«Песни вряд ли научат плохому». Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям

«Песни вряд ли научат плохому». Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям

«Песни вряд ли научат плохому». Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям
«Песни вряд ли научат плохому». Какую музыку слушают дети — и что с этим делать родителям

Знаете ли вы, что слушает ваш ребёнок: под какие песни он танцует, грустит, размышляет? А если узнаете — точно не будете осуждать? Даже если эта музыка покажется вам «неподходящей»? Вместе с аудиостриминговым сервисом Яндекс.Музыка, психологом Ксенией Несютиной и музыкантами Тимуром Родригезом и Юлианной Карауловой мы попытались разобраться, как родители могут развить музыкальные предпочтения ребенка (и надо ли это делать).

Ещё 15–20 лет назад детям было не так уж просто послушать музыку: что-то они могли поймать по радио и ТВ, что-то — на кассетах и дисках (как правило, купленных родителями). Вопрос о музыкальном вкусе нового поколения обсуждался мало: с какого-то момента дети просто слушали примерно то же, что и окружающие их взрослые.

Сегодня все гораздо проще: нужен только смартфон или умная колонка — и музыка уже звучит в наушниках или комнате. Каждый день на вершины чартов и в топы TikTok попадают новые хиты, которые становятся вирусными в считаные часы и часто «прилипают» даже к дошкольникам 4–5 лет. А потом начинается: «Мам, включи песню про кадиллак».

В приложении Яндекс.Музыка появился детский раздел, помогающий родителям легче справляться с повседневными делами и быть в курсе трендов. В нем собран только безопасный контент: для удобной навигации по разделу есть безопасный поиск, который отвечает на запросы только детскими песнями, сказками, аудиокнигами и подкастами.

Современная музыка может быть достаточно откровенной, смелой, провокационной. И это беспокоит родителей: они опасаются, что музыка как-то повлияет на ребенка и на его взгляды в целом, спровоцирует его на какие-то «не те» мысли или поступки. СМИ ведь часто делают на этом акцент: мол, подросток наслушался песен такой-то группы, а потом совершил что-то противоправное. Но виновата ли в этом музыка той самой группы? И стоит ли вообще контролировать то, что слушает ребенок, делить музыку на хорошую и плохую и пытаться воспитывать в нем «правильный» музыкальный вкус? И если да, то как и с какого возраста это делать? И почему вместо условно безопасного джаза дети предпочитают незатейливые песни блогеров? Разбираемся с этими и не только вопросами вместе с Яндекс.Музыкой и детским психологом Ксенией Несютиной.

Как дети слушают музыку

Ксения Несютина, детский психолог

Малыши. Песенки для совсем маленьких детей не зря построены на рефренах: им нравится постоянное повторение одних и тех же простых фраз, связанных с тем, что они видят каждый день или могут себе представить. Это дает им закреплять свой жизненный опыт, опираться на него, выстраивать картину мира. Плохая новость для родителей-меломанов: джазу или классике малыши в большинстве случаев предпочтут что-нибудь вроде «Жил-был у бабушки серенький козлик» или выберут песенки из мультиков, которые они постоянно смотрят. Хорошая новость для всех: это естественный этап развития.


Юлианна Караулова:

Мой ребёнок пока очень маленький и слушает то, что включают взрослые рядом. Я стараюсь развивать его музыкальный вкус, например ставлю классику. У некоторых моих друзей есть дети постарше, которые слушают разное, в том числе и довольно суровый рэп, — и это в 3–4 года. Понятно, что там есть недетская лексика и смыслы, но мне правда кажется, что если не акцентировать на этом внимание, то дети в этом возрасте просто ловят общий вайб музыки, в данном случае напористый и энергичный, и им прикольно.

Дошкольники. Еще одна особенность потребления музыки в дошкольном возрасте — акцент на баловстве и довольно простом, даже примитивном юморе. Большинство детей обожает смешные сюжеты, где кто-то над кем-то смеется, громко падает, с удовольствием кого-то съедает или по-другому ломает привычные рамки. Это опять же помогает им осмыслить сложный мир, посмотреть на какие-то бытовые вещи под новым углом, посмеяться, в том числе и над собой, и отпустить таким образом некое напряжение. Поэтому не стоит бояться, что песенки вроде «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил» (помните, ее пели бременские музыканты в мультике?) навредят ребенку. У дошкольников еще не настолько развита рефлексия, чтобы анализировать такие тексты, они их скорее веселят, особенно если мелодия радостная.

