Как объявил 25 мая Сергей Кравцов, литературу выпускники 2020 года будут сдавать в первый день основного этапа экзаменов — 3 июля. Секретами успешной сдачи этого предмета поделилась доктор филологических наук, ведущий эксперт Московского центра качества образования, председатель предметной комиссии ЕГЭ по литературе города Москвы Светлана Колосова.
Особенности и нововведения
ЕГЭ по литературе в 2020 году ничем не отличается от модели экзамена прошлого и позапрошлого годов. Последние изменения в нём были в 2018 году. Экзамен по-прежнему состоит из 17 заданий: 12 тестовых вопросов и 5 заданий с развернутым ответом. 8-е и 15-е задания направлены на комплексный анализ текста, 9-е и 16-е — на сопоставительный анализ произведений, и 17-е задание — сочинение.
Немного изменились критерии оценивания: они стали строже. Например, в задании № 8 есть три критерия: «Соответствие ответа заданию» (К1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К3). Максимально по каждому критерию может быть поставлено два балла, то есть шесть баллов за ответ по данному заданию. Однако если ученик при интерпретации текста исказил авторскую позицию, то больше 0 баллов по второму критерию он получить не сможет. И оценка по первому критерию автоматически снижается до одного балла, а третий критерий не оценивается совсем.
То есть в случае, если при ответе на вопрос учащийся допустил искажение авторской позиции, то больше одного балла из шести он за это задание не получит. Это серьезная потеря, поэтому мы призываем выпускников бережно обращаться с текстом произведения и стараться в процессе анализа обращать внимание на особенности творчества автора.
Подробнее о критериях оценивания можно почитать на сайте Федерального института педагогических измерений.
Как получить высокие баллы на ЕГЭ по литературе
Прежде всего нужно освежить знание произведений. Для того чтобы ответ по литературе был глубоким и полноценным, надо хорошо знать текст: сюжет, особенности образов героев, может быть, короткие, но яркие цитаты, характеризующие их. Чем лучше знание текста, тем больше шансов дать глубокий полный ответ.
Особые пожелания — учить стихи. Пусть не целиком, важно выучить хотя бы отдельные строфы стихотворений, даже строки, чтобы на экзамене аргументированно отвечать на поставленные вопросы, держать в голове этот материал для анализа.
Еще я рекомендую выпускникам систематизировать свои знания, потому что объем очень большой. Можно, например, составлять таблицы по сквозным темам: в одном столбце — формулировка темы (например, тема малой родины, творчества, искусства, войны), в другом — прочитанные произведения с кратким комментарием к ним. Это поможет в подготовке к экзамену.
Типичные ошибки
Мы проводим отдельные занятия и вебинары по этой теме и для учеников, и для учителей. Главная ошибка современных школьников — слышать не совсем то, что тебе говорят, неумение четко соответствовать формату задания. На экзамене в ответе на вопрос нужно писать не то, что хочется сказать по этому поводу, а ровно то, что прописано в вопросе. Надо хорошо знать направление заданий, критерии оценивания по каждому из них и внимательно читать формулировку. Очень часто вопрос — это подсказка к ответу.
Прежде чем приступать к ответу, нужно выделить ключевые слова в задании и понять, в чем состоит задача. Это касается всех заданий с развернутым ответом. Надо помнить, что первый ключевой критерий — соответствие написанного заданию. Если это задание на комплексный анализ текста, то нужно четко ответить на поставленный вопрос, аргументировав свой ответ. Если это 9-е и 16-е задания, направленные на сопоставительный анализ текста, то ученик должен сопоставить каждый из приведенных примеров с исходным текстом. Если сопоставления нет, то ответ не будет соответствовать задаче и баллы будут снижены.
В сочинении действует тот же принцип: тема должна быть раскрыта ровно в том направлении, какое задано формулировкой
Очень часто бывает, что ученик видит произведение, которое любит и хорошо помнит, и начинает в работе писать все, что может сказать по этому поводу. Но каждая тема имеет особый разворот, и об этом очень важно помнить.
Например, тема сочинения звучит так: «Какую роль играют монологи Чацкого для раскрытия образа героя?» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Очень часто выпускники видят, что в теме обозначен образ Чацкого, и пишут все, что они могут сказать о герое, забывая, что формулировка на самом деле довольно сложная, литературоведческая. Она предполагает раскрытие такого термина, как «монолог», и задача — показать, как монолог в качестве одного из средств создания образа способствует раскрытию героя. Если ребёнок упустил этот нюанс в формулировке темы, то потеряет баллы уже по первому критерию. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к выбору темы, найти ту, которая будет максимально понятна и по которой легко ориентироваться в тексте произведения.
Отдельно хочется сказать об умении анализировать художественное произведение, потому что степень освоения литературы как предмета — это именно умение или неумение анализировать текст. К сожалению, ученики не всегда понимают, что такое анализ текста, и очень часто под аргументацией они подразумевают или пересказ сюжета, или общие размышления о произведении.
