«Писала от имени лондонского таксофона»: как не провалить творческие вступительные в вуз
«Писала от имени лондонского таксофона»: как не провалить творческие вступительные в вуз
«Писала от имени лондонского таксофона»: как не провалить творческие вступительные в вуз

«Писала от имени лондонского таксофона»: как не провалить творческие вступительные в вуз

Рина Разумовская

16.07.2021

ЕГЭ закончились, но начались ДВИ — дополнительные вступительные испытания от вузов. В прошлом году было много мемов об актерах, которые записывали этюды на видео, и о журналистах, которые брали интервью у котов. Мы попросили абитуриентов творческих направлений 2020-го рассказать о своем опыте: несмотря на свою специфичность, он будет полезен и нынешним поступающим.

«Охранник на вахте сказал, что мою улыбку видно даже под маской»

Тина Наумова,

дважды поступала в театральные вузы, но не прошла вступительные ни в онлайне, ни очно

В 2020 году я поступала на два направления: «артист драматического театра» и «режиссер драматического театра». По актерскому ни в одном из вузов я не прошла дальше этапа консультаций. Зато от обеих режиссерских мастерских в РГИСИ я получила приглашение на первый тур.

Для поступления в первую мастерскую нужно было снять несколько видео. Самое запоминающееся и единственное, которое я решила сохранить, было видео на тему представления своего мира. Моя идея была такой: сделать ленточный лабиринт, который бы символизировал одну из главных черт моего характера, — стремление к поиску. За кадром звучали стихи моих любимых поэтов-классиков. Это попурри отражало мои принципы, основные и наиболее яркие черты моей личности. А поэтическая форма показывала зрителю мою любовь к поэзии.

На первом туре в другой мастерской нужно было поставить и записать пластический этюд или танец, начальный или финальный кадр которого повторял бы любую известную картину. Для этого задания я выбрала картину Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» (или «Любовь в мусорном баке»). К сожалению, дальше первого тура я не прошла.

Поскольку это был мой первый опыт поступления в театральный, а за спиной был многолетний театральный и сценический опыт, награды и множество покоренных высот, я самонадеянно думала, что не могу не поступить.

Отправляя задания, я уже представляла, как буду учиться, и всерьез рассуждала, какую мастерскую выберу

Разумеется, полный крах развенчал мою самонадеянность. Первые несколько месяцев были очень тяжелыми. Я потеряла веру в себя, в свои таланты и в театр в целом. Была полная апатия. Долгое время после провала я даже не рассматривала вариант повторного поступления. Но прошел год, и у меня снова открыт сайт РГИСИ. Не знаю точно, почему я все-таки решилась на вторую попытку. Наверное, театр для меня — это то, без чего я не представляю жизни.

Я проанализировала ошибки предыдущего года, которые заключались в том, что мой репертуар был слишком избитым, однотипным и довольно бедным (так сказали преподаватели). Составила программу из двадцати трех новых произведений, насыщенную яркими, острохарактерными и отличными друг от друга образами.

К счастью, в этом году в РГИСИ вступительные проходили в очном режиме. Напротив меня сидел член приемной комиссии и грозно смотрел оценивающим взглядом. Однако и в этом году на первый тур я не прошла. И даже на режиссуру.

Ни разу при поступлении в этом году у меня не было мыслей о том, получится или нет

Мне не было страшно снова провалиться. Я делала всё от меня зависящее и старалась получать удовольствие от самого процесса. Поэтому, выходя из университета после двух неудачных консультаций, я не была убита горем, как год назад. Мне было приятно от осознания, что я выложилась по максимуму и хороша в том, что делаю, несмотря на мнение других людей.

В тот день я получила комплимент, который не забуду никогда. На выходе ко мне обратился охранник, сидевший на вахте, и сказал, что мою улыбку видно даже под маской. Он решил, что я прошла на следующий тур.

