. Дети придумывали задания, в которых надо было перепрыгивать через резиночку определенным образом. По мере выполнения задания усложнялись двумя способами: «рисунком» прыжков (усложнением двигательной программы) и высотой резиночки.
Интересно, что в этой игре учитывается основной принцип нейропсихологической коррекции — от простого к сложному. Прошел уровень — значит, можешь больше, усложняем. Не прошел — остаешься на этом уровне, пока не начнет получаться.
Классики
Эта игра чуть проще, чем резиночки, с точки зрения координации движений. Но всё равно полезная: ребенку нужно соблюсти конкретные инструкции — кинуть биток, тут одной ногой, тут двумя, прыгать спиной, взять биток, не задеть линию, не упасть.
Ребенок учится контролировать свои действия и сохранять последовательность для достижения результата. Это ключевой навык в освоении школьной программы.
Дети со сложностями удержания программы последовательности действий (регуляции и контроля) испытывают сложности при письме, чтении и счете. Так что достаем резиночки и мел!
Одиннадцать
Дети стоят в кругу и кидают друг другу мяч. Тот, кто начинает, говорит «один» и кидает мяч другому игроку. Все остальные кидают мяч молча, про себя считая до одиннадцати. На одиннадцатый раз игрок должен отбить мяч в центр круга.
В случае, если один из игроков не назвал число «один», назвал не то число или не отбил мяч, он садится в круг на корточки и ждет, пока его не осалят мячом в следующем раунде.
Сабже
Водящий задает вопрос раунда, например: «Что ты любишь есть?», «Что на тебе сейчас надето?», «Как тебя зовут?». Затем водящий кидает мяч игрокам и называет варианты ответа — от абсурдных до верных. Игроки должны поймать мяч, если согласны с ответом, или отбить его водящему, если не согласны.
Если игрок поймал мяч после того, как водящий сказал «сабже», то считается, что игрок согласен с утверждением, которое было сказано до этого. Таким образом создается внешняя мотивация контролировать свои действия и быть сфокусированным одновременно на мяче и на обращенной речи. Ведь никому не хочется, чтобы еще неделю все во дворе дразнили тебя: «Сопля на ножках, которая ест какашки».
Интересна здесь еще и роль водящего. Он выполняет очень серьезную функцию. Его задача — чтобы, с одной стороны, игра была динамичной и веселой, а с другой — проходила по правилам. Поэтому не всегда можно говорить только смешные глупости. Эта роль требует серьезного контроля и развитого мышления.
Автоматизация речи через движения и чувство ритма
Считалки
«Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, всё равно тебе водить». Считалочки, помимо того что являются важным игровым и социальным инструментом принятия решения, еще и самая простая и доступная форма работы с автоматизацией экспрессивной речи (то, как мы говорим) с помощью движений.
Вспомните, как лихо мы показывали пальцем, соблюдая последовательность, выполняя тем самым программу: одно движение — одно слово. А ведь это не так просто! Соберите всю семью и попросите ребенка поиграть в считалочку. Если у него нет этого навыка, то движения и речь будут либо замедленными, либо рассинхронизированы.
Скороговорки
Скороговорки использовались детьми в качестве соревновательного элемента: «А ты вот эту сможешь? А эту?» Важно, что скороговорки нормализуют тонус артикуляционного аппарата и автоматизируют речь.
Чтобы запомнить и правильно артикулировать скороговорку, нужно понять ее смысл. Обратите внимание, что некоторые скороговорки состоят из сложных грамматических конструкций, которые современные дети не используют. Например, краткое прилагательное, отвечающее на вопрос «какова?»: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.» Или вот такие глаголы: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.»
Проведите эксперимент: спросите у вашего ребенка, что значит «чахнуть» и «сохнуть»? Вот вы уже добавили несколько слов в его активный словарь.
Стишки, присказки, анекдоты, страшные истории.
Раньше хвастались не айфоном, а знанием народного фольклора. Тот, кто принес в кампанию новый стишок-садюшку или пошлую шутку, сразу становился звездой. Вспомним парочку: «Ах ты су… Ах ты су… Ах ты супа захотела, А за лу… А за лу… А за луком ты сходила?», «Маленький мальчик нашел пулемет. Больше в деревне никто не живет». Ну и конечно, рассказы про черного-черного человека, красное пятно и зеленую пластинку.
Детские песни и джинглы
Телевидение всегда было устроено так, чтобы мы смогли запечатлеть какой-то яркий визуальный образ.
Вспомним две песни, принадлежащие разным поколениям:
- «Хорошо живет на свете Винни Пух. Оттого поет он эти песни вслух!»
- «По полям, по полям, синий трактор едет к нам…»
Обратите внимание, что «Винни Пух» сложнее. Там есть, к примеру, наречие «оттого». Понимание смысла таких предложений формирует навык серийной (синтаксической) организации речи — почему именно поет песню Винни Пух.
Поиграем в игру: я называю фильм или программу — вы вспоминаете. Вспомните вы музыкально-ритмический образ (рисунок): «Санта-Барбара», «Терминатор», «Титаник», «В мире животных». Телефонов не было, поэтому дети напевали мелодии и имитировали звуки духовых инструментов, тем самым развивая чувство ритма и оральный праксис.
А теперь вспомните слова:
- «Вечером в среду, после обеда…»
- «Я всегда с собой беру…»
- «Черный плащ! Только…»
- «Спят усталые… »
Эти песни вы точно никогда не забудете, как и заставку телекомпании «ВИД».
Не бойтесь отдать ребенку его детство. Английский и шахматы подождут. А социализация и сенсорная интеграция ждать не будут!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Сергей Соловьев / РИА Новости