Аргументация на уровне анализа художественного произведения подразумевает ссылку на конкретный элемент текста и интерпретацию этого элемента, будь то образ, мотив, деталь, эпизод. Если выпускник анализирует художественное произведение, то, как правило, получает высокие баллы.
Если же анализ подменяется пересказом текста или общими рассуждениями, то балл довольно существенно снижается
Бывают очень интересные работы, которые показывают неординарную, яркую личность, и их всегда интересно читать, но важно при этом вписаться в критерии, по которым работы оцениваются. Нестандартные высказывания и рассуждения пригодятся таким выпускникам в будущем для их индивидуальных проектов, научных и научно-популярных статей. Но на экзамене нужно играть по правилам, чтобы иметь возможность поступить в вуз и реализовывать там свои творческие планы.
Еще одна ошибка, с которой тяжело бороться: очень часто учащимся кажется, что чем оригинальнее они преподнесут произведение, тем будет правильнее. Они часто путают сочинение по литературе с итоговым сочинением, которое имеет совсем другой жанр, предполагает высказывание личностного характера. А сочинение по литературе — это мини-научное высказывание, где самое главное не презентовать себя и свою оригинальность, а показать, как ты умеешь выявлять авторскую позицию. Для этого надо хорошо знать эпоху, к которой принадлежал автор произведения, особенности художественного метода, в котором писатель себя проявлял, знать традиции, которым он следовал, и т. д. Здесь задача — показать свое умение понимать другого человека, автора, его философскую позицию, высказанную через художественное произведение. Интерпретировать текст не означает додумать его. Когда учащиеся начинают домысливать, это приводит к фактическим ошибкам и, соответственно, к нежелательным результатам, и бывает очень обидно снижать за это баллы.
Рекомендации учителям при подготовке к ЕГЭ по литературе
Прежде всего я советую активно заниматься анализом художественного произведения на уроках и особое внимание обращать на анализ лирических произведений, потому что, как показывает практика, анализировать стихотворение детям намного сложнее. По тем ответам, которые мы иногда получаем, становится понятно, что они не совсем понимают, как это делается. Например, часто вместо анализа стихотворения дается его последовательный пересказ по строфам или перечень всех тропов, которые только можно, а иногда и нельзя, в этом стихотворении найти.
Поэтому главная просьба к учителям — больше времени уделять работе с художественным словом как основой анализа текста
Интерпретация художественного слова — это целое искусство, и, если учащийся умеет выстраивать синонимические, ассоциативные ряды, основанные на этимологии и толковании слова, и будет понимать, как это слово функционирует в конкретном художественном произведении, тогда проблем с анализом текста у него не будет.
Кроме того, необходимо внимательно изучать критерии оценивания при подготовке учеников к экзамену и объяснять их тонкости. Например, часто бывает, что выпускники в ответе не создают композицию там, где она нужна (в частности, в сочинении), и создают ее там, где это совсем не требуется (в заданиях 8, 9, 15, 16), тратят время, силы, допускают речевые и логические ошибки.
Учителям надо самим хорошо ориентироваться в формате экзамена, в требованиях к нему, чтобы транслировать все это выпускникам. Для этого в Московском центре качества образования организованы курсы повышения квалификации учителей для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, куда могут прийти все желающие.
Об особенностях дистанционной подготовки к ЕГЭ
Чтобы эффективно готовиться к экзаменам дистанционно, надо быть целеустремленным человеком и четко понимать, почему тебе действительно важно получить высокие баллы по этому предмету.
В этом году мы провели много тематических вебинаров, подготовили видеоконсультации, все они выложены на сайте Московского центра качества образования. Специалисты постарались наглядно показать выпускникам, что должно быть в ответах, а чего лучше избегать, проанализировали ошибки учеников, предложили алгоритмы работы над заданиями разного типа.
Кроме того, школьники активно участвуют в онлайн-диагностиках в формате ЕГЭ. Это позволяет не только сориентироваться в баллах, на которые можно рассчитывать на экзамене, но и отработать формат каждого вида задания, освежить знание произведений, подумать, как разумно распределить время на экзамене.
Особым бонусом, на мой взгляд, становится возможность после прохождения диагностики получить консультацию экспертов по своей работе — не только комментарий по полученным баллам, но, что более важно, подробный анализ ошибок и рекомендации по их устранению.
Вся информация о прохождении диагностики в онлайн-формате размещена на сайте МЦКО.
Как вести себя родителям
Важно создать условия для выпускников: где-то не попустительствовать, а где-то, наоборот, дать больше свободы. Важно объяснить ребенку, что родители проживают весь процесс вместе с ним и проходят все испытания вместе. Если родители — гуманитарии и ребенок сдает литературу, то они могут, например, дать советы по произведениям современной литературы, опираясь на свои вкусовые предпочтения. В 17-м задании есть сочинение на тему, связанную с произведениями второй половины XX — начала XXI века.
Но все же самое главное — это родительская поддержка, с ней все преодолимо.