Анна Олсен, учитель русского и литературы московской школы «Покровский квартал», собирает со старшеклассниками фигурки из конструктора, работает с текстами их любимых песен и проводит «нескучные» диктанты, с которыми справится не каждый взрослый. Перед Днем учителя мы поговорили с Анной о ее предмете и о том, как сделать его интересным.
«Сначала я была учителем музыки»
Моя мама всю жизнь работает учительницей начальной школы. Я с детства наблюдала за ней и понимала, что никогда не стану учить детей, что это не мое. Меня интересовали иностранные языки, журналистика, дипломатия, и я часто думала о том, чтобы уехать за границу и поработать переводчиком. А еще мне очень нравилось заниматься музыкой — я 11 лет играла на скрипке и после школы хотела пойти в музыкальное училище, связать жизнь с этим искусством, но мама была против.
Я ее понимаю, это стандартная ситуация, когда близкие говорят тебе: «Сначала получи нормальное образование, а потом делай что хочешь». Сказано — сделано. Я поступила на филологический факультет МГУ, параллельно занималась музыкой и вокалом, после стажировки за рубежом начала преподавать взрослым эстонский язык. И мне понравилось учить других. После выпуска я поступила на факультет искусств и — так уж вышло — пришла работать в школу учителем музыки.
Казалось, у меня получилось совместить хобби и любимое дело, но я отработала примерно три года и поняла, что не могу учить музыке в школе. У детей, к сожалению, специфическое отношение к этому предмету: они считают, что музыка — необязательный урок, где можно либо тихо сидеть и отдыхать, либо петь любимые песни. А мне хотелось рассказывать о классических музыкальных направлениях, о композиторах и их жизни, смотреть с детьми фрагменты спектаклей, опер и мюзиклов, но те, кого всё это интересовало, были в меньшинстве.
Было тяжело еще из-за того, что мне достались классы с первого по седьмой, а я совсем не умею работать с начальной школой. К маленьким детям нужен особый подход, их сложно увлечь, с ними нужно постоянно менять форматы игры, чтобы они были сфокусированы. А это очень выматывает. Я ведь еще после наблюдений за мамой и попыток ей помочь осознала, что работа в началке — нечто за гранью моих возможностей.
Я больше не могла растрачивать свои знания и время на преподавание музыки в школе. Но мне понравилось там работать, и мое филологическое образование позволило мне устроиться учителем русского языка и литературы.
Слова из кубиков и диктанты-ловушки
Из-за того, что русский язык — обязательный предмет, некоторые учителя не пытаются заинтересовать им детей, да и школьники его изучают (или заучивают правила), «потому что надо». Такое отношение нужно менять, но всё зависит от учителя. Неважно, какой предмет вы ведете — историю, физику, русский, математику, — заинтересованность детей зависит от того, как вы строите урок и какие форматы работы используете.
Если урок больше похож на лекцию, где учитель читает материал, а ученики слушают, не вовлекаясь в процесс и не взаимодействуя с темой, к успеху это вряд ли приведет. Поэтому я стараюсь использовать разные приемы, чтобы показать детям понятную и близкую им сторону своих предметов.
У меня есть несколько преподавательских фишек, которые нам с учениками полюбились. Сначала расскажу про хитрости для русского, ведь о литературе и интерактивных уроках по произведениям говорят часто, а о том, как увлечь морфемами, частями речи и сложностями синтаксиса, — нет.
1. Уроки с конструктором
Иногда я приношу на уроки популярный конструктор из цветных кубиков, соединяющихся между собой, чтобы повторить пройденные темы. Например, в 5-м классе после изучения частей речи я даю детям предложение, где мы эти части выделяем. Потом на основе схемы из деталей конструктора, которые символизируют ту или иную часть речи, нужно собрать фигурку.
В 10-м классе с помощью конструктора мы повторяли синтаксис и члены предложения. Уровень сложности другой, но принцип тот же: каждая фигурка символизирует член предложения. Старшеклассники собирают фигурку, мы сопоставляем ее с эталоном — моей готовой фигуркой — и проверяем, правильно или неправильно собрали фигурки, на каком этапе дети ошиблись, что не получилось. Подобные элементы игры в обучении важны — дети любят конструкторы и быстро включаются в процесс. Никто не сидит отстраненно, если тему мы проходим так.