А вот слишком тяжелая, агрессивная громкая музыка едва ли подойдет ребенку такого возраста — даже если слова у песни будут безобидными. Это связано с тем, что у дошкольников пока нет потребности выплескивать агрессию, которую подобная музыка помогает переработать в энергию. Так что такая музыка будет им скорее непонятна и может даже напугать или расстроить.

Младшие школьники. В этом возрасте ребенок становится более осознанным, музыка начинает занимать важное место в его жизни: она уже не просто развлекает, веселит, позволяет выпустить пар, но и помогает пережить новый опыт, испытать эмоциональную реакцию. Положительный эффект в том, что музыка делает психику более гибкой и подвижной. Это помогает легче переживать собственные эмоции и учит детей эмпатии. Они начинают вслушиваться в слова, осознавать смысл песен.

При этом существует мнение, что если ребенок с еще неокрепшей психикой услышит что-то агрессивное, то он будет вести себя соответствующе, что музыка может «научить плохому». Но важно понимать: когда человек слушает музыку или смотрит кино, он находится в мире фантазий, представляет себя героем этих художественных произведений, прокручивает в голове события не из своей жизни, воображает себя кем-то другим, лирическим героем.

Разовое столкновение с каким-либо взрослым музыкальным контентом в этом возрасте едва ли станет для ребенка травмой. При этом постоянное прослушивание музыки не по возрасту пока могут ограничить родители — но не запрещая, а предлагая альтернативу: ученики младшей школы готовы слушать музыку с мамой и папой, делиться с ними тем, что им самим нравится, обсуждать это. И шансом важно пользоваться.


Тимур Родригез:

Я очень часто слушаю музыку вместе с сыновьями и, что еще важнее, обсуждаю её с ними. У меня есть «святое» время с детьми, которое я никому не отдаю, — утро, когда я отвожу их в школу. По дороге сыновья слушают музыку в машине, а ещё очень часто у дедушки на виниловом проигрывателе. В результате всё получается так же, как и в моём детстве: мальчишкам в общих чертах передается мой музыкальный вкус — пока все вокруг прыгали под «Руки вверх!» и «Иванушек», я слушал Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Рэя Чарльза. Безусловно, дети уже и сами сёрфят музыку в приложениях и находят что-то новое, что им нравится, но на основе того, что мы слушали вместе. Периодически старший сын показывает мне свои находки, и они очень хороши! Например, недавно он включил мне Grandson, и мне реально понравилось. Хотя в их плейлистах появляются и более спорные для меня треки: мрачный современный хип-хоп, инструментальная музыка из игр и сериалов… Может быть, мне это кажется простым или однообразным, но я никогда не говорю им: «Плохо, выключи».

Подростки. За подростков родители переживают сильнее всего: что он там слушает в своих наушниках, связана ли эта музыка с его настроением? А агрессия — это тоже из-за нее? В большинстве случаев нет. Если ребенок растет в любви, если у вас доверительные отношения, какая-то музыка вряд ли на него повлияет кардинальным образом. При помощи переживаний, связанных с прослушиванием, подросток скорее исследует себя — размещая сопереживание «плохим» героям каких-либо треков в своем фантазийном поле. У всех нас есть фантазии, размышления, желание выйти за пределы каких-либо границ — а у подростков особенно. И если человек слушает музыку об этом, смотрит фильмы, играет в подобные игры — это даже хорошо. Это фантазия, а не реализация, это попытка осознать данную роль, примерить ее на себя — понарошку. Формула «услышал — пошел — повторил» тут не работает, мы не так просто устроены.


