«Моя настоящая профессия — приручать». История жизни Антуана де Сент-Экзюпери
29 июня 1900 года родился французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. С его самым известным произведением — «Маленьким принцем» — знакомы все. Наш блогер Оксана Данилюк рассказывает о жизни журналиста, лётчика и «приручателя» животных, который написал сказочную повесть для детей в самый разгар войны.
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана происходила из старинной французской семьи из Прованса. Род Сент-Экзюпери был ещё древнее — по семейному преданию, это имя носил один из рыцарей святого Грааля.
В 12 лет Антуан впервые поднялся в небо на самолете — и это определило его судьбу. Хотя сперва это было не таким уж очевидным — он то посвящал всё свое время животным, то становился конструктором-изобретателем, то гипнотизёром, то фокусником. И даже поступил в Академию изящных искусств, чтобы изучать архитектуру.
«Детство — этот огромный край, откуда приходит каждый. Я родом из моего детства, словно из какой-то страны…», — напишет он позднее в письме.
В 1921 году Сент-Экзюпери был призван на военную службу, обучался на курсах пилотов, занялся журналистикой. Именно в это время рождается его первая книга «Южный почтовый». Через несколько лет Экзюпери становится пилотом французской почтовой линии «Аэропосталь», доставляет почту в Африку, руководит аэропортом Кап-Джуби на краю пустыни Сахары. Он любил повторять, что каждый должен обрести свой опыт пустыни. Ведь только оказавшись вдали от всех голосов можно расслышать истинный вечный Голос.
Мавры, жившие в пустыне, за смелость и доброту прозвали Экзюпери Капитаном Птиц. Они приходили к нему как к пророку. Подолгу сидели и пили с ним чай, советовались, стоит ли жениться или начинать войну с соседями. На одном из таких чаепитий после долгих переговоров он выкупит у них старого обессилевшего раба и даст ему свободу.
К нему в окно просовывали любопытные головы газели, часто приходил в гости его друг хамелеон и пустынный лисёнок-фенек, который каждый раз садился чуть ближе. Да, именно он станет тем мудрым Лисом из «Маленького принца», который откроет читателям тайну зоркого сердца.
«Моя настоящая профессия — приручать», — писал Экзюпери из пустыни Кап-Джуби.
Ненавидевший все виды тоталитаризма, а фашизм — особенно, 4 сентября 1939 года, сразу после объявления войны с Германией, он записался добровольцем во французский авиационный полк.
Друзья отговаривали его, пытаясь убедить, что как писатель он принесёт больше пользы людям. Но он не мог быть в стороне, пока гибли его соотечественники.
Сознательно идя на риск, он четырнадцать раз вылетал на поиски потерпевших аварию летчиков, сам терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен. В отчаянно защищавшейся Франции Экзюпери был пилотом-разведчиком, занимался воздушной фотосъемкой и писал в письмах друзьям: «Нам, кому выпало счастье выручать товарищей в песках Сахары, всякая другая радость кажется теперь просто жалкой».
В 1940 году Франция была оккупирована фашистскими войсками, Экзюпери с женой Консуэло оказывается в эмиграции в США. Именно здесь в 1942–1943 годах была написана его книга «Маленький принц» — повесть-сказка для детей и взрослых, помнящих, что и они «сначала были детьми». Помнящих, что «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
В 1943 году Экзюпери уехал из Америки во французскую колонию Марокко и добился, несмотря на мучительные сложности здоровья, назначения в свою боевую лётную часть и разрешения выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой войск врага в районе его родного Прованса.
«Жив ты только тем, из-за чего готов умереть…», — написал он тогда в письме домой. Он появился на Земле в предпоследний день июня, а покинул её — спустя 44 года.
31 июля 1944 года в 8:30 утра он поднялся в воздух с корсиканского военного аэродрома и взял курс на Южную Францию. Запас горючего — на шесть часов. В 14.30 самолёт не вернулся.
«Знаете, есть один образ, — писал Экзюпери в дневнике за несколько дней до последнего полёта, — мне кажется, он очень вдохновляет. Я видел в детстве — лодочники курсируют в сплошном тумане, каждый на борту своего суденышка. Каждый затерян в белой пустыне, ничего не видно за двадцать метров, можно поверить, что ты один на свете. Но время от времени кто-то из них окликает: «Эй!» И другие лодочники отвечают ему тем же. И каждый ободрен и обнадёжен живым дружеским присутствием. Нет больше одиночества.
Эй! — летят навстречу друг другу живые оклики. Каждому лодочнику принадлежит это богатство, и когда среди них возникает, доносится откуда-то из глубины тумана новый голос. А значит — там, в тумане, рождается новое чудо человеческого присутствия, — тогда лодочник налегает на весла с сердцем, полным тепла».
Антуан де Сент-Экзюпери не дожил трёх недель до освобождения Франции. Самолёт был сбит фашистским истребителем и упал в море. Многолетние поиски ничего не обнаружили.
26 сентября 1998 года небольшая шхуна «Горизонт» рыбачила в бухте неподалёку от берега Марселя, когда началась сильная гроза. Рыбаки срочно вытянули сети. Капитан шхуны Жан-Клод Бьянко заметил в сетях какой-то блестящий предмет. Он очистил его от наслоений и увидел серебряный браслет, почерневший от времени и морской воды. В нём не хватало нескольких звеньев, но на пластине уже проступила надпись «Антуан Сент-Экзюпери и Консуэло, 1942».
Есть в репертуаре московского Театра «На набережной» удивительно живой и жизнеутверждающий, бережный и тонкий спектакль «Маленький принц» — история, которую по легенде играют упавший с неба лётчик и дети-актёры странствующего по планете театра.
В авторской пьесе режиссёра Фёдора Сухова возникают словно из луча света планеты и миры, пустыни и сады, невидимые всё связывающие нити. А ещё там каждый волен увидеть самое главное, то самое, что «глазами не увидишь». И позволить миру себя приручить. Пусть даже он — «самое красивое и самое печальное место на свете».
И ещё, друзья. Один секрет вам в подарок от Антуана де Сент-Экзюпери — из его повести «Цитадель»: «Если я воодушевлю мой народ любовью к морским странствиям, если их вдохновлённые любовью сердца подтолкнут их всех к единому руслу, ты увидишь, как по-разному каждый из них будет действовать в зависимости от склада своей натуры.
Один будет ткать паруса, другой — блестящим топором валить сосны. Один — ковать гвозди, другой — наблюдать за звёздами, чтобы научиться управлять кораблём. И всё-таки они будут единым целым. Корабль строится не потому, что ты научил их шить паруса, ковать гвозди, читать по звездам; корабль строится тогда, когда ты пробудил в них страсть к морю и все противоречия тонут в свете общей для всех любви.
Не прав тот, кто печётся о внешней упорядоченности и печётся о ней, потому что не может подняться на ту высоту, откуда видны храм, корабль и любовь. Я создаю корабль совсем не тем, что продумываю его во всех деталях.
Если я примусь в одиночку чертить чертежи, я упущу главное. Когда дело дойдёт до строительства, чертежи мои не понадобятся, их сделают другие. Не мне знать каждый гвоздь корабля. Мой долг разбудить в людях стремление к Морю».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Столько, оказывается, верности себе было в жизни Экзюпери. Столько беды, а все равно верил в лучшее.