Когда мы говорим о войне, мы говорим о родных
Блоги08.05.2018

Когда мы говорим о войне, мы говорим о родных

Почему важно донести до ребёнка суть 9 мая через историю семьи
Фрагмент картины Александра Лактионова «Письмо с фронта» (1947 год)

С утра я читала текст, который выйдет у нас на «Меле» 9 мая. Школьники рассказывают о том, как они относятся к Дню Победы и как «отмечают» его в школах. Я попыталась вспомнить, как это было в моём детстве — 80–90-е годы прошлого века (каждый раз неловко это писать) и поняла, что в памяти не осталось почти ничего.

Линейка, начинающаяся с минуты молчания, визиты ветеранов (чуть звякают медали и ордена), слова про отвагу, немного пионеров-героев. Ещё однажды мне поручили найти и вырезать для стенгазеты чёрно-белое здание рейхстага, а потом наклеить на него шёлковый ярко-алый флажок. Я спросила у мамы и мужа, что они помнят о том, как в их школе отмечали День Победы, но и у них была примерно та же картина.

Единственное моё яркое воспоминание — однажды к нам в школу в качестве ветерана войны пришёл не незнакомый человек, а бабушка одноклассника. Иногда она угощала нас пирогами, когда приходила за внуком. Она была классной милой бабушкой. И она была узницей Освенцима. Кажется, она почти не рассказывала нам про ужасы концлагерей, только пара фраз. Её история для нас была про отвагу и силу духа, взаимовыручку, веру, надежду. О том, как сложно было поверить, что вот они — советские солдаты, которые входят в Освенцим. Что всё закончилось.

Сейчас я понимаю, что другие ветераны, наверно, рассказывали нам примерно то же. Но когда перед тобой стоял близкий человек, тот, кого ты видишь каждый день, это делало и саму историю максимально близкой. Историей, осязаемой для ребёнка.

Потому что для детей путь через близких — самый простой и понятный, который потом уже намного проще монтируется в контекст страны и общности

Мне кажется, именно поэтому таким популярным стал «Бессмертный полк». Он начался снизу, а не сверху, не с директивы, а с семейной истории, которая даёт детям контекст и связность, позволяет посмотреть на войну не как на набор дат, поражений и побед, а как на часть самих себя.

Разумеется, у нас дома тоже говорили о войне, иногда. Прабабушка часто просила не спрашивать её ни о чем, что связано с войной, если я вдруг приставала с расспросами. Бабушка рассказывала, как, они, дети, под Москвой копали окопы с верой в то, что остановят врага, что враг не пройдёт. С огромным страхом, который приходилось побеждать.

Каждое 9 мая дедушка, служивший в армии, уходил на парад, а мы смотрели парад по телевизору. Потом ждали дедушку, был обед для всей семьи, который начинали одинаково — молчали. Когда дедушка ушёл в запас, он больше на парад не ходил, хотя из года в год получал приглашения.

Я тоже разговариваю с моим ребёнком (ему пять лет) о войне. О войне как о явлении. О том, что несёт война людям. Мне кажется важным, чтобы ребёнок понимал, что война — это геополитика, что война — это огромная боль. И я разговариваю с ним о нашей войне — рассказываю ему о его дедушках и бабушках. О дедушках и бабушках наших друзей. О том, что каждый из них сделал для того, чтобы сейчас мы могли жить вот так, как мы живём, гулять весной у пруда с утками.

что на самом деле значит слово «быдло»?
Комментарии(2)
Приятно читать такую близкую позицию.
Мои родители пережили войну. Но они вспоминали не только войну. Моя мама оставила очень краткое описание своей жизни. После ее смерти я разместил ее воспоминания и семейные фото на сайте — http://4plus5.ru/101.htm. Другие могут последовать моему примеру и записать судьбы тех, чьи портреты они будут нести. А ради чего они страдали и жертвовали многим в своей жизни? Они верили, что мы догоним и перегоним Америку. Они верили, что число стран, желающих подражать нам и дружить с нами, будет расти. А если верили не во все это, то мечтали о спокойном счастливом будущем без войн и потрясений. Все ли готовы обсуждать с детьми, как мечты тех, чьи портреты они понесут, реализуются в наше время?