Думаю, во всех этих экзаменах, вступительных испытаниях важно не бояться и не сомневаться в себе, особенно если речь идет про театральные вузы. Ни для кого не секрет, что самых талантливых не берут именно потому, что они слишком талантливые. Их харизма будет слишком сильно выделять их из общего потока, и мастера не будут знать, что с ними, такими яркими, делать. Разумеется, это обидно и нечестно, но точно не повод разочаровываться в своих способностях и ставить на себе крест.

Что обычно нужно на вступительных для актеров:

  • Представить оригинальный и богатый репертуар — проза, стихотворение, басня. Часто из года в год абитуриенты используют одни и те же произведения, по которым отыграны уже все возможные варианты, — очень сложно удивить приемную комиссию еще одной «Вороной и лисицей».
  • Показать свою мотивацию на собеседовании или аналогичных частях. Тина сказала, что не стала лукавить и честно отвечала: «Ничего пока не читала». Но приемная комиссия могла приравнять это к недостатку жизненного опыта и незрелости, что для актера — большой минус.
  • В разных университетах для творческого конкурса просят подготовить пластические этюды, танцы или песни. Нужно заранее изучать программу и подбирать репертуар, подходящий под выбранный вами образ. Например, мастера часто рассказывают о том, как странно выглядит юная девушка, декламирующая «Сжала руки под темной вуалью…», потому что это стихотворение все-таки больше подходит чуть более взрослой женщине.

«Я сохранил лишний миллион своей семье»

Денис Ружицкий,

подавал документы только в один вуз, сдал вступительные с первого раза, прошел на бюджет и учится на графического дизайнера

Я поступил на специальность «графический дизайн», как и хотел. Документы подавал только в один вуз — Институт современного искусства, так как год до этого ходил туда на подготовительные курсы и к тому же только там были бюджетные места на мою специальность. Да, выбор весьма смелый, но мне удалось поступить. Так что все потраченные силы себя оправдали.

Вступительных испытаний было два. Первое — академический рисунок. Все по стандарту — бытовые предметы: книга и кружка, которые нужно нарисовать в формате А3, упростив их до геометрической формы. То есть без лишних деталей, без прорисовывания каждой страницы или узора. Задача — показать умение мыслить в пространстве, сделать построение в правильной перспективе.

Вторая часть — композиция. Требования к этой части в каждом вузе свои, нужно конкретно знать, чего именно от тебя хотят. В моем случае нужно было построить композицию, использовав три геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) и один рандомный шрифтовой элемент (буква). Нужно было грамотно скомпоновать объекты, чтобы с любого ракурса композиция смотрелась гармонично.

Также было собеседование, где задавались вопросы в духе «Кем вы себя видите через пять лет?», «Почему выбрали наш вуз?», «Что привлекло в специальности?». Думаю, это нужно для того, чтобы посмотреть на твои навыки коммуникации, узнать, какой ты человек, увидеть настрой, потому что сама беседа проводилась в непринужденной обстановке.

Год моего поступления выпал на ковид, а это значит, что экзамены проводились в дистанционном формате

Рисунок я сдавал из дома — не было никакого лишнего стресса, абсолютно спокойная атмосфера под любимую музыку. А второй экзамен пригласили сдавать очно, но там были другие плюсы: поскольку преподаватели также присутствовали, они могли подходить и давать советы, как улучшить работу. Свежий взгляд со стороны очень помогал, поскольку три часа, которые даются на выполнение работы, пролетают слишком быстро. И даже выйти в туалет особо нет времени.

На подготовительных курсах у нас никогда не было мертвой тишины. Мы спокойно рисовали/чертили и обсуждали что-то. Нас было человек восемь, мы делились новостями и лайфхаками по подготовке к ЕГЭ или просто шутили. Преподаватели тоже часто участвовали в беседах и рассказывали о себе — и это всегда было интересно слушать. Самое главное — бурные обсуждения совсем не мешали работе, каждый успевал сделать столько, сколько нужно.

За творческие испытания я получил высшие баллы. Еще при поступлении сыграли роль баллы, которые начисляются за индивидуальные достижения. Конечно, я был очень этому рад: сохранил лишний миллион своей семье. Хоть и сильно переживал, пока ждал результатов, но, признаюсь, в глубине души я чувствовал, что другого итога и быть не могло. До самого конца все близкие в меня верили (было бы странно, если нет), так что было приятно разделить с ними эту радость.