Юлианна Караулова:

Если честно, я бы не хотела, чтобы мой ребёнок слушал подавляющее большинство треков, которые сегодня популярны. Но я не собираюсь это запрещать, ведь от этого ему ещё больше захочется. Лучше предложу какую-то альтернативу: слушай то, что хочется, но вот, посмотри, ещё есть хороший западный хип-хоп. Главное, чтобы между ребёнком и родителем был диалог: надо не ругаться из-за «плохой» музыки, а аргументировать и рассказывать, что ещё бывает. Мне приятно, что дети любят мои песни, — думаю, так происходит в том числе потому, что они достаточно простые для восприятия. Несложные поп-мелодии легко ложатся на слух, легко воспроизводятся, запоминаются. Ни разу не слышала, чтобы мою музыку запрещали слушать детям.


Тимур Родригез:

Смысла что-либо запрещать (вообще, не только касаемо музыки) нет, потому что это всегда влечёт за собой только дополнительный интерес. Единственное, что можно сделать, — с раннего детства закладывать основу вкуса, так, чтобы ребёнок уже сам отсекал всякую гадость. Мои дети прекрасно знают, как я отношусь к некоторым современным артистам с примитивными песнями и примитивными текстами. Но я озвучиваю им свою позицию не для того, чтобы что-то запретить, а чтобы помочь им с ориентиром. У меня самого есть треки, в которых есть неподходящий для детей контент. Но 80–90% моего творчества безвредно для детей. Другое дело, совпадает ли оно со вкусом их родителей.

Как помочь ребенку развить музыкальный вкус

  • Разнообразие. Знакомство с музыкой разных жанров оказывает положительный эффект на развитие ребенка. Мелодичная классика, абстрактный джаз, «качающий» хип-хоп или хард-рок — всё подойдёт под своё настроение.
  • Знакомьте ребенка с музыкой постепенно, оставляя на потом композиции, для которых он слишком мал. Психика ребенка формируется постепенно, и вряд ли двухлетний ребенок сможет понять красоту стихов Земфиры или гитарные риффы «Металлики». Так что, если вместе с двухлеткой вы слушаете исключительно песенки «Малышариков», расслабьтесь: это не делает вас плохим родителем.
  • Дистанцируйтесь от своего опыта. Мир не поделен на «мое» и «чужое». Родителям и детям необходимо пробовать слушать новое, не зацикливаясь на привычном. А самое лучшее — это делиться любимой музыкой с близкими людьми и прислушиваться к тому, чем делятся они. Это очень сближает.
  • Переживайте новый опыт вместе с ребенком. Если вы услышали что-то, что вам понравилось, покажите это детям. И просите его делиться с вами его музыкальными открытиями.
  • Следите за моментом, когда ребенок слушает музыку. Мы часто подбираем ее под определенные чувства и настроение. Возможно, ребенок сейчас грустит, и осуждать его за выбор слишком мрачных треков не стоит: вы сделаете только хуже, а они сейчас ему помогают.

Плейлисты для детей и родителей: выбор Тимура Родригеза и Юлианны Карауловой

Тимур Родригез: Когда я был ребёнком, я слушал то, что слушали мои родители: джаз, блюз, рок и качественный поп. Мои вкусы развивались под влиянием этой музыки, а теперь сыновья формируют свои вкусы под влиянием того, что играет у нас дома. В своем плейлисте для семейного прослушивания я собрал любимые песни из разных эпох и жанров: Бруно Марс, Билли Айлиш, Стиви Уандер, Blur, — в нем смешалось все. Я очень завидую людям, которые впервые будут слушать эти песни вместе с детьми: это непередаваемые эмоции.

Юлианна Караулова: Когда я была ребёнком, моя семья какое-то время жила в Болгарии. Родители скучали по родине, поэтому дома всё время звучала русскоязычная музыка того времени. Но почему-то из всего многообразия мне по-детски особенно запомнились колыбельные, которые мне пела мама. Сейчас я пою их же своему сыну, моя любимая — про медведицу. Она и многие другие песни, под которые я укладываю Сашу спать, попали в мой плейлист в помощь другим родителям.

В детском разделе Яндекс.Музыки собраны плейлисты для совместного прослушивания с детьми от известных родителей — Юлианны Карауловой, Тимура Родригеза, Полины Гагариной, Алсу, Дианы Арбениной, Ларисы Сурковой, Анны Левадной, Натальи Ремиш и других.

Комментариев пока нет