Как преподавать историю в школе, чтобы было интересно всем

Как преподавать историю в школе, чтобы было интересно всем

Время чтения: 2 мин

Как преподавать историю в школе, чтобы было интересно всем

Время чтения: 2 мин
Картина Григория Мясоедова «Страдная пора. Косцы», 1887 год

Кажется, что сейчас заинтересовать ребёнка историей проще простого. Столько красивых книг, новых платформ, фильмов! Но, к сожалению, для детей история часто становится одним из самых скучных предметов в школьной программе. Как это изменить, рассказывает наш блогер Тимур Надыршин.

Если вы учились в школе, и вам преподавали историю, то согласитесь, что значительная часть материала была вами благополучна забыта. Как сейчас преподаются историю? За основу взят хронологический принцип. Это значит, что в 6 классе мы говорим об истории древней Руси до XVI века. В 7 классе — о России с Петра Великого до Екатерины II и т. д. В течение одного года обучения школьникам рассказывают о том, как было устроено общество в этот период, о развитии хозяйства, о политической истории и т. д. Однако, если честно, этот подход страдает определенными ограничениями. К старшим классам основной материал предыдущих лет будет благополучно забыт.

В ходе своих исследований исторической памяти я опросил как-то школьников о том, что они помнят о Петре Великом. На вопрос «Какие вы можете назвать результаты правления царя?» школьники говорят о том, что он «привёз картошку», создал армию и флот, построил Петербург. В подавляющем большинстве случаев ученики не способны детализировать состав перечисленных реформ. Экономические, культурные, сословные, административные реформы практически полностью выпадают из памяти. Я уже не говорю о других правителях. И это проблема хронологического подхода передачи исторического материала.

Но ведь могут существовать и другие формы преподнесения истории. В большинстве случаев история — это жизнь великих людей, правителей. Сюда можно отнести и историю войн. Но если мы посмотрим на жизнь общества, то для большинства людей на протяжении последнего тысячелетия основу жизни составлял труд на земле. То есть можно рассказать, как развивалось земледелие от древности до современности. В учебниках история эта темы ограничена одним-двумя параграфами. А между тем невозможно понять развитие общественных отношений без понимания того, что представляла земля для нашей страны. Отсюда вытекает значимость преподавания экономики. От понимания этого мы поймем, почему у нас так долго сохранялось крепостное право и много других аспектов, например особенности культуры, ментальности и т. д.

Возможно, ещё раньше, чем «историю земледелия» нужно показать, как мыслил человек от древности до современного периода. Духовный мир общества, к сожалению, затёрт политической, военной и даже хозяйственной историей. А между тем, культура даже важнее перечисленного. Например, в средних веках было совсем другое понимание того, что есть время, пространство, любовь, семья, природа. Другие отношения были у человека с окружающими, детьми, своим телом. Было другое понимание того, как надо есть, спать, общаться, трудиться и даже ходить в туалет. В итоге школьникам пытаются исключительно прагматическими мерилами, линзами сегодняшнего времени объяснить жизнь людей прошлого. Насколько действительно влиял правитель, сидящий на троне за тысячи верст на повседневную жизнь крестьянской семьи?

Я не говорю о том, что нужно отказаться от хронологического принципа. Но, возможно, хронологически историю можно, например, рассмотреть обзорно в 5-9 классах, а оставшееся время посвятить изучению вышеперечисленных тем. Ниже я перечислю некоторые аспекты, которые могут быть рассмотрены:

1. История ментальности

2. История быта и хозяйства

3. История социальной структуры общества

4. История воспитания и образования

5. История государственного управления

Согласитесь, что понимание повседневной жизни человека намного важнее, чем политические события, происходящие, как правило, в столице. Всё-таки жизнь значительной части общества привязана к более насущным делам и история в школе на данный момент рассматривает эти вопросы пока в меньшей степени. Хотя пересмотр историко-культурного стандарта несколько изменили, но оставили во главе политический принцип. Эти проблемы рассматривает такая наука, как историческая антропология, однако на сегодняшний день её влияние на преподавание истории в большинстве стран малозначительно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(5)
Подписаться
Комментарии(5)
Поддержу мнение, что курс истории должен строиться иначе. Сначала надо поставить цели. В СССР была цель — воспитание преданности Родине, где происходит строительство самого передового бесклассового общества. Это строительство осуществляет КПСС во главе с мудрым Генеральным секретарем. Миф о коммунизме порождал цель по мифологизации сознания (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/31695-mifologizatsiya-soznaniya-zachem-uchit-istoriyu-i-literaturu). А какая цель сейчас? Одна из возможных целей сформулирована в статье «Единый учебник истории» (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/50148-yediny-uchebnik-istorii) — воспитать поколение, которое будет участвовать в принятии решений (учебная цель в СССР — выполнять решения). Если поймут, как готовились и принимались решения, то смогут анализировать подготовку и реализацию решений в наши дни. А обучение этому на исторических примерах затрагивает многие другие направления исторических процессов. Так, понятия демократии гражданами полиса Древней Греции иное, чем понятие демократии в государствах с миллионами жителей. На основе морали в обществе принимаются законы. Надо понимать, почему законы не могут отражать только мораль отдельной общественной группы (https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/42705-18). Формулирование концепции нового учебного курса истории должно учитывать многообразие общественных мнений. Его нельзя отдать только историкам, которые представляют лишь одну из общественных групп.
Отказаться от хронологического принципа в истории — это сильно! Да, современным тыкальщикам в планшет будет интересна история земледелия… Все, о чем вы написали — это для любознательных, кому интересно. Но, попробуйте, придите в школу и в 7 классах не рассказывайте о Петре, а попробуйте свою программу запулить. Просто пока все ваши идеи — это прожекторство теоретика :)
Никогда не надо изучать историю с морально-нравственной оценкой событий. Вот этим грешит российская историческая наука. Как можно осуждать и восхвалять то или иное событие, если мы тогда не жили и была совершенно иная жизнь со своей философской мироощущением. Только конкретные факты истории и все. Второе: почему школа всегда озабочена проблемой заинтересованности ученика в познании? Учитель не клоун и школа не цирк, чтоб ребенку было вечно весело. Я понимаю методу заинтересованности в детском саду, там, да, в силу возраста, когда ребенку трудо сосредоточить внимание на главном, там приходится придумывать приемы активизации дошкольника. А в школе, извините, начинается этап обучения по вхождению будущего гражданина во взрослый мир, который порой очень жесток. Потому ребенка не надо развлекать а морально закалять через воспитание усидчивости, строгой дисциплины, выработка внимания, умение вникать в суть впороса или дела, уметь получать знания и анализировать их. А это большая духовная работа над собой-вот чему должны учить учителя, а не ломать головы, как заинтересовать учеников. Ребенок должен знать слово — надо. Тогда дети будут стремиться стать взрослыми, а то чрезмерным сюсюканием ученики даже в 11 классе никак не выйдут из детсткого возраста. Инфантильное поколение.
Показать все комментарии
Больше статей