Что нужно знать о творческих экзаменах для графических дизайнеров:

  • Академический рисунок и композицию сдают практически везде. Иногда могут попросить заранее сделать и представить цельный и готовый проект. Тут снова все зависит от университета, поэтому в начале года нужно изучить программы на сайтах вузов.
  • Есть миф, что на дизайн можно поступить только после художественной школы. Это не так, никто не будет требовать диплом. Есть много случаев, когда школьники научились всему необходимому за год или два года курсов при университетах.
  • Часто на дизайнерских факультетах хотят оценить в первую очередь мышление абитуриента, а уже потом мастерство. Поскольку работа может быть выполнена искусно, но неверно осмыслена. Поэтому иногда задания намеренно упрощают и сводят до геометрических форм.

«Да пропади оно всё пропадом! Будь что будет! Не сдам — не сдохну!»

Вера Хистиева,

написала эссе от лица лондонского таксофона на вступительных журфака, набрала почти максимум и поступила

Я поступила в Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ на направление «журналистика».

В моем вступительном испытании было две части. Устный ответ на билет по обществознанию, где нужно приводить факты из новостей и медиа, и эссе на заданную тему.

С темой для эссе мне повезло, до сих пор ею восхищаюсь — «Монолог вещи». Я писала от имени лондонского таксофона, потому что мне в принципе нравятся разные городские рудименты. У таких вещей есть три варианта судьбы: стать достопримечательностью, поменять свою функцию или отправиться на свалку. Например, недалеко от Лондона есть настоящее кладбище таксофонов. А в некоторых предместьях их не хотят хоронить и переделывают в библиотеки или мини-галереи.

Устная часть была гораздо более волнительной, потому что проходила онлайн. А я люблю общаться с людьми в жизни. Кроме того, у членов комиссии были проблемы с микрофоном — я их просто не слышала. Проверяющие писали в чате: «Начинайте», «Продолжайте», «Слушаем». Будто с искусственным интеллектом общалась. Потом прислали дополнительный вопрос: «А чем отличаются блогеры от журналистов?» До сих пор могу доказать, что они во многом очень похожи.

При подготовке к устной части я сделала себе билеты по каждой теме. Когда раскладывала их по полу (всегда так делаю при подготовке к экзамену), поняла, что мне не хватает даже пола гостиной.

Мне было страшно, но только перед самим экзаменом. Когда он начался, я сказала себе: «Да пропади оно все пропадом! Будь что будет! Не сдам — не сдохну!» Хотя, если не поступила бы, я бы переживала. Всегда жалко времени. И я очень расстраиваюсь, когда понимаю, что потратила на подготовку много времени, а экзамен не сдала.

В итоге я набрала 99 баллов из 100. Все были очень рады. А я не верила происходящему. До сих пор не верю. Поэтому, наверное, не прочувствовала этого неземного кайфа от маленькой победы.

Что хотят видеть на вступительных журфаков:

  • Обычно на творческом конкурсе будущим журналистам надо выполнить два задания: написать эссе и пройти устное собеседование или тест либо подготовить вопросы для интервью. В каждом университете свои особенности. Например, в МГУ больше ценится умение приводить примеры из истории и русской литературы, а в СПбГУ — способность написать максимально актуальный текст.
  • На эссе нужно показать свое умение размышлять, продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. У этого жанра нет какой-то одной единственно верной структуры, поэтому есть все шансы подойти к его выполнению максимально творчески.
  • На собеседовании может быть проверено знание какого-то из школьных предметов (например, обществознания, как у Веры), но даже в таком случае это будет не экзамен по обществознанию, а все еще журналистское собеседование. То есть все определения и системы нужно привязывать к актуальным событиям — например, рассказывать, как они освещаются в медиа.

Иллюстрации: Shutterstock / Sasin Paraksa

Комментариев пока нет
Больше статей