2. «Нескучные» диктанты
Вместо стандартных текстов для проверки знаний я использую достаточно трудные диктанты, в которых собрано большое количество словарных и сложных слов. Например:
«С адъютантом маршала Подъямпольского Емельяном Геннадьевичем Подьячевым произошел курьезный случай. Из-за предъявленного ему обвинения в связях с разведкой Рейкьявика и панамериканских настроениях он был вынужден уйти в отставку и вместе с фокстерьером Вьюнком и сверхактивной обезьяной по кличке Инъекция в трехдневный срок съехать с дьявольски изысканной квартиры в Замоскворечье».
Текст не мой, но недавно я его зачитывала старшеклассникам, и им очень понравилось. Иногда мы составляем похожие диктанты сами: ученики по 2–3 человека в группе придумывают текст, который мы затем пишем и разбираем. Это зачастую вызывает радость и восторг у детей — тексты получаются веселые.
3. Разбор ошибок в сообщениях, рекламе и СМИ
Если ребенок не понимает, зачем ему учить русский язык, раз он уже на нем говорит, читает и пишет, нужно начать разговор о пользе изучения языка с того, что ему близко. Например, рассмотреть его взаимодействие с другими в социальных сетях или просто найти сообщения подростков на сайте «ВК» или в телеграме и разобрать, какие ошибки они делают чаще всего.
Мы на таких уроках выяснили, что многие вообще не ставят знаки препинания в сообщениях, пишут с маленькой буквы, даже если обращаются к кому-то или отправляют свои ФИО учителям для регистрации на какое-нибудь событие. Некоторые не знают, как писать взрослым: как к ним обращаться, с чего начинать. Поэтому мы после выделения основных ошибок начинаем их обсуждать и разбираем требования официального стиля или недопонимания, которые могут возникнуть из-за пунктуационных ошибок. Я очень люблю пример из мультика «В стране невыученных уроков» с «казнить нельзя помиловать», где от одной запятой, грубо говоря, зависит жизнь.
Еще у меня есть категория очень уверенных детей, которые приходят и говорят, что у них «интуитивная грамотность» и «врожденное чувство языка», что им не нужно учить правила перед экзаменами и важными работами. Для таких случаев у меня есть диктант слов на 15–16, который позволяет развенчать все мифы о так называемой врожденной грамотности. Как правило, в этом диктанте большинство допускает 5–7 ошибок, и после их разбора мы приходим к выводу, что правила все-таки нужны.
Кстати, ошибаются чаще всего в словах с приставками «пре-/при-», которые пишут по-разному в зависимости от значения. Например, «презирать» и «призирать» похожи по написанию, но разные по смыслу, и дети не догадываются о разнице значений. Иногда вместо «прискорбный» они пишут «прескорбный» — потому что им кажется, что слово значит «очень скорбный». «Неприступную» крепость иногда тоже пишут через «е», ведь через нее, по логике, нельзя переступить! Дискуссии у нас возникают часто, и с их помощью мы вспоминаем правила и проводим работу над ошибками.
4. GRASP («схватывать»)
Это авторская методика, с которой я выиграла на Всероссийском конкурсе методических разработок. Благодаря ей можно развивать свою читательскую грамотность: ученикам дается текст, где все буквы в словах уже расставлены правильно, а от них требуется объяснить правописание. И это не просто проверка знаний, а способ пройти новую тему, которую дети не могут объяснить. Часть орфограмм они разберут и пояснят, часть вызовет у них вопросы, и это прекрасно, потому что мы определим область нового и непонятного для детей и поработаем с этим. Мы выделяем неизвестное и смотрим, от чего зависит написание морфемы: от звуков, контекста или чего-то другого.
Потом начинается самое интересное: мы не смотрим в учебник, чтобы узнать новое правило, а сами его формулируем. Ученикам это нравится, потому что они намного лучше запоминают новую информацию, когда сами понимают, как всё работает, и могут удобным для себя способом объяснить, какое правило применено. К тому же этот способ помогает бороться с тактикой «заучить и забыть».
5. Метод свободного письма
Дети часто сталкиваются с ситуацией, когда они не знают, с чего начать сочинение. Метод свободного письма помогает решить эту проблему, избавиться от страха чистого листа, преодолеть нежелание писать. Нужно просто взять бумагу и писать непрерывно 7–10 минут (время можно увеличивать каждый день) всё, что приходит в голову. Его можно сравнить с импровизацией в музыке, с фрирайдом, если дети катаются на лыжах и сноуборде. Главные правила: писать непрерывно, не останавливаясь на какой-то мысли и не оценивая себя. Такая практика очень помогает тем, кому предстоит писать выпускное сочинение или сдавать ДВИ (дополнительные вступительные испытания) на гуманитарные направления.
