От практики к идее: 5 способов активировать креативное мышление
Как рождаются идеи? Как создать что-то оригинальное, когда кажется, что каждую минуту кто-то придумывает что-то новое? Преподаватели и студенты курсов Foundation Art & Design, Pre-Foundation и Introduction to Art & Design Британской высшей школы дизайна делятся своими лайфхаками для развития креативности.
1. Не тратьте время на поиск идеи
Многие думают, что художники и дизайнеры начинают с идеи, но это не совсем так. Вернее, совсем даже наоборот: они приходят к ней через практические эксперименты. На занятиях Foundation Art & Design студенты работают в нескольких техниках, пробуют себя в разных сферах искусства и дизайна, находят творческий метод и интерес. Важно помнить, что вдохновение часто приходит уже в процессе работы.
Выпускница Foundation Art & Design Наталья Арзамасцева о своём итоговом проекте:
«Я хотела бросить некий вызов традиционному восприятию плоского изображения. Я снимала руки людей в метро на смартфон, они просто привлекли меня как объект. Потом делала очень много тестов, чтобы фотография перешла из плоскости в объект. Один из успешных тестов был, когда я распечатала фотографии и поместила их в воду. Случайно оказалось, что это были банки, в которых обычно продают консервы. Этот образ сработал, и потом я добавила к банкам инсталляцию, которая дополнила его. Я сделала его моментально узнаваемым для всех русских людей: это такой культурный код про уличную торговлю, бабулек, которые продают овощи, фрукты и консервы.
У меня получилось создать образ, который обманывает зрителя: многие морщатся, когда первый раз видят работу, им кажется, что это настоящие руки, и люди приходят в ужас. Но если всмотреться и походить вокруг работы, станет заметно, что это всё-таки плоское изображение, иллюзия».
2. Ищите вдохновение вне мира дизайна и искусства
Копировать других дизайнеров легко. Легко, увидев классный проект, сделать такой же с небольшим отличием. Задача студентов БВШД — найти собственный голос, обнаруживая вдохновение вне своей специализации, будь то мода, коммуникационный дизайн, 3D или современное искусство.
Студентка Foundation Art & Design Лиза Колмогорова, автор fashion-проекта «Parisian Fusions»:
«Идея для моего проекта родилась случайно в маленьком парке через дорогу от Нотр-Дам-де-Пари. Отправной точкой стали смешанные чувства: восхищение совершенством готической архитектуры, магия горгулий великого собора — с одной стороны, и ужас разбитых стёкол на Елисейских Полях — с другой. Работа стала воплощением контрастов сегодняшнего Парижа, слиянием разрушенной протестами и пожарами части города с завораживающей и удивительно структурированной архитектурой французского Ренессанса».
3. Ограничьте выбор
Специально закрывая часть возможностей, мы позволяем себе сосредоточиться на том, что у нас есть. Вынуждаем себя посмотреть на привычные вещи иначе, найти в них что-то интересное, использовать имеющиеся возможности по-новому. Такая работа в неожиданных техниках раскрепощает и помогает найти свою сферу интересов.
На одном из воркшопов на курсе Introduction to Art and Design студенты должны были создать картонную маску, вдохновляясь триптихом Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». В качестве примера они получили случайно выбранный увеличенный фрагмент картины и на основании его должны были разработать трёхмерную маску.
4. Не бойтесь выйти за рамки
Часто, начиная работу над новым проектом, мы думаем: а что, если у меня не получится? Вдруг я буду выглядеть глупо? Этот страх останавливает и мешает раскрыть творческий потенциал. Преподаватель курса Foundation Art & Design Шон Кэй говорит: «Наша задача — научить студентов мыслить независимо, не бояться экспериментировать, изобретать то, чего они никогда не видели. Ведь одна из ключевых характеристик дизайнеров и художников — способность изобретать новые формы, объекты, ситуации. Чтобы добиться этого, нужно выйти за рамки привычных представлений о том, что такое искусство, и думать новыми образами и формами, выйти из зоны комфорта».
Выпускник программы Foundation Art & Design Дэвид Гибсон:
«Идея моего проекта в том, что я записываю движения тела, которые не контролирую: я жду, когда что-нибудь почешется, когда я зевну или чихну. Когда я делаю движение, моя конструкция записывает его — так рисунки получаются одновременно моими и не моими. Процесс рисунка — тоже часть работы, просто показать её на экране недостаточно. При этом сам формат выходит за рамки моей зоны комфорта, но это часть проекта и курса в целом. Изначально я был против перформанса, потому что никогда такого не делал, вообще не делал ничего концептуального. Но без перформанса не видно полную работу, без него она не была бы такой. Ради неё я и решился».
5. Делайте то, что вам интересно
«Для меня невероятно важна эмоциональная вовлечённость в проект. Мне кажется, работа не будет удачной, если она мне не близка и не затрагивает какие-то глубоко личные интересы или события», — замечает выпускница программы Foundation Art & Design 2018 года Ольга Попова. Вдохновляясь личными переживаниями, вы сможете открыть новые грани проблемы и взглянуть на неё по-новому.
Выпускник программы Foundation Art & Design Глеб Ефимов, автор проекта «Биоразлагаемый пластик»:
«Изначально я работал в упаковке и пытался найти новые формы, но мне хотелось, чтобы мой объект был также перерабатываемым и экологичным. В какой-то момент я начал экспериментировать с материалами, увидел одуванчики и подумал, что было бы прикольно, если бы семена были в пластике, который выбрасывается, и он бы прорастал. Решил использовать существующий пластик PLA, который производят из крахмала, для создания нового пластика с новыми свойствами — с особым запахом и цветом, но сохраняющим способность биоразлагаться. Я использую дополнительные органические ингредиенты, в основном специи, кофе и уголь. Этот подход можно применять, например, в молекулярной кухне, создавая тарелку с определённым запахом, чтобы усилить вкус блюда».
Подробнее об обучении искусству, дизайну и маркетингу на британских программах БВШД.