6. Метапредметность
Это сочетание в одном уроке нескольких дисциплин. Например, русский можно объединить с математикой. Для этого нужно так сформулировать условие задачи, чтобы оно включало текст с пропущенными буквами или другим упражнением по нужной теме. Сначала мы обсуждаем условие и разбираемся с русским, а потом переходим к математике и решаем задачу. И так можно сделать со всеми предметами!
Для уроков литературы у меня тоже есть несколько фишек.
7. «10 минут, 10 месяцев, 10 лет»
Я очень не люблю, когда с детьми начинают обсуждать ужасный вопрос «что же хотел сказать автор» и говорят им, что есть только один «правильный» ответ. Мне кажется, это отбивает всякое желание что-то обсуждать на уроке, если мнение ребенка отличается от «правильного». Но ведь если ученик не поделится своими соображениями, мы рискуем потерять что-то интересное — может, он вообще откроет что-то новое в интерпретации произведения.
Поэтому я придумала методику «10 минут, 10 месяцев, 10 лет», благодаря которой можно рассмотреть события в книге и действия героев с разных сторон. Мы выделяем какую-то ситуацию и смотрим, как она могла бы повлиять на жизнь персонажей через 10 минут, 10 месяцев, 10 лет. А что было бы, если бы герой книги выбрал другой вариант развития событий: если бы Раскольников не раскаялся, а вишневый сад не продали — как бы это отразилось на истории, к чему бы это привело, как решить проблему?
«Если учитель ведет уроки по одному сценарию несколько лет, это путь в никуда»
На уроках русского я, кстати, вообще не пользуюсь учебниками. Может быть, это неправильно, но я придерживаюсь программы школы и опираюсь на свои материалы. Даже десятиклассникам я сказала, чтобы они не брали в начале года учебники по русскому — они бы нам не пригодились. А зачем? Давать по ним домашнее задание? Мы все знаем, что дети за секунду найдут ГДЗ — эти заветные три буквы, за которыми прячутся ответы к любым версиям и изданиям существующих учебников.
Я против списывания, поэтому задания на дом всегда даю не из учебника, а из своих материалов. Это классические упражнения, где я немного изменила формат и формулировки. Десятиклассникам, например, часто задают переписать две страницы текста из учебника, но для меня переписанный текст — вообще не показатель, что дома была проведена какая-то работа и ребенок узнал что-то новое, поработал над темой. Что он запомнит? У меня может быть маленькое задание, которое заставит детей задуматься: например, составить связное предложение со всеми частями речи или разобрать по составу все предложения в тексте любимой песни. Я даю задания, чтобы они подумали, и чаще всего эти задания связаны с тем, что интересно и понятно детям. Поэтому они и включены в процесс и не списывают.
Когда я рассказываю учителям о разных методах, которые помогают мне разнообразить уроки, всегда находятся те, кто спросит, как и когда вообще всё это внедрить, как это успеть. Некоторые спрашивали, какая у меня нагрузка, думая, что у меня не так много уроков в неделю. Но когда я отвечала, что моя нагрузка — 35 часов в неделю, в зале всегда наступала тишина.
На самом деле всегда можно найти время, способы и средства, чтобы сделать образование увлекательным
Всё зависит не от нагрузки учителя, а от его желания сделать процесс интереснее и понятнее для детей, замотивировать их. А если педагог ведет урок по одному и тому же сценарию несколько лет подряд, теряется искра — это путь в никуда.
Я не понимаю тех, кто приходит в школу, начинает работать и решает, что всего добился, можно остановиться и ничего не делать. Это же стагнация, в состоянии которой ты застрянешь на следующие 20–40 лет, и для меня это серьезная проблема.
За 13 лет работы в школе я поняла, что хочу совершенствоваться, что самое важное — делать всё с любовью, от сердца, не пытаясь угнаться за результатами ради галочки и высоких показателей. Если понимать, что вы работаете для кого-то, всё сразу находится — приемы, методы, практики. И всё сразу получается, даже серьезные проблемы решаются.
Фото: Юлия Иванова, «Правмир»
ШКОЛА
«Пелевин есть в кодификаторе, но, думаю, это ненадолго». Педагог Михаил Павловец — о современной литературе в школе
ТЕСТ
Какого рода слово «торнадо»? А «кенгуру» и «бандероль»? Почти невыполнимый тест на определение рода существительных
ТЕСТ
Выживете в школьном чате? Гайд по перепискам для детей, родителей и учителей